У каждого православного человека есть небесный покровитель — святой, в честь которого он крещен. У меня, например, это равноапостольная царица Елена. Прихожане храма, в котором я работаю, справедливо считают, что находятся под особым покровительством пророка Илии, в честь которого у нас освящен главный престол. На гербе Москвы изображен её святой покровитель, великомученик Георгий. Нет сомнений, что угодники Божии покровительствуют отдельным странам, населенным пунктам, народам и даже профессиям. Церковь учит, что святой помощник посылается нам в любом деле, тем более в таком, которое укрепляет человека в вере. Недавно я снова в этом убедилась.
Когда мы с супругом собрались съездить в Ярославскую епархию, то, конечно, уже знали, в каких святых местах хотим побывать и каким святыням поклониться. В соответствии с этим и маршрут свой построили. Чтобы за неделю всё успеть: и известные храмы посетить, и у мощей святителей Димитрия Ростовского и Игнатия Брянчанинова побывать, и у Толгской иконы Божией Матери помолиться.
В Ростов Великий приехали уже во второй половине дня и потому сразу же побежали в знаменитый ростовский кремль, который закрывался уже через пару часов. Но как бы мы ни спешили, не могли пройти мимо первого встретившегося по пути храма. К сожалению, производившему снаружи очень печальное впечатление. Видно было, что он еще только-только начинает оживать после многолетнего запустения. Правда, переступив его порог, мы сразу утешились — приведенное в благолепный порядок небольшое нижнее помещение явно свидетельствовало, что здесь уже идет церковная жизнь.
С иконы в центре храма на нас строго смотрел святой в епископской облачении. «Святитель Леонтий Ростовский, покровитель храма!» — поняла я, вспомнив надпись с названием церкви у входа. Доброжелательная свечница подтвердила мою догадку, да еще и рассказала, где находятся мощи святителя. В кремле, куда мы как раз спешили, под спудом в древнем Успенском соборе.
Так что наше паломничество по ярославской земле началось с молитвы у иконы, а затем и у мощей святителя Леонтия, о котором я до этого ничего не знала. А, похоже, святой ростовский владыка сразу взял нас под своё покровительство и незримо, но ощутимо сопровождал во время всего паломничества.
Ну посудите сами. Конечно, нет ничего удивительного в том, что иконы святителя мы встречали потом во многих храмах и монастырях. Но нельзя же считать простой случайностью, что и в Ярославле, так же, как и в Ростове, наше жилище оказалось рядом с Леонтьевским храмом! Как мы узнали, его освящение состоялось в конце 18-го века, в день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского.
В один из дней мы отправились в дивный город Тутаев, расположенный на двух берегах матушки-Волги. Помолились на правом у трехметровой иконы Спасителя в Воскресенском соборе и совершили незабывамую переправу на пароме на левый берег. Одной из целей нашей поездки сюда было посещение могилы известного старца, архимандрита Павла Груздева. Как туда дойти, расспросили у дежурной в древнейшем Крестовоздвиженском храме. А заодно поинтересовались, где находится храм, в котором батюшка начинал свое церковное служение как алтарник.
— Леонтьевская церковь? Да она совсем рядом, в пяти минутах ходьбы.
— Как Леонтьевская? — переспросила я. — Она, кажется, в честь Вознесения Господня.
— Да, главный придел там Вознесенский. Но в народе храм называют Леонтьевским, по приделу святителя Леонтия Ростовского...
Я уже не удивлялась тому, что и кладбище, на котором погребен отец Павел Груздев, тоже Леонтьевское. И, наверное, именно по молитвам святого Леонтия мы смогли пройти немалые для пожилых столичных жителей расстояния — 27 тысяч шагов! — по чудесному русскому городку Тутаеву, в котором совсем нет общественного транспорта. Но разве есть что-то невозможное, когда у тебя такое святой помощник?
Надо ли говорить, что перед отъездом в Москву мы зашли в ярославский Леонтьевский храм и поблагодарили святителя Леонтия Ростовского за его несомненное для нас покровительство в паломничестве.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема