Святая Елена одна из наиболее известных и почитаемых равноапостольных жен.
Подвиги ее известны и прославлены. Историческая роль бесспорна и давно определена. Это ее бурной и смелой деятельностью христианский мир обрел одни из главных святынь: и Гроб Господень, и Животворящий Крест и многие иные. Равноапостольной – то есть равной по исторической и духовной роли – апостолам Елену называют за неустанную проповедь Евангелия и церковную деятельность.
Но, был у нее и еще один великий подвиг – подвиг женского и материнского терпения, тихого и выдающегося смирения. Смирения того драгоценного образца, в котором нет самоуничижения, но великое достоинство и доброта.
Елена была дочерью содержателя придорожной гостиницы. Красивой, послушной. Впечатленной ее внешностью и нравом Констанций Хлор, молодой человек благородного рода, избрал ее в жены. Елена и Констанций не были в то время христианами, но симпатизировали и даже покровительствовали христианству. Вскоре у них родился сын Константин.
Это было время гонений на христиан и непрекращающихся войн. В какой –то момент император Римской империи Диоклетиан разделяет империю и отдает Констанцию Галлию и Британию. Супругой правителя таких земель, по мнению Диоклетиана, не может быть простолюдинка.
Отказаться от власти Констанций Хлор не хотел, да и не мог. Он разводится с Еленой.
В новые жены ему дают девушку из царского рода – Феодору. Но и это еще не все. Одиннадцатилетнего Константина – единственного сына Елены – отбирают силой и отправляют во двор Диоклетиана.
Елена остается одна. Пятнадцать лет звенящего одиночества. Тоски по мужу и ребенку. Молитв и терпения.
Те христианские максимы, которые Елена успела заложить в сыне, помогают ему, оказавшемуся в языческом окружении, в роскоши и торжестве власти – сохранить себя. Не увлечься разгулом диоклетиановского двора, остаться равнодушным к богатству и вседозволенности.
После смерти отца Константин получает императорский титул. И , удивительно , еще не будучи крещённым, молодой император провозглашает в подвластных ему странах свободу исповедания христианской религии.
Константин переносит столицу из языческого Рима на восток, в ВизАнтий, который переименовывается в Константинополь. Возвращает многих бежавших христиан, заказывает великолепные свитки с писаниями и богослужебные книги, устраивает церкви. Константин помнит и знает, кто заложил в нем основу основ его христианства и Боголюбия. Но только в 325 году он находит и возвращает из изгнания свою мать, Елену.
Елена не просто получает царскую корону августы, но и право печатать собственную монету и распоряжаться царской казной. По воспоминаниям современников царица Елена оставалась простой и скромной, производила впечатление тактом, добротой и милосердием. Годы смирения не сломали ее, не родили комплексов, озлобленности, мстительности. Удивительно, что христианство Елена принимает под влиянием сына довольно поздно, в шестьдесят с небольшим лет. Но основу, камень христианской веры, в Константине заложила она сама.
Получив новые возможности, Елена становится главной помощницей сына в его устремлениях: найти Крест Господа, восстановить Его путь, отметить каждый шаг Христа часовнями и церквами. Став мудрой и кроткой старицей, Елена как и много лет назад остается крепким тылом, вдохновением и нравственной поддержкой своего царственного сына.
Умерла она, когда ей было далеко за 80, в хрониках тех лет записано, что «окончила Елена свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого служившего ей сына».
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер