
Поезд шёл через всю Европу. Я ехала из Лондона в Москву. В купе была одна, сидела у окна, книгу читала, смотрела на пейзажи. Мимо плыли поля разноцветные, городки. И вот в Польше встали мы на переезде, и стоим.... А на меня вдруг такая грусть накатила, и так одиноко стало... Так, что душу защемило. И гляжу я тоскливо в окно на переезд этот...
Вечер уже, закат, маленький какой-то посёлок, небогато кругом, домики скромные. Грузовик ждёт на переезде, у шлагбаума. А рядом — велосипедист. Немолодой такой высокий поляк в джинсах, велосипед у него старый, чёрный. Одну ногу на землю поставил, упёрся, другую на педали держит, ждёт... И кто-то у него сидит под курткой, за пазухой. Шевелится этот кто-то там, то вверх лезет, то сползает! А кто — не видно. Поляк его всё подпихивает на место. А тот все копошится под курткой. И поезд наш стоит.
До того мне любопытно стало, я прямо прилипла к окну!
И человек тот меня заметил. Увидел, как я его разглядываю. Мне неловко, ну, я жестами ему показываю — мол, кто это там у вас?
Улыбнулся. Слез с велосипеда, пристроил его сбоку, обе руки засунул под куртку...
И достал оттуда поляк толстую, рыжую, морскую свинку! И высоко так поднял её в руках, чтоб я рассмотрела получше. Свинка болтала лапками в воздухе.
Я засмеялась. Тут поезд качнулся и пошел, поворачивая. А я ещё успела немного посмотреть на удалявшегося человека со свинкой в поднятых руках. Он меня тоже видел, высоко её держал!
Так мы поговорили. Хотя ничего и не сказали друг другу.
Поезд поспешил дальше.
Но в купе я была уже не одна. Со мной была радость, подаренная незнакомым человеком. И не в смешной свинке тут дело. А в открывшейся мне душе, в которой увидела я и любовь к зверьку тому, и любовь, да, именно душевную любовь ко мне, незнакомой. Ведь даже в таком простом поступке может засветиться человеческая любовь, тепло другой души. Красивую душу я встретила в тот вечер.
Случилось это много лет назад. А я по сей день вспоминаю того поляка. И каждый раз мне снова становится тепло и радостно. Представляете, какой подарок он мне сделал?
За пазухой у того человека была доброта — очень много доброты. Вот её-то он и достал. И мне подарил.
А знаете, ведь у каждого из нас за пазухой есть такой подарок. Просто, не помним мы об этом, не думаем. Но он там есть.
Я после той встречи поняла, что можно вот так просто, даже не утруждаясь особенно, порадовать другую душу. Улыбка это будет, приветливое слово, маленькая помощь, или просто добрый взгляд — не важно. Главное, чтобы от всего сердца, так искренне, как искренне разулыбался тот добрый человек с морской свинкой.
Только представьте: вы достанете из-за пазухи немного тепла, поделитесь с кем-то. А этот кто-то, даже не зная вас, потом долгие годы будет вспоминать вас добрым словом. Чудесно, правда?
Живёт сейчас где-то тот поляк, и не знает, что я, тут, теперь, говорю:
«Спасибо тебе, хороший человек». А ведь «спасибо» значит «спаси Бог». Очень правильное это слово — «спасибо».
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема