
Татьяна Любомирская
Листая в телефоне новостную ленту, я вдруг увидела сообщение: «На ближайшие два дня несколько крупных авиакомпаний отменили все рейсы в Сочи из-за нелетной погоды».
Вот это да! А у меня завтра планируется вылет именно в этот город.
Моей авиакомпании в опубликованном списке не было, но я в панике я стала проверять почту: не приходило ли письмо, сообщающее, что мой рейс отменен? Нет, всё тихо. На сайте авиакомпании тоже никаких известий. Встревоженная, я стала собирать сумку в дорогу. Как это так ‒ все отменяют рейсы, а мой самолет все-таки планирует лететь? Не опасно ли это? С другой стороны, руководство авиакомпании наверно знает, что делает, а мне очень нужно попасть в Сочи. Пожалуй, все-таки рискну, полечу!
Второй тревожный звоночек произошел уже в аэропорту. Выстояв огромную очередь на регистрацию, я наконец-то подошла к стойке и протянула паспорт. И тут случился какой-то сбой компьютерной системы, все места в самолете оказались заняты. Пока сотрудники аэропорта разбирались с проблемой, уже объявили посадку на мой рейс, а я всё еще не могла зарегистрироваться! В голове назойливо пульсировала мысль: «наверно это предупреждение, что мне не нужно лететь».
«Глупости, — сказала я себе. — Это всего лишь мои страхи. Всё будет хорошо!».
И едва мне протянули долгожданный посадочный талон, опрометью бросилась на посадку.
Поначалу всё шло хорошо. В Москве стояла прекрасная погода, за окном самолета лучезарно сияло солнце. Однако вскоре едва прозрачная дымка облаков стала наливаться густым серым цветом и, в конце концов, превратилась в непроглядную пелену. Когда самолет пошел на посадку, вокруг не было ничего, кроме вязкого тумана.
Даже в пассажирском кресле ощущалось, как осторожно ведет себя пилот, словно на ощупь пробираясь в этом сером сумраке. Казалось, самолет вот-вот опустится на землю, но тут двигатели заработали во всю мощь, и мы снова взмыли в воздух. И так продолжалось еще несколько раз, пока наконец пилот не обратился к пассажирам по громкой связи:
— Уважаемые пассажиры! Из-за очень плохой видимости мы не можем осуществить посадку. Топлива у нас примерно на два часа. Мы будем продолжать попытки, но, если в течение этого времени погода не улучшится, нам придется лететь на запасной аэродром в Минеральные воды.
По самолету пронесся общий вздох. Мне же стало по-настоящему страшно. Конечно, приземлиться совсем в другом городе — приятного мало и сопряжено со многими хлопотами. Но это еще пол беды. Кто знает, как пройдут эти попытки посадить самолет при нулевой видимости и с ограниченным топливом? Всё окружающее вдруг стало казаться таким ненадежным, таким хрупким.
Что же можно сделать в такой ситуации? Только молиться. На ум сразу пришел Николай Чудотворец, известный как покровитель путешествующих. И я обратилась к нему, взывая о помощи так сильно, как наверно не просила никогда в жизни.
Самое интересное то, что, обращаясь к Николаю, я не испытывала ни малейшего сомнения: он поможет. Поможет именно потому, что сейчас моя молитва — настоящая. Не просто машинальный повтор заученных слов без осознания их смысла, а искренний, очень-очень горячий разговор с Богом и Его святым угодником. «Просите, и дано будет вам», — говорил Христос. Если моя молитва сейчас — не просьба, то, значит, я не умею просить.
Последующая за моей молитвой попытка посадить самолет оказалась успешной. Едва шасси коснулись взлетной полосы, в салоне самолета раздались такие рукоплескания, которых на своем веку не слышал ни один концертный зал.
Моя поездка в Сочи прошла очень хорошо. Все тревожные события, которые я трактовала как предостережение от этой поездки, оказались просто событиями. Но кто знает? Возможно, эта цепочка обстоятельств нужна была именно для того, чтобы я соприкоснулась с опытом настоящей, сердечной молитвы? Той самой молитвы, которая не может быть неуслышанной. Той самой молитвы, которая наполняет душу восторгом от близости Господа и Его мгновенной помощи, когда всё твое существо устремлено к Нему.
Как сохранить это ощущение? Не потерять его в повседневной рутине и ложном чувстве безопасности? Наверно, только воспоминанием о таких происшествиях и уверенности, что Господь никогда нас не оставит. Ни на земле, ни на небе.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 112 зач., XIII, 11 - XIV, 4.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Ограничение в пище, строгий пост вплоть до отказа от еды, всегда и во многих религиозных традициях рассматривались как признак и условие активной и насыщенной духовной жизни. Христианская вера не исключение. Нередко, если мы видим человека, который следует строгим гастрономическим ограничениям, мы проникаемся к нему уважением. Ведь для нас это свидетельство крепости его веры. Однако, отрывок из 13-й и 14-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах, говорит о том, что это не всегда так. Давайте послушаем.
Глава 13.
11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.
12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света.
13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти;
14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.
Глава 14.
1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях.
2 Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи.
3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.
4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.
Как мы видим, в римской общине христиан среди верующих отношение к еде было неоднородным. Кто-то ел всё, что Бог послал, и не придерживался относительно пищи строгих запретов. Кто-то, напротив, был очень щепетилен в этом вопросе, воздерживался от употребления мяса и ел только овощи. Другими словами, в церковной общине Рима было строгое направление и более свободное. Обращает на себя внимание то, что именно строгих постников апостол Павел называет немощными в вере. «Как же так?» — спросим мы, — «А как же святые подвижники и аскеты, рацион которых был очень скудным?».
Дело в том, что особое отношение к еде практиковалось и у иудеев, и у язычников того времени. В еврейских священных книгах были целые списки чистых и нечистых животных. В пищу годились только чистые. Мясо нечистых оскверняло и лишало человека права принимать участие в богослужении. Подобное мы видим и в многочисленных языческих сектах. Так, например, последователи Пифагора верили, что любое проявление телесности — это скверна. А потому задача человека путём строгой дисциплины скинуть с себя путы материи и выйти в мир духа. И воздержание от мяса было важным условием достижения успеха.
Люди, которые приходили в Церковь в то время, нередко приносили с собой багаж этих предрассудков. Они ещё не знали, как верно организовать свою духовную жизнь. Всё их внимание было сосредоточено на внешних действиях. И пищевые ограничения, как самые очевидные, они ставили во главу угла. А потому совершенно игнорировали то, о чём учил Христос. А Он в Евангелии чётко говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека... ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
Вот почему Павел называет таких строгих ревнителей немощными. Им ещё не знакомо то состояние, которое он называет «свободой во Христе». Это такой образ мысли и чувств, когда человек руководствуется в своей деятельности не столько внешними правилами, не ритуальным уставом. Он в большей степени доверяет духовной интуиции, которая поселилась в его сердце в результате исполнения евангельских заповедей о любви, милости и снисхождении к людям ради Христа. Такой человек — не анархист, он не отвергает букву закона. Просто его ведёт Дух Божий, Который подсказывает, как именно ему применить эту букву в той или иной ситуации. В том числе, какие пищевые ограничения на себя наложить, а где сделать послабление.
Воздержание в пище святых отцов-аскетов имеет в своей основе именно этот духовный мотив. Именно за свой подвиг евангельского братолюбия они получили от Бога привилегию и силы для совершенного воздержания. Чтобы в ещё больше степени очистить своё сердце, в ещё большей степени вместить в него Духа Божия и в ещё большей степени проявлять любовь к окружающим.
Поэтому и делает Павел акцент не на внешней форме поста, а на внутреннем делании. Он призывает к умеренности. «Заботу о плоти не превращайте в похоти», — говорит он. Павла в большей степени интересует не аскеза ради аскезы, а добрые, мирные отношения между людьми в общине. Поэтому и призывает он не превозноситься друг над другом и снисходить к опыту ближних. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест», — говорит он. У каждого свой путь и своя мера.
Дай же и нам, Господи, силы и разума в первую очередь исполнять Твои заповеди по отношению к нашим ближним. Чтобы Твой Дух наполнил наше сердце и указал, как именно нам идти по пути ко спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Видеоувеличитель поможет Андрею и Феде развиваться

Андрей и Фёдор — братья. Первому 9 лет, второму — 6. У обоих инвалидность по зрению. Они не различают цвета́, то есть видят мир в сером цвете. Кроме этого, у ребят снижена острота зрения. Андрей может не узнать родных даже с расстояния 10 шагов, пока не услышит их голос. Федя видит немного лучше, но совсем не различает светлые полутона. Несмотря на эту патологию братья живут активно и представляют, кем станут в будущем. Андрей интересуется профессиями космонавта и инженера. А Федя хочет быть поваром или программистом. Дружная семья поддерживает мальчишек во многих стремлениях и делает всё, чтобы их жизнь была интересной и насыщенной.
Старший из братьев, Андрей, хорошо ориентируется в пространстве, занимается вольной борьбой, плаванием и учится играть на фортепиано. Младший, Федя, тоже ходит в бассейн, осваивает игру на фортепиано и занимается танцами. Вот только осваивать чтение и письмо ребята могут с трудом. Чтобы разглядеть буквы, мелкие детали или картинки, мальчишкам приходится практически вплотную склоняться к книгам и предметам. Настало время, когда без специализированного оборудования им просто не справиться.
Братьям необходим видеоувеличитель. Этот прибор создан специально для людей с нарушениями зрения. Он станет для Андрея и Феди незаменимым помощником в учёбе и в жизни. Собрать средства на дорогое оборудование семье Галочкиных, в которой растут трое детей, помогает фонд «Люди — маяки». Поучаствовать в добром деле можете и вы, для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Подарим Андрею и Феде возможность учиться и развиваться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев

Гостем программы «Исторический час» был кандидат исторических наук Глеб Елисеев.
Разговор шел о жизни святителя Серафима (Соболева), о его епископском служении в эмиграции после революции в России, о роли в создании Русской Православной Церкви Заграницей и о последующем возвращении в Московский Патриархат.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святитель Серафим (Соболев)». Глеб Елисеев
- «Адмирал Андрей Августович Эбергард». Константин Залесский
- «Великая Отечественная война и танкостроение». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов