
Фото: Олег Варов / Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Для писателей разных веков Библия является неисчерпаемым кладезем литературных сюжетов. Иногда автор сознательно меняет в произведении имена библейских героев, но они всё равно узнаваемы.
Сегодня мы говорим о святом Иоанне Крестителе и пьесе Оскара Уайльда «Саломея».
Место действия — Галилея, историческая область на севере Израиля, дворец Ирода Антипы.
Время действия — I век по Рождестве Христовом.
В 1891 году английский писатель Оскар Уайльд написал одноактную драму на библейский сюжет «Саломея». За основу пьесы он взял историю из Нового Завета о гибели пророка Иоанна Крестителя.
Пророк Иоанн ходил по всей Галилее, возвещая скорый приход Мессии, призывая израильский народ принять крещение и обличая тех, кто ведет неправедную жизнь. Досталось от него и правителю Галилеи, который, грубо нарушив еврейский обычай, при жизни старшего брата женился на его супруге.
Главные герои пьесы названы своими именами: Ирод Антиппа, Иродиада — его жена, Саломея — дочь Иродиады.
Все, кроме одного: пророк Иоанн Креститель в пьесе зовется пророком Иоканааном.
В конце XIX века в Великобритании, да и в России тоже, действовал запрет выводить на сцену библейских героев. Поэтому Оскар Уайльд дает Иоанну Крестителю другое имя.
Но слова, которые пророк Иоаканаан говорит в темнице, куда заточил его Ирод Антипа, слишком узнаваемы. Драматург почти не меняет библейский текст.
«За мною придёт другой, кто сильнее меня. Я не достоин развязать ремни сандалий Его. Когда Он придёт, пустыня возликует. Она расцветёт, как лилия. Глаза слепых увидят свет, и уши глухих раскроются. Вновь рождённый положит руку на логовище драконов и поведёт львов за гриву их».
В Евангелие от Матфея сказано: в день рождения Ирода Антипы его падчерица Саломея своим танцем так угодила правителю, что он в присутствии гостей в качестве награды пообещал исполнить любое ее желание. И Саломея попросила, чтобы ей на блюде принесли голову пророка Иоанна Крестителя. Она сделала это по наущению матери, коварной Иродиады...
В драме Оскара Уайльда в своей дикой просьбе Саломея руководствуется исключительно личными мотивами. Капризная девушка упрашивает охранников хотя бы издалека взглянуть на пророка Иоканаана, и ее поражают его молодость, душевная чистота и... недосягаемость.
Саломея: Он похож на тонкую фигуру из слоновой кости. Точно фигура из серебра. Я уверена, что он целомудрен, как месяц. Он похож на лунный луч, на серебряный лунный луч. Его тело, должно быть, очень холодное, как слоновая кость... Я хочу видеть его вблизи.
Иоканаан: Прочь! Дочь Вавилона! Не приближайся к избраннику Господню. Твоя мать наполнила землю вином своих злодеяний, и крик грехов ее достиг ушей Господних.
Саломея: Говори еще, Иоканаан. Твой голос пьянит меня.
Пророк Иоканаан с презрением выслушивает полубезумные признания в любви Саломеи. Поэтому она и решается на страшную месть...
В финале пьесы до смерти переруганный Ирод Антипа приходит в ярость и велит казнить саму Саломею. В Библии ничего такого нет — это уже авторская фантазия, в которую Оскар Уайльд вкладывал мысль о разрушительной силе страсти.
По признанию автора, «Саломею» он писал специально для трагической актрисы Сарры Бернар, которой не довелось сыграть эту роль.
Болезнненно-мучительные чувства Саломеи изображали другие актрисы — в начале XX пьеса Оскара Уайльда пользовалась большой популярностью в театрах Европы и России.
Но со времнем эти декадентские страсти как-то поблекли, душераздирающие чувства Саломеи стали казаться нелепыми и даже смешными.
А вот совет, который в пьесе Оскара Уайльда ей дает Иоканаан, до сих пор не потреял своей актуальности. Жаль, что Саломея его не послушала.
Иоканаан: Дочь прелюбодеяния, есть один человек, который может спасти тебя. Это Тот, о Котором я говорил тебе. Иди ищи Его. Он в лодке на море Галилейском и говорит к Своим ученикам. Стань на колени на берегу моря и зови Его по имени. Когда Он придет к тебе, —Он приходит ко всем, кто зовет Его, — прострись у ног Его и проси прощения грехам твоим.
Все выпуски программы Прообразы
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как мы понимаем выражение «вывести на чистую воду»? Очевидно, так: сделать явным истинное положение вещей, раскрыть всю правду, какой бы она ни была. А как мы реагируем на это выражение? Даже если мы честные и порядочные люди, мы слышим в нём обличение и угрозу, потому что слова «чистота», «правда», «истина» давным-давно ассоциируются в нашем мире с чем-то строгим, бескомпромиссным и судящим. Но такова ли истина Божия? Ответить на этот вопрос помогает 56-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлете с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Человеку, который имеет опыт решения детских конфликтов, известно, что детей гораздо проще просто призвать к взаимному прощению и примирению, чем выяснять, кто первый начал и правильно ли рассчитал силу ответа тот, кто защищался. Если же ты переходишь на крик и начинаешь ругать того, кто кажется тебе виновным, ты сразу слышишь в ответ: он первый начал, и тот, кто выглядел как преступник, становится жертвой. При желании этот круговорот можно слушать довольно долго и порой бывает полезно разбирать такие истории, чтобы учить детей терпению и прогнозированию, но зачастую мы видим, что у каждого ребёнка своё видение правды. Да и вырастая, мы не далеко от такой позиции уходим, ведь даже когда бываем виноваты и признаём свою неправоту, внутри нас звучит голос, говорящий: это не вся правда обо мне, мой плохой поступок — это не весь я. И надо сказать, что этот голос не врёт. Ведь никто из нас не может быть совершенно зол и в каждом из нас всегда сохраняется глубина, недоступная для зла и греха.
Псалом, который мы сейчас услышали, Давид сочинил, когда скрывался от Саула. Для нас сегодня Давид — царь, пророк и псалмопевец, и мы знаем, что во время гонений Господь был на его стороне. Но в те времена для многих он выглядел как бунтарь, неугодный легитимному монарху. Давид стеснён со всех сторон, он в беде и из глубины своего положения взывает к Богу о помиловании. Но вот что интересно и для нас сегодня совсем необычно. Давид призывает с небес не только милость Божию, но и Его истину, потому что, с его точки зрения, они не противоположны. Для нас это необычно, ведь в нашем сознании милость покрывает грехи, а истина открывает их... Но Давид знает, что истина Божия — это не просто сухая человеческая объективность, не запись в протоколе, потому что Бог знает сердце. Давид прячется в пещере, и враги его ближе, чем можно было бы себе представить. Он буквально лежит у их ног... и его сердце готово, он всего себя предал Богу и окончательно доверился Ему.
И мы, обращаясь к Господу с молитвой и взывая к Нему о милости, будем помнить, что в Своём прощении Бог не говорит нам, что наши грехи ничего не значат, просто Он видит не только грехи, но и то доброе, что всегда в нас живо, что при Его помощи и поддержке обновляется и становится фундаментом новой жизни.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

Флп., 242 зач., II, 16-23.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
«Ищу человека», — говорил древнегреческий философ Диоген. При этом он ходил днём с фонарём по людным местам Афин. Так он давал понять, как сложно каждому из нас найти того, кто смог бы удовлетворить нашу потребность в искреннем общении. И для многих из нас это становится настоящей проблемой. Что же по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос можем увидеть в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
17 Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам.
18 О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне.
19 Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом.
20 Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас,
21 потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу.
22 А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании.
23 Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узнаю, что будет со мною.
Тимофей, о котором говорит сегодня апостол Павел, был его ближайшим соратником. Павел упоминает о нём как минимум в пяти своих посланиях. Причём два из них он адресовал Тимофею лично. Желая подчеркнуть крепкую дружбу, которая возникла между ними, апостол называет его своим сыном. И всё это небезосновательно. Для Тимофея Павел был духовным отцом и учителем, которого он сопровождал во многих миссионерских путешествиях. Он последовал за своим наставником даже в римскую тюрьму, где продолжал ему всячески служить.
Всякий из нас хотел бы иметь подобные отношения хоть с кем-то в этой жизни. Иметь рядом с собой такого же человека, как Тимофей. Кто-то ищет надёжного друга, кто-то верного супруга или супругу, кто-то умного подчинённого, кто-то порядочного начальника, кто-то проницательного собеседника. Сколько людей, столько запросов. Однако нередко ищем и не можем найти. А если и находим, то вскоре люди разочаровывают нас. Возможно, они обманывают наши ожидания, может быть, даже предают. И в следующий раз нам уже сложно открыться.
Почему же так? Апостол сегодня прямо указывает на причину этого разлада: «все ищут своего, а не то, что угодно Иисусу Христу». Любой союз, в котором люди хотят наполниться за счёт друг друга, обречён. Такие связи очень краткосрочны. Ведь, по сути, ближний нужен мне лишь для того, чтобы использовать его как эмоциональную подпитку. Да, отношения могут быть очень яркими. Но они заканчиваются ровно в тот момент, когда чувства проходят. А проходят они обязательно. Ведь человек переменчив и нестабилен. Сегодня он хочет одного, завтра другого. Вертится, как флюгер на ветру.
В отличие от большинства из нас Павел и Тимофей имели чёткую цель — служить Христу и Его Евангелию. Эта цель была на первом месте в их жизни. Их не интересовала дружба сама по себе. Они не искали приятного собеседника. Тимофей не искал наставника, а Павел — ученика. Они просто искренне хотели послужить Богу. Быть полезными людям. И они делали всё для того, чтобы выполнить эту задачу. И Господь за это закрывал и все остальные их вполне человеческие потребности. Он давал и пропитание, и крышу над головой. И, конечно же, он давал им надёжных товарищей и верных друзей. Таких, с которыми они могли не угождать друг другу, а служить Богу. И эта цель связывала их намертво, буквально, до смерти. Потому что соединены они были не чувствами, не юридическим контрактом, а даже не долгом. Они были связаны Богом. Его Духом.
Если у меня внутри пустота, если во мне живёт острая потребность в другом человеке, это очень по-человечески. Это нормально. Ведь человеку нужен человек. Однако, прежде чем с головой бросаться в отношения, дружеские, любовные, профессиональные, спросим себя: а какая у меня цель? Чего я в конечном счёте хочу от этой жизни? Если я отвечу: я хочу, чтобы мне было хорошо, — надо быть готовым, что вряд ли кто-то когда-то сможет меня наполнить. Возможно, лишь на очень небольшое время. Единственная цель, которая может дать моей душе полноту, — во всех своих делах искать волю Бога и служить ради Него тем, кто меня окружает. Если пойдём по этому пути, естественным образом рядом с нами окажутся те, в ком мы нуждаемся. А, возможно, мы увидим, что у нас и так всего предостаточно. Что само служение Богу и людям дает нашему сердцу то, в чем оно действительно нуждается.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность обрести семью для ребят из детских домов

Программа «Добрые перемены» Национального фонда защиты детей от жестокого обращения действует во многих детских домах России и не только. В рамках неё команда фонда обучает психологов и педагогов, которые в свою очередь помогают детям справиться с психологическими травмами и дают им возможность обрести любящую семью. Пример тому история Вовы.
Вместе со старшим братом Колей он рос в семье, где о них никто не заботился. Со временем мальчишки оказались в детском доме. А через несколько лет, их забрали приёмные родители. Поначалу отношения с ними у братьев не складывались. Они были не готовы к тем правилам и ограничениям, с которыми столкнулись в новой семье. Всё это Коля и Вова воспринимали как жёсткость и нелюбовь. Особенно остро реагировал 8-летний Вова. Он обманывал и воровал, дрался, плохо вёл себя в школе. В момент острого кризиса родители обратилась за помощью в Службу сопровождения замещающих семей, где познакомились с программой «Добрые перемены».
С Вовой начали работать специалисты. Оказалось, что за его агрессией и ложью скрывалась душевная боль, отвержение и одиночество. И со всем этим Вова научился справляться. Его родители тоже посещали консультации с психологом. Они начали слышать и понимать своих приёмных детей, сочувствовать им. Благодаря работе специалистов жизнь в семье наладилась. У Вовы улучшились отношения с близкими и со сверстниками, появились интересы и увлечения. Кроме того, добрые перемены произошли и в жизни старшего брата Коли.
При участии Фонда защиты детей от жестокого обращения десятки ребят из детских домов обретают надежду на новую жизнь. Узнать об этом больше и поддержать миссию фонда можно на странице программы «Добрые перемены».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов