
Фото: PxHere
С 60-х годов 19 века Российская империя усиливала своё присутствие в Средней Азии. В 1867 году там появился новый российский регион — Туркестанское генерал-губернаторство с центром в городе Ташкенте. Россия защищала свои интересы в Средней Азии, куда уже давно устремили взоры англичане. У Британии имелись обширные колонии на Востоке. Афганистан, граничащий с Туркестанским генерал-губернаторством, тоже находился в подчинении у британской короны. Но англичане не хотели на этом останавливаться. В их планы входил контроль над всей Средней Азией. При этом большинство среднеазиатских государств и областей тяготели к России, и добровольно присягали на верность русскому императору. В 1884 году это сделал один из древних регионов на границе с Афганистаном — Оазис Мерв. Спустя год после его присоединения, в 1885-м, между Россией и Британией произошло столкновение, которое раз и навсегда остановило продвижение англичан вглубь Средней Азии. Оно вошло в историю как бой на реке Кушке.
Это был, по сути, единственный вооружённый конфликт за всё время правления императора Александра Третьего, который не зря получил прозвание Миротворец. «Всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры для того, чтобы избегать ужасов войны», — говорил Александр. Однако военное столкновение на Кушке оказалось неизбежным — Россия была вынуждена защищать свои рубежи. Подстрекаемые англичанами, афганцы захватили оазис Панджех, который входил в состав недавно присоединённого к России Оазиса Мерв. А, значит, территориально принадлежал Российской Империи. 12 марта 1885 года начальник Закаспийской области, генерал Александр Комаров, выдвинул афганским войскам требование покинуть захваченную российскую территорию. Генерал ждал неделю. Ответа не последовало. А потом афганцы начали стрельбу. 18 марта Комаров отдал русским войскам приказ открыть по противнику ответный огонь.
Силы были неравными. Всего тысяча восемьсот российских солдат против четырёхтысячного афганского войска, которым руководили английские военные советники. Однако русская пехота, казаки и местные туркменские бойцы храбро пошли на врага. Противник быстро обратился в бегство! На позициях осталось не больше тысячи афганцев, которые очень скоро были повержены. После боя российская сторона оказала медицинскую помощь раненым афганцам и отпустила взятых в плен. А русские дипломаты отправили афганским властям письменное заверение в том, что Россия уважает территориальную целостность Афганистана, и кроме своих освобождённых территорий, ни на какие другие не претендует. Это был мудрый дипломатический ход. Ведь Британия мерила собственной меркой, и была уверена, что русские пойдут дальше, и вторгнутся в Афганистан. Тогда против Российской Империи выступили бы уже сами англичане. Нужен был только повод. Однако России с помощью тонкой дипломатии удалось предотвратить большую войну.
Спустя неделю после убедительной победы, 25 марта, на берегах реки Кушки праздновали православную Пасху. Солдаты радостно христосовались. В небо взлетал салют из трофейных афганский орудий. Лондону ничего другого не оставалось, как признать за Россией спорные территории. В 1890-м на реке Кушке появилась одноимённая русская крепость. Почти столетие, вплоть до распада Советского Союза, по этой земле проходила самая южная граница нашего государства.
Все выпуски программы Открываем историю
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер