
Фото: PxHere
В праздник Сретения Господня мы вспоминаем святого Симеона. Именно он встретил Богоматерь с младенцем Христом и праведного Иосифа в Иерусалимском храме. Кем же был этот человек? Как он заслужил такую честь и милость Божью?
Церковное Предание связывает праведного Симеона Богоприимца с одним из значимых событий в истории цивилизации. Считается, что он был участником первого перевода книги.
Это случилось в третьем веке до нашей эры, когда окончательно распалась огромная империя Александра Македонского. На её остатках возникали новые государства. Одни, как Рим, Египет или Парфянское царство возвышались. Другие, как Карфаген, были стёрты с лица земли. Египтом в это время правил царь Птолемей Второй, Филадельф. Столицей его державы была Александрия, пышный и величественный город.
Птолемей покровительствовал наукам и искусству. В его правление возвели одно из чудес света — огромный Фаросский маяк. Тогда же были созданы Александрийская библиотека, легендарная сокровищница знаний всего античного мира и Александрийский Мусейон, прототип современных музеев.
Кроме того Птолемей стал инициатором перевода с еврейского на греческий язык Священного Писания. Переложением священных книг на греческий занимались по одним источникам — семьдесят, по другим — семьдесят два иудея-переводчика. В их честь труд получил название «семьдесят», или по латыни «Септуагинта».
Среди учёных-толкователей был и мудрый Симеон. Он слыл одним из образованнейших людей своего времени. Евангелист Лука особо подчеркивает праведность Симеона: «Он был муж... благочестивый,.. и Дух Святый был на нем».
По преданию Симеон переводил книгу пророка Исайи. Он споткнулся на фрагменте «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Учёный подумал, что в рукопись вкралась ошибка, а может, не хотел смущать греческого читателя и решил заменить «Дева» на «Жена», то есть «женщина». Но тут Ангел Господень остановил руку Симеона. Он сказал, что если старец не верит пророку, то сам сможет убедиться в истинности предсказания. И Симеон уверовал и не изменил в тексте ни буквы.
Переводчик был одновременно и наказан, и благословлён. Отныне смерть не имела власти над Симеоном. Но горьким стало это бессмертие. Симеон увидел как уходили его близкие и друзья, погибали царства и народы. Он стал свидетелем того, как войска римского полководца Гнея Помпея штурмом взяли Иерусалимский храм и перебили всех его защитников. При нём Иудейское царство превратилось в маленькую провинцию на окраине Римской империи.
Симеон более чем два с половиной века жил одним — надеждой и обещанием самой важной встречи — с Богом. Мы знаем, что предсказание Ангела Господня сбылось. Праведник получил свою награду. И вот уже много веков Церковь вспоминает встречу Симеона с Богомладенцем Христом и с Богоматерью и чествует это событие как большой праздник.
Все выпуски программы Сретение Господне
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема