
«Каждый христианин, будь то мужчина или женщина, должен заботиться не только о своём спасении, но должен ещё заботиться и о своих братьях. А тот, кто печётся только о себе и совсем не заботится о ближних, не наследует Царствия Божия».
Так говорил, стоя посреди деревенской площади, пожилой, но вдохновенный и очень живой священник. Толпа собравшихся крестьян одобрительно загудела, а проповедник, которого называли святым Космой, продолжал говорить. Слова его были так сильны, что уставшие за день крестьяне будто забыли о времени и до самой ночи слушали Косма.
— Благородные братья, вы хотите быть людьми или ослами?
— Людьми.
— Тогда сделайте тело рабом, а душу его госпожой, и будете называться людьми.
Так учил Косма.
Шёл восемнадцатый век от Рождества Христова. Завоёванная турками Греция находилась на краю полной гибели. Народ забывал о своей вере: многие деревни целиком принимали ислам. Те же, кто формально оставались православными, почти ничего не знали о вере, не исповедовались и не причащались.
В это-то трудное время и появился святой Косма Этолийский. Получив духовное образование на Афоне, по благословению Константинопольского патриарха он вышел на проповедь по всей Греции, чтобы вернуть народ к отцовской вере. Косма обошёл множество селений и основал сотни народных школ. Он призывал греков быть верными Богу несмотря ни на что, говоря: «Тот, у кого в сердце Христос, не боится целого мира. Будем всегда иметь Бога в наших сердцах, и тогда нам ничего не будет страшно. Всегда возлагайте надежду на Бога».
В беседах с народом Косма часто прибегал к сильным образам, интересным сравнениям. Однажды он сказал одному человеку:
— Хочешь понять, брат мой, чем ты обязан Богу? У тебя есть жена. Ты был бы рад, если бы другой поцеловал её?
— Нет.
— В какой степени ты не хочешь, чтобы другой был связан с твоей женой, в такой же Бог не хочет, чтобы ты имел связь с диаволом. Бог создал нас не для диавола и ада, но для Себя и для Рая.
Святому Косме часто приходилось исправлять огрубевшие под турецким игом нравы греков.
— Как вы относитесь к женщинам? — спросил как-то Косма собравшихся мужчин.
— Как к существам низшим.
— Напрасно, братья мои, если вы, мужчины, хотите быть лучше, чем ваши жёны, вы должны и поступки совершать более достойные, чем они. А тебе, брат мой, мужчина, следует обращаться с женщиной не как с рабыней, поскольку и она, подобно тебе, творение Божие.
Косма обрёл всенародную любовь, в переходах из одного селения в другое за ним шли тысячи людей. Святого Косму уважали даже разбойники и турки. Так, знаменитый в то время разбойник Тоцкас после встречи с Космой коренным образом переменил свою жизнь и стал глубоко верующим. Правитель Эпира Али-паша считал Косму святым человеком и снисходительно относился к христианской проповеди.
Но чем больше проповедовал Косма, тем больше у него появлялось не только друзей, но и врагов. В 1779 году он был удавлен после сфабрикованного обвинения в шпионаже против Турции в пользу России.
Наследие святого Космы — это сотни проповедей и народных школ, а также десятки поразительных, документально засвидетельствованных пророчеств, многие из которых исполнились только в наше время.
Так, Косма пророчествовал: «Весь мир будет опоясан одной ниткой, люди будут разговаривать из одной дальней местности с другой, например, из Константинополя с Россией».
Святой Косма Этолийский даёт нам пример истинно христианской жизни, наполненной служением Богу и ближним.
Онежский Крестный монастырь (Архангельская область, остров Кий)
Одна из жемчужин Русского Севера — остров Кий. Он находится в заливе Белого моря юго-западнее Архангельска, в восьми километрах от Онежского полуострова. Кий в переводе с карельского языка означает камень и остров полностью соответствует своему названию — это гранитная плита, поросшая мхом. Её площадь — три километра в длину, пятьсот метров в ширину. Здесь нет проезжих дорог. Северные сосны цепляются крепкими корнями за скалы, в небе парят серебристые чайки и над всем царит глубокая тишина.
В южной части безлюдного острова расположен храмовый комплекс семнадцатого века. История его создания связана с именем патриарха Никона. В юности святитель подвизался монахом на Соловках. Из-за разногласий с настоятелем он покинул обитель на лодке. На море разыгрался шторм и молодой инок едва не погиб. Буря выбросила его на скалистый берег острова Кий. Никон установил на месте спасения памятный крест. А в 1656 году, уже будучи патриархом, вернулся сюда и основал монашескую обитель — Онежский Крестный монастырь.
Святитель не только лично выбрал место для строительства, но и принимал участие в проектировании церковного комплекса. Архитектурный ансамбль, похожий на крепость, органично вписался в суровый ландшафт острова. До наших дней здесь сохранилось несколько зданий: это мощный Крестовоздвиженский собор, церковь в честь Происхождения честных древ Креста Господня, с примыкающими к ней братскими кельями, двухъярусный храм Рождества Богородицы с массивной колокольней, а также несколько деревянных построек.
Удалённый от цивилизации Онежский Крестный монастырь служил молитвенным прибежищем для нескольких поколений иноков. Чтимой святыней обители почти три столетия оставался трёхметровый поклонный крест. В Распятие, изготовленное из кипариса, по велению патриарха Никона поместили частицы мощей православных подвижников и камни со Святой земли. Крест украсили иконами, написанными на Афоне, с изображением двенадцати главных христианских праздников.
Святыня находилась в Крестовоздвиженском соборе Онежского Крестного монастыря до 1923 года. Когда безбожники захватили власть в России и закрыли обитель, Кийский крест стал экспонатом Исторического музея в Москве. В 1991 году реликвию передали в столичный храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, там она хранится и поныне.
Онежский Крестный монастырь до сих пор остается недействующим. Однако, в 1991 году власти позволили православным освятить Крестовоздвиженский собор, в 2016-м под его сводами совершилась первая после долгого перерыва литургия. Верующие надеются, что когда-нибудь обитель, основанная патриархом Никоном на острове Кий в Белом море, возродится.
Все выпуски программы ПроСтранствия
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема







