Среди множества православных святых есть особенно яркие личности. К таковым относится, например, святой Моисей Мурин — первый темнокожий православный святой. Мурин означает то же самое, что и мавр. Святой Моисей родился в Эфиопии в начале четвертого века и первую половину своей жизни посвятил пьянству и разбоям. Обладая огромным ростом и неимоверной физической силой, будущий святой в юности предавался всевозможным порокам и вместе с шайкой единомышленников промышлял грабежом.
Однажды в жизни Моисея произошло удивительное событие. Как-то среди ночи он посмотрел на небо, вспомнил о Боге, почувствовал Его близость, и бросил все, чем жил до этого, бросил свою огромную непобедимую банду и ушел в монастырь, где прожил вплоть до смерти.
Святого Моисея в православном мире почитают как молитвенного заступника и помощника для людей, страдающих от недуга пьянства или наркомании, а также для тех, кто хочет в корне поменять свою жизнь к лучшему. А еще своим покровителем святого Моисея считают все темнокожие православные христиане.
Есть на земном шаре место, где святого Моисея Мурина чтят по-особенному тепло. Место это называется Домом трудолюбия в честь праведного Иоанна Кронштадтского, который расположен в Бруклине — одном из районов Нью-Йорка.
История Дома трудолюбия в Бруклине началась в декабре 2002 года. Именно тогда к отцу Вадиму Арефьеву, русскому священнику в Нью-Йорке, подошла одна девушка и рассказала об ужасах существования бездомных, русских в том числе, в Бруклине.
Отец Вадим был очень потрясен услышанным, еще большее потрясение он испытал, когда совершил, так сказать, «экскурсию» по Брайтон-бич, улице Бруклина, районе компактного проживания русских эмигрантов. Священник своими глазами увидел трагедию существования многих бездомных людей.
В 2004 году отец Вадим основал на Брайтоне сначала часовню, а затем Дом трудолюбия при ней. В этом Доме могут найти пристанище бездомные, лишенные возможности получить помощь у американского государства. Они либо попали на территорию США нелегально, либо потеряли документы и восстановить их не в состоянии. Дом трудолюбия на Брайтоне создан по образцу тех, что создавал в России до революции святой Иоанн Кронштадтский. Здесь люди через молитву и труд исцеляются от многих душевных болезней.
Наряду со святым Иоанном Кронштадтским в нью-йоркском Доме трудолюбия особенно почитают святого Моисея Мурина. Во-первых, как было уже сказано, ему молятся об освобождении от алко- и наркозависимости. А во-вторых, многие коренные темнокожие американцы, видя его икону в часовне при Доме трудолюбия, воспринимают его как «своего» и ощущают, что в этом месте им помогут. Помощь, действительно, не заставляет себя ждать. За время существования Дома трудолюбия по молитвам святых Иоанна Кронштадтского и Моисея Мурина новую жизнь в нем нашли около ста человек.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема