Среди множества православных святых есть особенно яркие личности. К таковым относится, например, святой Моисей Мурин — первый темнокожий православный святой. Мурин означает то же самое, что и мавр. Святой Моисей родился в Эфиопии в начале четвертого века и первую половину своей жизни посвятил пьянству и разбоям. Обладая огромным ростом и неимоверной физической силой, будущий святой в юности предавался всевозможным порокам и вместе с шайкой единомышленников промышлял грабежом.
Однажды в жизни Моисея произошло удивительное событие. Как-то среди ночи он посмотрел на небо, вспомнил о Боге, почувствовал Его близость, и бросил все, чем жил до этого, бросил свою огромную непобедимую банду и ушел в монастырь, где прожил вплоть до смерти.
Святого Моисея в православном мире почитают как молитвенного заступника и помощника для людей, страдающих от недуга пьянства или наркомании, а также для тех, кто хочет в корне поменять свою жизнь к лучшему. А еще своим покровителем святого Моисея считают все темнокожие православные христиане.
Есть на земном шаре место, где святого Моисея Мурина чтят по-особенному тепло. Место это называется Домом трудолюбия в честь праведного Иоанна Кронштадтского, который расположен в Бруклине — одном из районов Нью-Йорка.
История Дома трудолюбия в Бруклине началась в декабре 2002 года. Именно тогда к отцу Вадиму Арефьеву, русскому священнику в Нью-Йорке, подошла одна девушка и рассказала об ужасах существования бездомных, русских в том числе, в Бруклине.
Отец Вадим был очень потрясен услышанным, еще большее потрясение он испытал, когда совершил, так сказать, «экскурсию» по Брайтон-бич, улице Бруклина, районе компактного проживания русских эмигрантов. Священник своими глазами увидел трагедию существования многих бездомных людей.
В 2004 году отец Вадим основал на Брайтоне сначала часовню, а затем Дом трудолюбия при ней. В этом Доме могут найти пристанище бездомные, лишенные возможности получить помощь у американского государства. Они либо попали на территорию США нелегально, либо потеряли документы и восстановить их не в состоянии. Дом трудолюбия на Брайтоне создан по образцу тех, что создавал в России до революции святой Иоанн Кронштадтский. Здесь люди через молитву и труд исцеляются от многих душевных болезней.
Наряду со святым Иоанном Кронштадтским в нью-йоркском Доме трудолюбия особенно почитают святого Моисея Мурина. Во-первых, как было уже сказано, ему молятся об освобождении от алко- и наркозависимости. А во-вторых, многие коренные темнокожие американцы, видя его икону в часовне при Доме трудолюбия, воспринимают его как «своего» и ощущают, что в этом месте им помогут. Помощь, действительно, не заставляет себя ждать. За время существования Дома трудолюбия по молитвам святых Иоанна Кронштадтского и Моисея Мурина новую жизнь в нем нашли около ста человек.
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема