
Поезд шёл через всю Европу. Я ехала из Лондона в Москву. В купе была одна, сидела у окна, книгу читала, смотрела на пейзажи. Мимо плыли поля разноцветные, городки. И вот в Польше встали мы на переезде, и стоим.... А на меня вдруг такая грусть накатила, и так одиноко стало... Так, что душу защемило. И гляжу я тоскливо в окно на переезд этот...
Вечер уже, закат, маленький какой-то посёлок, небогато кругом, домики скромные. Грузовик ждёт на переезде, у шлагбаума. А рядом — велосипедист. Немолодой такой высокий поляк в джинсах, велосипед у него старый, чёрный. Одну ногу на землю поставил, упёрся, другую на педали держит, ждёт... И кто-то у него сидит под курткой, за пазухой. Шевелится этот кто-то там, то вверх лезет, то сползает! А кто — не видно. Поляк его всё подпихивает на место. А тот все копошится под курткой. И поезд наш стоит.
До того мне любопытно стало, я прямо прилипла к окну!
И человек тот меня заметил. Увидел, как я его разглядываю. Мне неловко, ну, я жестами ему показываю — мол, кто это там у вас?
Улыбнулся. Слез с велосипеда, пристроил его сбоку, обе руки засунул под куртку...
И достал оттуда поляк толстую, рыжую, морскую свинку! И высоко так поднял её в руках, чтоб я рассмотрела получше. Свинка болтала лапками в воздухе.
Я засмеялась. Тут поезд качнулся и пошел, поворачивая. А я ещё успела немного посмотреть на удалявшегося человека со свинкой в поднятых руках. Он меня тоже видел, высоко её держал!
Так мы поговорили. Хотя ничего и не сказали друг другу.
Поезд поспешил дальше.
Но в купе я была уже не одна. Со мной была радость, подаренная незнакомым человеком. И не в смешной свинке тут дело. А в открывшейся мне душе, в которой увидела я и любовь к зверьку тому, и любовь, да, именно душевную любовь ко мне, незнакомой. Ведь даже в таком простом поступке может засветиться человеческая любовь, тепло другой души. Красивую душу я встретила в тот вечер.
Случилось это много лет назад. А я по сей день вспоминаю того поляка. И каждый раз мне снова становится тепло и радостно. Представляете, какой подарок он мне сделал?
За пазухой у того человека была доброта — очень много доброты. Вот её-то он и достал. И мне подарил.
А знаете, ведь у каждого из нас за пазухой есть такой подарок. Просто, не помним мы об этом, не думаем. Но он там есть.
Я после той встречи поняла, что можно вот так просто, даже не утруждаясь особенно, порадовать другую душу. Улыбка это будет, приветливое слово, маленькая помощь, или просто добрый взгляд — не важно. Главное, чтобы от всего сердца, так искренне, как искренне разулыбался тот добрый человек с морской свинкой.
Только представьте: вы достанете из-за пазухи немного тепла, поделитесь с кем-то. А этот кто-то, даже не зная вас, потом долгие годы будет вспоминать вас добрым словом. Чудесно, правда?
Живёт сейчас где-то тот поляк, и не знает, что я, тут, теперь, говорю:
«Спасибо тебе, хороший человек». А ведь «спасибо» значит «спаси Бог». Очень правильное это слово — «спасибо».
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема