
У каждого православного человека есть небесный покровитель — святой, в честь которого он крещен. У меня, например, это равноапостольная царица Елена. Прихожане храма, в котором я работаю, справедливо считают, что находятся под особым покровительством пророка Илии, в честь которого у нас освящен главный престол. На гербе Москвы изображен её святой покровитель, великомученик Георгий. Нет сомнений, что угодники Божии покровительствуют отдельным странам, населенным пунктам, народам и даже профессиям. Церковь учит, что святой помощник посылается нам в любом деле, тем более в таком, которое укрепляет человека в вере. Недавно я снова в этом убедилась.
Когда мы с супругом собрались съездить в Ярославскую епархию, то, конечно, уже знали, в каких святых местах хотим побывать и каким святыням поклониться. В соответствии с этим и маршрут свой построили. Чтобы за неделю всё успеть: и известные храмы посетить, и у мощей святителей Димитрия Ростовского и Игнатия Брянчанинова побывать, и у Толгской иконы Божией Матери помолиться.
В Ростов Великий приехали уже во второй половине дня и потому сразу же побежали в знаменитый ростовский кремль, который закрывался уже через пару часов. Но как бы мы ни спешили, не могли пройти мимо первого встретившегося по пути храма. К сожалению, производившему снаружи очень печальное впечатление. Видно было, что он еще только-только начинает оживать после многолетнего запустения. Правда, переступив его порог, мы сразу утешились — приведенное в благолепный порядок небольшое нижнее помещение явно свидетельствовало, что здесь уже идет церковная жизнь.
С иконы в центре храма на нас строго смотрел святой в епископской облачении. «Святитель Леонтий Ростовский, покровитель храма!» — поняла я, вспомнив надпись с названием церкви у входа. Доброжелательная свечница подтвердила мою догадку, да еще и рассказала, где находятся мощи святителя. В кремле, куда мы как раз спешили, под спудом в древнем Успенском соборе.
Так что наше паломничество по ярославской земле началось с молитвы у иконы, а затем и у мощей святителя Леонтия, о котором я до этого ничего не знала. А, похоже, святой ростовский владыка сразу взял нас под своё покровительство и незримо, но ощутимо сопровождал во время всего паломничества.
Ну посудите сами. Конечно, нет ничего удивительного в том, что иконы святителя мы встречали потом во многих храмах и монастырях. Но нельзя же считать простой случайностью, что и в Ярославле, так же, как и в Ростове, наше жилище оказалось рядом с Леонтьевским храмом! Как мы узнали, его освящение состоялось в конце 18-го века, в день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского.
В один из дней мы отправились в дивный город Тутаев, расположенный на двух берегах матушки-Волги. Помолились на правом у трехметровой иконы Спасителя в Воскресенском соборе и совершили незабывамую переправу на пароме на левый берег. Одной из целей нашей поездки сюда было посещение могилы известного старца, архимандрита Павла Груздева. Как туда дойти, расспросили у дежурной в древнейшем Крестовоздвиженском храме. А заодно поинтересовались, где находится храм, в котором батюшка начинал свое церковное служение как алтарник.
— Леонтьевская церковь? Да она совсем рядом, в пяти минутах ходьбы.
— Как Леонтьевская? — переспросила я. — Она, кажется, в честь Вознесения Господня.
— Да, главный придел там Вознесенский. Но в народе храм называют Леонтьевским, по приделу святителя Леонтия Ростовского...
Я уже не удивлялась тому, что и кладбище, на котором погребен отец Павел Груздев, тоже Леонтьевское. И, наверное, именно по молитвам святого Леонтия мы смогли пройти немалые для пожилых столичных жителей расстояния — 27 тысяч шагов! — по чудесному русскому городку Тутаеву, в котором совсем нет общественного транспорта. Но разве есть что-то невозможное, когда у тебя такое святой помощник?
Надо ли говорить, что перед отъездом в Москву мы зашли в ярославский Леонтьевский храм и поблагодарили святителя Леонтия Ростовского за его несомненное для нас покровительство в паломничестве.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой люди неверующие обвиняют Церковь, начиная чуть ли ни с апостолов, в желании нажиться на легковерных прихожанах. Самый лучший пример ответа на подобные обвинения мы находим ещё в апостольских посланиях. Например, вполне ясно об этом пишет апостол Павел в отрывке из 12-й главы 2-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Есть у меня одна давняя знакомая, которая с детства воспитана в традициях атеизма из-за чего смотрит на мою веру и церковность с нескрываемой иронией и сожалением, как смотрят взрослые на заигравшихся детей. Однажды, споря со мной о смысле церковной жизни, она сказала, что Церковь — это организованная структура по сбору денег у населения. И хотя из истории церкви, да и из собственного опыта я знаю, что священники довольно много трудятся и обычно не бывают богаче среднего прихожанина, переубедить её было невозможно, потому что её позиция была просто личным выбором.
Судя по отрывку, который мы только что услышали, в чём-то подобном подозревали апостола Павла некоторые коринфяне, когда он призывал их жертвовать деньги на помощь иерусалимским христианам. Убеждая их в своей искренности, он говорит им удивительные слова: во-первых, он не пытается воздействовать на них властью или силой. Напротив, он благодушествует в немощах, он доволен в обидах и гонениях ради Христа. Апостолу неловко говорить о себе всё это, но он хочет, чтобы они расслышали его. Именно поэтому, во-вторых, он говорит: «я ищу не вашего, а вас». И это очень важные слова, потому что ему нужно не их имущество, не их деньги, но они сами, их вера и преданность Христу. Это очень похоже на то, как Соломон говорит в книге Притчей своему сыну: сын мой, дай мне твоё сердце. Апостол, который обеспечивал себя трудом собственных рук и был для жителей Коринфа отцом, родившим их в Новую Жизнь посредством благовестия, ему было важно их духовное состояние, их щедрость и готовность помочь бедным братьям в Иерусалиме. И по большому счёту в этом смысл всей пастырской деятельности во все времена. С тех пор как Христос призвал апостолов, чтобы они стали ловцами человеков, звучит это обращённое ко всем недоверчивым: нам нужно не ваше, но вы, ведь главная наша цель, как соработников Божиих, — ваше спасение. За прошедшие две тысячи лет в мире, конечно, случалось разное, но грехи отдельных людей не изменяют сути Церкви, которая ищет не человеческого, но самого человека, потому что цель не в том, чтобы воспользоваться им, но в том, чтобы его спасти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохраним вместе Ильинскую церковь

В городе Костроме, на живописном берегу реки Волги возвышается белоснежный храм с зелёными куполами — в честь Рождества Христова. Один из его пределов освящён во имя святого пророка Илии. Поэтому храм в народе называют Ильинским. Это уникальный памятник костромского зодчества, возведённый 4 столетия назад и устоявший до наших дней. В 1941 году власти собирались его взорвать... Но чудесным образом этого не случилось, однако храм простоял закрытым несколько десятилетий, постепенно теряя былое великолепие.
Сегодня святыня находится под опекой священника Виталия Шастина и понемногу возрождается. Помимо Ильинского храма батюшка — настоятель ещё четырёх в разных сёлах Костромской области. Все они нуждаются в особой заботе и ремонте. Отцу Виталию 68 лет, и тем не менее он многое делает сам: красит, чинит и строит. При этом обычно обходится тем, что есть под рукой: кто краску ему принесёт, кто доски или чего-нибудь ещё. Батюшке часто приходят на подмогу добрые люди. Но бывают ситуации, когда только своими умениями и подручными средствами не обойтись. Необходима профессиональная помощь и качественные стройматериалы. Как в случае с Ильинским храмом. Он нуждается в ремонте кирпичной кладки и кровли, замене окон и внутреннем благоустройстве. И на это нужны немалые средства.
Понимая, что в данном случае без посторонней помощи никак не обострись, настоятель, отец Виталий, совместно с приходом обратился за поддержкой в благотворительный фонд «Мои друзья», где открыли сбор.
Если вы хотите присоединиться к помощи Ильинскому храму, что находится в городе Костроме, на улице Дачной, переходите на сайт фонда: Мои друзья.орг. Ваш вклад станет кирпичиком в стенах возрождающейся святыни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников

Гостями программы «Исторический час» были кандидат искусствоведения, доцент университета имени Разумовского Михаил Тренихин и главный редактор журнала «Коллекция» Алексей Сидельников.
Разговор шел об истории ордена святой Анны, как он появился, как и кому вручался и как в его истории видны изменения, происходившие в обществе Российской империи в 18-19 веках.
Все выпуски программы Исторический час
- «Орден святой Анны». Михаил Тренихин, Алексей Сидельников
- «Развитие железных дорог в России». Александр Музафаров
- «Святой праведный Петр Калнышевский». Наталья Иртенина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов