
У каждого православного человека есть небесный покровитель — святой, в честь которого он крещен. У меня, например, это равноапостольная царица Елена. Прихожане храма, в котором я работаю, справедливо считают, что находятся под особым покровительством пророка Илии, в честь которого у нас освящен главный престол. На гербе Москвы изображен её святой покровитель, великомученик Георгий. Нет сомнений, что угодники Божии покровительствуют отдельным странам, населенным пунктам, народам и даже профессиям. Церковь учит, что святой помощник посылается нам в любом деле, тем более в таком, которое укрепляет человека в вере. Недавно я снова в этом убедилась.
Когда мы с супругом собрались съездить в Ярославскую епархию, то, конечно, уже знали, в каких святых местах хотим побывать и каким святыням поклониться. В соответствии с этим и маршрут свой построили. Чтобы за неделю всё успеть: и известные храмы посетить, и у мощей святителей Димитрия Ростовского и Игнатия Брянчанинова побывать, и у Толгской иконы Божией Матери помолиться.
В Ростов Великий приехали уже во второй половине дня и потому сразу же побежали в знаменитый ростовский кремль, который закрывался уже через пару часов. Но как бы мы ни спешили, не могли пройти мимо первого встретившегося по пути храма. К сожалению, производившему снаружи очень печальное впечатление. Видно было, что он еще только-только начинает оживать после многолетнего запустения. Правда, переступив его порог, мы сразу утешились — приведенное в благолепный порядок небольшое нижнее помещение явно свидетельствовало, что здесь уже идет церковная жизнь.
С иконы в центре храма на нас строго смотрел святой в епископской облачении. «Святитель Леонтий Ростовский, покровитель храма!» — поняла я, вспомнив надпись с названием церкви у входа. Доброжелательная свечница подтвердила мою догадку, да еще и рассказала, где находятся мощи святителя. В кремле, куда мы как раз спешили, под спудом в древнем Успенском соборе.
Так что наше паломничество по ярославской земле началось с молитвы у иконы, а затем и у мощей святителя Леонтия, о котором я до этого ничего не знала. А, похоже, святой ростовский владыка сразу взял нас под своё покровительство и незримо, но ощутимо сопровождал во время всего паломничества.
Ну посудите сами. Конечно, нет ничего удивительного в том, что иконы святителя мы встречали потом во многих храмах и монастырях. Но нельзя же считать простой случайностью, что и в Ярославле, так же, как и в Ростове, наше жилище оказалось рядом с Леонтьевским храмом! Как мы узнали, его освящение состоялось в конце 18-го века, в день обретения мощей святителя Леонтия Ростовского.
В один из дней мы отправились в дивный город Тутаев, расположенный на двух берегах матушки-Волги. Помолились на правом у трехметровой иконы Спасителя в Воскресенском соборе и совершили незабывамую переправу на пароме на левый берег. Одной из целей нашей поездки сюда было посещение могилы известного старца, архимандрита Павла Груздева. Как туда дойти, расспросили у дежурной в древнейшем Крестовоздвиженском храме. А заодно поинтересовались, где находится храм, в котором батюшка начинал свое церковное служение как алтарник.
— Леонтьевская церковь? Да она совсем рядом, в пяти минутах ходьбы.
— Как Леонтьевская? — переспросила я. — Она, кажется, в честь Вознесения Господня.
— Да, главный придел там Вознесенский. Но в народе храм называют Леонтьевским, по приделу святителя Леонтия Ростовского...
Я уже не удивлялась тому, что и кладбище, на котором погребен отец Павел Груздев, тоже Леонтьевское. И, наверное, именно по молитвам святого Леонтия мы смогли пройти немалые для пожилых столичных жителей расстояния — 27 тысяч шагов! — по чудесному русскому городку Тутаеву, в котором совсем нет общественного транспорта. Но разве есть что-то невозможное, когда у тебя такое святой помощник?
Надо ли говорить, что перед отъездом в Москву мы зашли в ярославский Леонтьевский храм и поблагодарили святителя Леонтия Ростовского за его несомненное для нас покровительство в паломничестве.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 14. Богослужебные чтения

Кто может находиться рядом с Богом? Кто может приблизиться к Нему? С кем у Него устанавливается надёжная, прочная связь? Именно на эти вопросы и даёт прямой ответ 14-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Сегодня царь Давид размышляет о том, какой человек достоин принимать участие в общественном богослужении. Поэтому и начинается псалом с вопросов: «кто может пребывать в жилище Твоём?» То есть кто может войти в Твой храм? И «кто может обитать на святой горе Твоей». Подразумевается храмовая гора, гора Мориа, — место, где при Давиде была запланирована постройка храма, а при его сыне Соломоне святилище было построено. И далее Давид указывает на конкретные критерии допуска людей до богослужения.
Человек, который дерзает входить в храм Божий, должен «ходить непорочно», то есть проводить свою жизнь согласно закону Бога, а именно, «делать правду» и «говоритьистину в сердце своём». То есть быть чистым в своих помыслах и в своих делах. И далее Давид конкретизирует, что именно имеется в виду. Наше сердечное состояние чаще всего становится явным в наших отношениях с людьми. Поэтому человек праведный не будет клеветать, не будет делать зла тем, кто его окружает, не будет принимать поношения на ближнего, то есть не будет участвовать в сплетнях, пересудах и злословии. Кроме того, в его глазах презрен даже отверженный. «Презрен» — славянское слово, которое означает «обращать внимание». То есть праведник будет обращать внимание и оказывать поддержку даже тому, кого отвергли люди. И тем более он будет прославлять тех, кто славит Господа, то есть других праведников. Иными словами, со всеми у него будет мир. Наконец, человек, достойный войти в храм Господень, будет всегда держать свои клятвы, даже перед злыми людьми. Он никогда не будет давать деньги в рост, то есть наживаться на несчастьях другого. Он не будет брать взятки, чтобы осудить невинного.
Примечательно то, что все эти критерии допуска до богослужения носят неформальный характер. Другими словами, это не вопрос ритуального благочестия. Это, скорее, вопрос этики. Бог обращает внимание в первую очередь на сердце человека и на то, как он ведёт себя вне стен храма, в повседневной жизни. Если все мысли человека лишь о себе любимом, если он ведёт аморальный образ жизни, то исполнение религиозной формы лишено смысла. Оно ему не поможет. И, даже находясь в храме, принимая участие в богослужении, он так и не вошёл в жилище Бога.
И, напротив, тот, кто старается во всех своих делах следовать нравственному кодексу, заповедям Творца, тот, по словам Давида, «не поколеблется вовек». То есть даже в самых тяжёлых обстоятельствах жизни, когда почва уходит из-под ног, такой человек будет иметь основание в Боге. Даже вне храмового богослужения он всегда находится перед взором Творца, который и делает его жизненный путь твёрдым и надёжным.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 14. На струнах Псалтири
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?
кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
3 кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла,
и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост,
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
15 июня. Об Иконе Божией Матери «Умягчение злых сердец»

Сегодня 15 июня. Церковь чтит Икону Божией Матери «Умягчение злых сердец».
Об иконе рассказывает игумен Лука (Степанов).
Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» — новописанная. Сюжет связан с пророчеством, высказанным в присутствии Пречистой Девы, о том, что Ей самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец. И изображаются на иконе, направленные на сердце Пречистой Девы, семь мечей, как образы многообразных скорбей, которые Ей надлежит претерпеть, сострадая Сыну Своему, распятому за грехи рода человеческого.
Эта икона удивительно оказалась современниками православными востребована, возлюблена. Я сам являлся свидетелем её мироточения, когда сопровождающие этот образ чудесный, один из списков Семистрельной иконы Божией Матери, привозили её во град Рязань для почитания.
Мне самому довелось нести её от автобуса, на котором она прибыла, до собора Христо-Рождественского, в котором размещалась, и в течение всего этого ношения я был с одной и с правой стороны. Неоскудеваемый поток благоуханного мира струился по киоту, наполняя мои руки, которые несли её. И это было такое потрясающее чудо, это была такая благодать милости Богородицы ко всем молящимся Ей, что, конечно, почитание этой иконы Семистрельной приумножается на радость и утешение христианам.
Все выпуски программы Актуальная тема