14 сентября мы отмечаем начало церковного года. Первого сентября по старому стилю Церковь вспоминает, как Господь произнес свою проповедь в синагоге, упомянутую в Евангелии от Луки. В ней Господь приводит ветхозаветное пророчество Исайи, и говорит о том, что эти слова исполняются в Нем, Иисусе. Вот эти слова: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук.4:18,19) Что такое «лето Господне благоприятное?» Речь идет о так называемом «юбилейном годе». По ветхозаветному закону, каждый пятидесятый год (Лев.25:11) все долги аннулировались, рабы отпускались на свободу, земельные участки возвращались тем, кто — за долги или как-то иначе — их потерял. В древнем Израиле — как и в любом человеком обществе — существовало расслоение, кто-то обогащался, кто-то впадал в нищету, кто-то приобретал обширные земли, кто-то шел в поденщики, кто-то хвалился полными сундуками денег, а кто-то сидел в долговой яме. Люди становились обездоленным по разным причинам — кто-то не был виноват в этом, и разорился из-за болезни, пожара, неурожая или еще каких-то несчастных обстоятельств, кто-то пострадал от собственной лени или пороков, но всем им лето Господне обещало новую жизнь. Ярмо рабства — обычного или долгового — отменялось, люди обретали свободу и получали участок земли, чтобы его возделывать и достойно кормиться трудами рук своих.
Богатеи, которые теряли рабов, деньги или земли, конечно, были недовольны — но для большинства людей это было время невыразимой радости и ликования. Все, что делало жизнь людей горькой и мучительной — нищета, долги, угнетение — прекращало существовать. Юбилейный год был установлен законом не только для того, чтобы поддерживать достоинство, равенство и справедливость среди народа Божия, но чтобы указывать на грядущее избавление, когда Бог даст своим людям свободу в гораздо более важном и высоком смысле — свободу от греха, от страха, от смерти. Это обычно для Ветхого Завета — те или иные древние события или установления предвещали то, что должно было совершиться с приходом Спасителя. И вот Христос возвещает, что наступает лето Господне — момент преображения, когда мы можем оставить, по благодати Божией, все наши прошлые грехи, беды, заблуждения. Обиды, которые мы потерпели и обиды, которые мы причинили, в прошлом. Мы можем быть освобождены, прощены, приняты, восстановлены в отношениях с Богом и друг с другом. Для нас может начаться совсем новая жизнь. И этот юбилейный год для нас, людей Нового Завета, может наступить в любой момент — как только мы решимся обратиться ко Христу в покаянии и вере.
Псалом 141. Богослужебные чтения
Неоправданные надежды — это всегда тяжёлое испытание для каждого из нас. Можно ли как-то предостеречь себя от подобных разочарований? Ответ на этот вопрос находим в 141-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 141.
Учение Давида. Молитва его, когда он был в пещере.
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился;
2 излил пред Ним моление моё; печаль мою открыл Ему.
3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.
4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признаёт меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.
5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище моё и часть моя на земле живых.
6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.
7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
Пророк Давид оказался при царском дворе будучи ещё юношей. Он был искусным музыкантом. Его игра нравилась царю Саулу. Она успокаивала его, когда на него нападал мрачный дух уныния. Со временем Давид стал любимцем царя. Поэтому и среди придворных он пользовался расположением. Было, конечно, и много завистников, но они молчали. Всё изменилось, когда Давид победил Голиафа. Простые люди стали восхвалять его больше, чем Саула. Царя начала мучить зависть и ревность, и он попытался убить Давида. Однако тот убежал.
Только что прозвучавший псалом был написан пророком Давидом в этот непростой для него период времени. Те люди, которые молча ему завидовали, стали открыто его злословить. Но не это самое печальное. Тяжелее то, что от него отвернулись те, кто ещё вчера клялся ему в вечной дружбе. Давид стал для них нежеланным гостем. Мало кто хотел портить из-за него отношения с царём. Поэтому и говорит Давид: «не ста́ло для меня́ убе́жища, никто́ не забо́тится о душе́ мое́й».
В этом возгласе слышатся сетования ребёнка, над которым зло подшутили уличные мальчишки. Или же жалобы юноши, которого предала легкомысленная и ветренная невеста. Другими словами, это интонации человека, который обманулся в своих ожиданиях. Он думал, что на людей можно положиться, что они утешат его, придут на помощь, поддержат и согреют. А тут оказалось, что правда жизни иная. У каждого свои цели.
От таких новостей и правда можно впасть в жесточайшее уныние. Но Давид верит, что эти тяжёлые события его жизни разворачиваются под присмотром со стороны Неба. Поэтому он и говорит: «Когда́ изнемога́л во мне дух мой, Ты знал стезю́ мою́». Бог наблюдает, как рушатся незрелые и наивные представления юноши. Наблюдает не ради забавы. Бог ждёт. Он ждёт, когда псалмопевец перестанет хвататься за иллюзию, что кто-то придёт к нему на помощь и чудесным образом решит все проблемы. Он ждёт, когда Давид наконец-то обратится к Нему.
Это в итоге и происходит. Мы видим, как мысли о людях уходят на второй план. Настрадавшись, пророк начинает взывать к Богу. «Вы́веди из темни́цы ду́шу мою́, что́бы мне сла́вить и́мя Твоё», — просит он. Под темницей Давид подразумевает свой внутренний мир. А, вернее, свои прежние представления, в которых очень много места занимает надежда на людей. Неоправданные надежды наполняют его душу печалью и скорбью. А потому он и просит Бога, освободить его из этой тюрьмы ложных привязанностей. Просит дать ему такое сердечное состояние, когда он будет ощущать опору в одном лишь Творце.
Все мы однажды оказываемся в ситуации, в которой оказался юный Давид. Для нас становится тяжким ударом пронизывающее осознание того, что каждый живёт свою жизнь, никто не будет решать наши проблемы, одним словом, что люди не заменят нам любящих родителей и доброго волшебника не существует. Порой это так потрясает, что мы разочаровываемся в жизни и людях. Мы озлобляемся. Закрываемся. Становимся жёсткими, подозрительными, нелюдимыми. Мы впадаем в состояние, которое отравляет и нашу жизнь, и жизнь наших близких.
А потому прозвучавший псалом даёт нам великую надежу. Оказывается, подобные потрясения происходят под чутким надзором. И цель у них всегда одна — наше духовное пробуждение. Это нечто вроде инициации, посвящения, пройдя через которое мы должны повзрослеть. Как повзрослел Давид. Вскоре после всего произошедшего межу ним и Саулом, Давид стал царём. Так и мы должны найти опору в Боге, который открывается нам в нашем собственном сердце. Который освобождает нас от ложных надежд и незрелых представлений о жизни. Он делает нас светочем для других людей. И уже не мы ищем в них поддержку. Но они приходят к нам, чтобы увидеть, какую твёрдость и мудрость Бог даёт человеку. Именно об этом и говорит царь Давид в конце своего псалма: «Вокру́г меня́ соберу́тся пра́ведные, когда́ Ты я́вишь мне благодея́ние».
Помогать сельским храмам

Владислав Баженов — участник проекта «Хранителем наследия может стать каждый», созданного фондом «Белый ирис». Владислав стремится вернуть к жизни старинный полуразрушенный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, что стоит на тверской земле. К этому служению мужчину подвело знакомство с историей своей семьи.
В селе Покров, где располагается церковь, жили его предки. Среди них — прапрадед, который участвовал в строительстве святыни и 12 лет трудился на приходе старостой.

Когда Владислав узнал, что судьба его родных связана с историей Покровской церкви, он не смог остаться в стороне. И год назад обратился за поддержкой в фонд сохранения культурного наследия «Белый ирис». Получил приглашение на встречу добровольцев и познакомился с людьми из разных регионов. Их всех объединяет общая идея: возрождение старинных храмов и духовной жизни в деревнях и сёлах.
Со временем Владислав присоединился к проекту «Хранителем наследия может стать каждый» (поддержан Фондом президентских грантов). В рамках него команда фонда «Белый ирис» подробно рассказывает, как помогать разрушенным святыням.
Владислав понемногу продвигается в своём деле. Нашёл единомышленников и получил поддержку жителей села Покров. Теперь он планирует организовать субботник.
Мужчина настроен позитивно: «В любом деле могут быть и успехи, и неудачи. Но в деле возрождения храмов любое начинание — это уже успех», — говорит Владислав Баженов.
Вы тоже можете присоединиться к сообществу неравнодушных людей и помогать старинным храмам. Узнайте об этом больше на сайте фонда «Белый ирис».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Развитие проекта «Крохино». Анор Тукаева
Гостьей программы «Светлый вечер» была директор фонда «Крохино» Анор Тукаева.
Разговор шел о том, как удается восстанавливать затопленный храм в Крохино и как эта инициатива объединяет и вдохновляет неравнодушных людей. Наша гостья рассказала, как чудесным образом, с явной поддержкой от Бога и благодаря участию людей удалось спасти храм от разрушения, как это место стало для нее важным и почти родным, как меняется отношение к ней и храму у местных жителей и как восстановление храма стало началом большого проекта, привлекающего внимание к истории этих мест.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер












