
Фото: Orkhan Farmanli/Unsplash
Азербайджан традиционно является страной, где господствует ислам. Действительно — абсолютное большинство жителей Азербайджана являются мусульманами, но нашлось в данном государстве место и для православного христианства. Что имеет обоснованную причину.
Земли, где теперь живут азербайджанцы, были когда-то полностью населены христианами. Христианским просветителем региона считается святой апостол Варфоломей. Начиная с четвертого века территорией современного государства Азербайджан управляли христианские правители, потомки царя Урнайра. Но в результате мусульманского нашествия в восьмом столетии Азербайджан по сути утратил свой христианский статус. Русские православные приходы существуют на территории Азербайджана начиная с 19 века. Сегодня в этой стране имеется епархия Русской Православной Церкви, которая объединяет православных азербайджанцев.
Живут на азербайджанской земле и наследники упомянутой уже древней христианской традиции. Это совсем маленькая народность, которая носит название «удины». Их в мире насчитывается всего около десяти тысяч. Удины существуют, как минимум, с пятого века до Рождества Христова, в те годы они именовались Утии. Христианство утии приняли в конце третьего — начале четвертого веков по Рождестве Христовом.
Утии являлись обитателями древнего государства Кавказская Албания. Первоначально утии-удины в религиозном плане были частью Армянской Церкви и вместе с ней разорвали отношения с Церковью Православной в пятом веке уже по Рождестве Христовом.
Удины продолжали существовать внутри Армянской Церкви вплоть до середины прошлого столетия. Гонения на веру в СССР, а также военный конфликт в Нагорном Карабахе отсоединили удин от армянского христианства. Армянские священники не могли уже окормлять удинские приходы.
В результате, довольно большая часть народности перешла в Православие. В 2001 году группа удинов присоединилась к Бакинской епархии Русской Церкви по благословению Патриарха Алексия Второго, а с 2006 года православные священники имеют возможность совершать богослужение в удинских храмах.
К сожалению, удины, ставшие православными, по-прежнему в культурном, национальном плане остаются замкнутыми. В их домах, например, горит традиционный неугасимый огонь — остаток древнего огнепоклонничества.
Служащие в удинских храмах русские священники подчас просто совершают богослужение, но не руководят общиной. Но есть все же надежда, что ситуация изменится в положительную сторону и удины станут полноценной частью Православной Церкви на территории Азербайджана.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема