
Императрица Евдоксия чувствовала себя неважно. Накануне вечером она не могла уснуть, впечатлённая полученным письмом. Евдоксия была раздражена. Да как он смел поставить в один ряд её, Византийскую царицу и какую-то простолюдинку? «Он» — это был архиепископ Иоанн. Он не понравился Евдоксии с тех пор, как в 397 году прибыл из Антиохии и занял столичную кафедру. Да, Иоанн был умён, образован, красноречив, но вот к императорскому двору не пришелся. Ведь есть же епископы, которые знают толк в этикете! Иоанн же роскоши избегал, питался скудно, от приглашений на званые обеды отказывался. Жил открыто, собирал вокруг себя разных страдальцев. Деньги, которые полагались на его содержание, пустил на устроение больниц и странноприимных домов. Да разве это прилично для архиепископа, приближённого к императорскому дому?
А теперь это письмо! Евдоксия почувствовала, как раздражение вновь нахлынуло душной волной. Недавно она, проходя мимо виноградника, принадлежащего вдове опального чиновника, сорвала ягоду и съела. А древнее императорское установление гласит, что если царская особа вкусит от чужой лозы, то весь виноградник переходит в её собственность — что произошло и в этот раз. Вдова не замедлила пожаловаться архиепископу, и вчера Евдоксия получила от него возмутительное послание. Иоанн просил не отнимать у вдовы последнюю надежду на пропитание детей, напоминал о добродетелях прежних царей и грядущем Божием суде. «Не сомневаюсь, он и в своих проповедях не преминул выставить меня порочной стяжательницей!» — поморщилась Евдоксия.
В открытое окно донёсся разговор со двора. Беседовал кто-то из челяди, поддерживающей порядок в саду.
— Так я отлучусь, Николай? Хочу побывать на вечернем богослужении. Я так полюбила ходить в храм с тех пор, как архиепископом стал Иоанн! Как нравятся мне учрежденное им антифонное пение — хоры перекликаются между собой, словно ангелы вторят нам с небес, славя Бога!
— Верно говоришь, Анна! А как глубока и стройна составленная им литургия — главная церковная служба. Если не отвлекаться, то к Причастию Тела и Крови Христовых идёшь сосредоточенный, словно всю жизнь готовился к Таинству.
— А я никогда не забуду Огласительного слова — того, что владыка произнёс на Пасху! Ты ведь знаешь, я потеряла сына, и не находила себе места от боли. А как сказал он: «Смерть, где твоё жало?? Ад, где твоя победа??», а я поняла, что ничто нас с сыном не разделяет, что во Христе нет жизни до и после смерти — она едина, она вечна!
— Помню, да. «Воскресе Христос, и жизнь жительствует!». Недаром Иоанна в народе называют Златоустом! А ты вспомни, Анна, какими мы были до его служения. Много ли мы задумывались о Боге? Как сумел он помочь нам обрести любовь ко Христу и к Его Церкви?
— И не так много лет прошло с тех пор, когда на Страстной недели народ мог устроить гулянья. И ведь обличал он нас по-отечески, с любовью: «Можно ли снести такое ваше поведение? Можно ли стерпеть? Вам самим, дети, жалуюсь на вас!» А какую проповедь вчера произнёс владыка! «Многие, — сказал он, — осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети».
Императрица Евдоксия с раздражением захлопнула окно. «Как в воду глядела, — возмущалась она, — порочит меня Иоанн перед народом! Как смеет он вмешиваться в государственные дела, много ли он в них понимает? Нет, я должна наказать его достойным образом!»
Гонения, воздвигнутые Евдоксией на Иоанна, обернулись беззаконным собором, на котором против святителя были выдвинуты ложные обвинения. Оклеветанный Златоуст был отправлен в ссылку в отдаленный Питиунт. В пути владыка претерпевал издевательское отношение конвоиров, которые приложили все усилия, чтобы ослабить его. В Команах Понтийских — ныне это территория Абхазии, силы оставили святителя. Совершив литургию и причастившись Святых Христовых Тайн, он отошел ко Господу со словами: «Слава Богу за все!».
С тех пор прошло семнадцать веков. Сегодня во всех православных храмах служится литургия, составленная гонимым Константинопольским святителем. Звучит на Пасху во всех церквах его победное Огласительное слово. И жительствует Жизнь, утвержденная Воскресшим Христом и прославленная верным Его учеником, святым Иоанном Златоустом!
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема