
Николай Чудотворец святой, которого я знала с детства. Главным правилом перед любой поездкой для меня всегда было — попросить помощи святителя.
Это прочно вошло в жизнь. Первый тропарь, который вспоминаю в начале пути — святому Николаю Угоднику.
А что, если его можно было бы встретить в пути? Ведь есть же истории, когда Луку Крымского видели в реанимации, а Ксенюшку Петербургскую — возле её часовенки. Я размышляла об этом порой, а однажды подруга Аня рассказала свою историю такой встречи.
Она недавно уверовала в Господа, воцерковилась. И вера ее была детской и горячей. Но святых она тогда почти не знала. Я поделилась с ней своими размышлениями о встрече со святыми, а Аня говорит — «у меня было такое»!
И начала свой рассказ:
Собралась я как-то на машине в один старинный монастырь. Как водится, помолилась и отправилась. Ехать несколько часов. В самом начале пути на оживленном шоссе увидела голосовавшего старичка. Выглядел он как бездомный — одежда изношена, из-под рваной шапки торчали седые кудри, на ногах — огромные грязные ботинки.
Все машины неслись мимо. Я тоже было промчалась, но совесть обличала — за окном промозглая осень, он одет кое-как, вероятность, что его подвезут, очень мала. А ты не на работу опаздываешь. При первой же возможности развернулась. Подъехала к этому старичку. Открыла ему переднюю дверь, предложила:
— Садитесь!
— Деточка, ты посмотри, какой я грязный, всю твою чистенькую машинку собой испачкаю. Салон вон какой светленький.
— Ничего, дедуль.
— Милая, так я ж пахну плохо.
— Ничего страшного. Не переживайте, садитесь.
— Тогда я лучше назад сяду.
— Как вам удобно.
Он сел на заднее сиденье, по диагонали от меня. Так, что в зеркале заднего вида отражались его глаза. На фоне потемневшей, видимо от грязи кожи, они казались какими-то особенно ясными. И буквально светились добротой.
Машина мгновенно наполнилась неприятным запахом. Несмотря на холод за окном, я приоткрыла окна.
А дедушка стал благодарить. Говорит:
— Давно стою, озяб уже.
— Я включила подогрев сиденья, сейчас потеплее станет.
Он молчал и улыбался. А я все смотрела украдкой на его глаза, отражавшиеся в зеркале заднего вида.
Мы проехали всего ничего, и вдруг он попросил его высадить.
— Как? Уже? Да тут же лес кругом, куда здесь идти?
— Нет-нет, деточка, мне именно здесь надо. Как тебя зовут, милая? Помолюсь о тебе.
— Анна. А Вас, дедушка, как звать?
— А меня Николай.
Выходя из машины, он почему-то сказал: «Ну, увидимся, может, ещё».
Я подумала, как странно — где нам встречаться-то?
В общем, высадила его и поехала дальше. Но впечатления от встречи никак меня не отпускали. Всё взгляд его тёплый, ласковый воспоминала.
Добралась до обители благополучно, хотя в конце пути начался страшный ливень. Дворники на лобовом стекле не справлялись с потоками воды. Слава Богу, доехала — подумала я.
Сразу зашла в храм. Уже сумерки были, а в храме светло от свечей, тепло, уютно. Брожу от иконы к иконе незнакомых святых. И вдруг вижу знакомые глаза на меня с иконы глядят. Мурашки пробежали по телу.
Рядом девушка чистила подсвечник. Обратилась к ней: «Извините, не подскажете, кто этот святой?». Она ответила: «Николай Чудотворец. Он путешествующих бережёт. Ему в поездках молятся».
Я стояла перед иконой святого Николая, а, казалось, что с образа на меня глядит мой попутчик. Тоже Николай. Который пообещал ещё встретиться.
И я подумала: в Евангелии от Матфея мы читаем: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня».
Так просто и так сложно — увидеть нуждающегося в нашей помощи и не отказать ему. Не обратить внимания на внешнее, а заметить внутренний свет. Не проглядеть святого в нищем, а Христа — в любом человеке.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.