По мнению историков, к моменту крещения князем Владимиром киевлян, на Руси уже были христиане. Они появились за двести лет до этого события, еще при Рюрике...
Сегодня мы говорим о святителе Фотии, патриархе Константинопольском, и книге Александра Нечволодова «Сказания о русской земле».
Книга «Сказания о русской земле» действительного члена Императорского русского военно-исторического общества Александра Дмитриевича Нечволодова вышла в свет в 1909 году и до революции выдержала множество переизданий. Император Николай 2 читал эту книгу вслух в кругу семьи, находя ее увлекательной и очень познавательной.
В «Сказаниях о русской земле» приводится и такая история.
В 9 веке два доблестных воина из дружины Рюрика, Аскольд и Дир, со своими отрядами совершили набег на Царьград, как называли наши предки Константинополь — столицу Византии. Они собрали двести ладей, то есть больших лодок с мачтами и парусами, на каждой из которых помещалось до шестидесяти человек, и совершили смелый поход по Днепру и Черному морю к Царьграду.
Помимо желания поживиться, варягами двигала месть. Они решили отомстить грекам, убившим за какую-то незначительную провинность в Царьграде русских купцов.
Завоеватели подгадали время, когда в Константинополе не было императора Михаила — он увёл свои войска сражаться против арабов. По сути, город был безоружным, на тот момент власть в нем представлял Константинопольский патриарх Фотий.
Узнав, что варяги разорили окрестности Царьграда и собираются брать приступом столицу, патриарх собрал горожан в храме Святой Софии. В своей проповеди он призвал народ к молитве и покаянию.
НЕЧВОЛОДОВ:
— Что это? Откуда поражение столь губительное? Не за грехи ли наши тяжкие все это ниспослано на нас? Вспомните, как Греки несправедливо обижали в Царьграде Руссов... Сами обрадованные, всех огорчали; сами прославленные, всех бесчестили; сами сильные и всем довольные, всех обижали... разжирели... Вы теперь плачете, и я с вами плачу..."
В «Сказаниях о русской земле» Александр Нечволодов приводит речь патриарха Фотия и дальнейшие события, основываясь на трудах византийских историков.
После соборной молитвы в храме Святой Софии народ во главе с патриархом отправился во Влахернский храм, где хранилась христианская святыня — риза Божией Матери. Ризу Богородицы крестным ходом обнесли вокруг стен города — и случилось чудо.
НЕЧВОЛОДОВ:
Вид Православного крестного хода, с патриархом и духовенством в полном облачении, множество хоругвей, стройное пение и несомая впереди чудотворная риза — всё это представило совершенно необычное зрелище для язычников-руссов. Они настолько были устрашены им, что, как только видели приближение к себе крестного хода, поспешно бросали работы по ведению приступа и спешили к своим ладьям, после чего оставили город.
Но и это еще не всё: когда через два года после набега Аскольд прислал в Царьград послов заключить мир с Византией, он попросил патриарха Фотия прислать на Русь епископа, чтобы тот научил русских Христовой вере.
Многие воины из дружины Аскольда и Дира, поверив в преимущество христианской религии над языческой, вместе со своими семьями приняли святое крещение. Пройдёт время — и княгиня Ольга и князь Владимир просветят светом Христовой веры уже весь русский народ.
В книге Александра Нечволодова «Сказания о русской земле» не забыт и святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Личность патриарха Фотия, известного византийского богослова и писателя, имеет исключительное значение для русской истории.
Благодаря чуду по его молитвам, наши предки в 9 веке узнали о силе Православной веры.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Приютили бабушку
Жалея по-настоящему, ты чувствуешь чужую боль как свою и спешишь помочь, потому что не можешь по-другому. Вот, как супруги Ревуновы из Новосибирской области, о которых мне рассказала знакомая журналистка. Александр и Елена взяли к себе жить старенькую бабушку-соседку — просто пожалели её.
Эта бабушка, Анна Васильевна Поспелова, прожила нелёгкую жизнь. Работала в колхозе, во время Великой Отечественной войны трудилась для фронта. Как многие вдовы в то время, одна тянула хозяйство. Воспитала единственного сына, но он не смог стать ей опорой — умер молодым. И когда в семьдесят девять лет здоровье Анны Васильевны пошатнулось, то некому оказалось её поддержать. А она так ослабла, что даже приготовить поесть себе не могла.
Ревуновы обратили внимание, что баба Нюра сдала — осунулась, потемнела лицом. Позвали её жить к себе, и она согласилась. Это произошло в начале двухтысячных. Александру и Елене в то время не исполнилось и тридцати лет. Соседей решение молодых супругов очень удивило. Ведь у Ревуновых тогда были совсем маленькие дети — дочке три, сыну год. И хозяйство они держали большое — коровы, куры, огород. А тут ещё и за немощной старушкой надо ухаживать. Люди гадали, какая в таком поступке корысть, и не могли найти ответ. Дом у Анны Васильевны — ветхий, он так и стоит брошенный, никому не нужный. Пенсия у бабушки копеечная, богатства она не скопила.
Сами Ревуновы на вопрос «зачем?» только плечами пожимают: «Жалко же». И мне кажется, что такая жалость — это форма любви, которая, по слову апостола Павла, не ищет своего.
Все выпуски программы Живут такие люди