Иерусалим. 701 год до нашей эры. К городу приближается многочисленная и вооруженная до зубов ассийрийская армия. Перед иудейской столицей нависла угроза долговременной осады, выдержать которую было практически невозможно. Чтобы защитить город, необходимо максимально затруднить положение неприятеля. Библия сообщает, что по приказу иерусалимского царя Езекии были засыпаны все "источники воды". Кроме того библейское сказание добавляет, что Езекия "провел воду в город». Между тем, никаких следов древнего водопровода еще полторы сотни лет назад не существовало и прогрессивные ученые считали его существование фантазией библейских авторов.
В тридцатых годах XIX века арабский мальчик-пастух упал в древний резервуар-бассейн, и, барахтаясь в грязи, добрался до другой стороны, где к своему удивлению обнаружил длинный туннель. Спустя некоторое время о находке стало известно американскому исследователю Эдварду Робинсону, который лично прошел по забитому вековой грязью и лужами с протухшей водой тоннелю, исследовав его вдоль и поперек.
ЭКСПЕРТ: Тоннель, длинной более 500 метров, нигде не выходил на поверхность, и воздух поступал в него через специально пробитые вентиляционные колодцы. Высота потолка этого подземного коридора превышала человеческий рост, достигая почти двух метров. Безусловно, это было замечательное для своего времени сооружение: полукилометровый тоннель, соединяющий Иерусалим с источником воды, который расположен за городскими стенами. Но был ли этот тот самый тоннель, который, как повествует Библия, был создан царем Езекией?
Ответ на вопрос о том, когда и кем был построен тоннель, был найден совершенно случайно, и как это нередко бывало, не учеными, а двумя арабскими мальчишками. В 1880 году они нашли в южной части тоннеля выбитую в стене надпись на древнееврейском языке. На каменной плите шириной более метра выбиты слова о том, что этот водопровод был проложен царем Езекией при подготовке к осаде Иерусалима ассирийцами. Плита с древней надписью была установлена в том месте, где встретились две бригады каменотесов, вырубавших тоннель с двух разных концов. Эта надпись, получившая название «Силоамская» окончательно подтвердила важный эпизод из истории спасения Иерусалима, описанный в библейском повествовании о царе Езекии. Кроме того, древняя надпись в тоннеле помогла разгадать еще одну библейскую загадку.
ЭКСПЕРТ: В Библии нередко встречается мера длины под названием локоть. К примеру, в локтях измерялась длина Ноева ковчега. Размер тоннеля царя Езекии также был указан его строителями в локтях. Ученые измерили древнее сооружение и теперь общеизвестно, что библейский локоть – это 45 сантиметров и 72 миллиметра. Эти знания, в частности, помогают ученым более подробно изучать описания различных построек, дошедшие до нас благодаря библейским повествованиям.
Сегодня легендарная надпись хранится с археологическом музее Стамбула. Ее содержание стало настоящим откровением для археологов. Однако в библейской Четвертой книге царств есть слова о том, что Езекия сделал водопровод и провёл воду в город, и эти слова практически совпадают с надписью в тоннеле. Именно поэтому содержание «Силоамской надписи» нисколько не удивило исследователей Священного писания, а лишь утвердило их веру в историчность Библейских книг.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема