
Николай Чудотворец святой, которого я знала с детства. Главным правилом перед любой поездкой для меня всегда было — попросить помощи святителя.
Это прочно вошло в жизнь. Первый тропарь, который вспоминаю в начале пути — святому Николаю Угоднику.
А что, если его можно было бы встретить в пути? Ведь есть же истории, когда Луку Крымского видели в реанимации, а Ксенюшку Петербургскую — возле её часовенки. Я размышляла об этом порой, а однажды подруга Аня рассказала свою историю такой встречи.
Она недавно уверовала в Господа, воцерковилась. И вера ее была детской и горячей. Но святых она тогда почти не знала. Я поделилась с ней своими размышлениями о встрече со святыми, а Аня говорит — «у меня было такое»!
И начала свой рассказ:
Собралась я как-то на машине в один старинный монастырь. Как водится, помолилась и отправилась. Ехать несколько часов. В самом начале пути на оживленном шоссе увидела голосовавшего старичка. Выглядел он как бездомный — одежда изношена, из-под рваной шапки торчали седые кудри, на ногах — огромные грязные ботинки.
Все машины неслись мимо. Я тоже было промчалась, но совесть обличала — за окном промозглая осень, он одет кое-как, вероятность, что его подвезут, очень мала. А ты не на работу опаздываешь. При первой же возможности развернулась. Подъехала к этому старичку. Открыла ему переднюю дверь, предложила:
— Садитесь!
— Деточка, ты посмотри, какой я грязный, всю твою чистенькую машинку собой испачкаю. Салон вон какой светленький.
— Ничего, дедуль.
— Милая, так я ж пахну плохо.
— Ничего страшного. Не переживайте, садитесь.
— Тогда я лучше назад сяду.
— Как вам удобно.
Он сел на заднее сиденье, по диагонали от меня. Так, что в зеркале заднего вида отражались его глаза. На фоне потемневшей, видимо от грязи кожи, они казались какими-то особенно ясными. И буквально светились добротой.
Машина мгновенно наполнилась неприятным запахом. Несмотря на холод за окном, я приоткрыла окна.
А дедушка стал благодарить. Говорит:
— Давно стою, озяб уже.
— Я включила подогрев сиденья, сейчас потеплее станет.
Он молчал и улыбался. А я все смотрела украдкой на его глаза, отражавшиеся в зеркале заднего вида.
Мы проехали всего ничего, и вдруг он попросил его высадить.
— Как? Уже? Да тут же лес кругом, куда здесь идти?
— Нет-нет, деточка, мне именно здесь надо. Как тебя зовут, милая? Помолюсь о тебе.
— Анна. А Вас, дедушка, как звать?
— А меня Николай.
Выходя из машины, он почему-то сказал: «Ну, увидимся, может, ещё».
Я подумала, как странно — где нам встречаться-то?
В общем, высадила его и поехала дальше. Но впечатления от встречи никак меня не отпускали. Всё взгляд его тёплый, ласковый воспоминала.
Добралась до обители благополучно, хотя в конце пути начался страшный ливень. Дворники на лобовом стекле не справлялись с потоками воды. Слава Богу, доехала — подумала я.
Сразу зашла в храм. Уже сумерки были, а в храме светло от свечей, тепло, уютно. Брожу от иконы к иконе незнакомых святых. И вдруг вижу знакомые глаза на меня с иконы глядят. Мурашки пробежали по телу.
Рядом девушка чистила подсвечник. Обратилась к ней: «Извините, не подскажете, кто этот святой?». Она ответила: «Николай Чудотворец. Он путешествующих бережёт. Ему в поездках молятся».
Я стояла перед иконой святого Николая, а, казалось, что с образа на меня глядит мой попутчик. Тоже Николай. Который пообещал ещё встретиться.
И я подумала: в Евангелии от Матфея мы читаем: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня».
Так просто и так сложно — увидеть нуждающегося в нашей помощи и не отказать ему. Не обратить внимания на внешнее, а заметить внутренний свет. Не проглядеть святого в нищем, а Христа — в любом человеке.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема