
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме счастья, из книги святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться».
Разговор шел о том, что святитель Феофан считал, что для того, чтобы быть счастливым, человеку в первую очередь необходимо удовлетворить духовные потребности через общение с Богом, но при этом не стоит забывать и о душевных и телесных потребностях, тогда человек может жить в гармонии и счастье.
Ведущая: Кира Лаврентьева
К. Лаврентьева
«Установив здравые понятия о том, как устроен человек, получим вернейшее указание на то, как ему следует жить. Тело наше состоит из разных органов. Усвоив себе все потребности телесные, душа своим делом считает и удовлетворение их и хлопочет о пище, питии, сне, одежде, крове и о всем прочем, всячески желая добиться того, чтобы тело было покойно и не тревожило ее своими докучливыми требованиями. Совокупность всего этого и есть телесная сторона человеческой жизни. Но не все здесь одинаково телесно. Органы движения и чувства служат более нуждам души, чем тела. А один орган, стоящий будто вне системы прочих органов, именно орган слова, исключительно есть орган души, назначенный для служения ей одной.
К. Лаврентьева
— Здравствуйте, дорогие наши слушатели! Я прочитала сейчас отрывок из книги «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника. Мы сегодня будем разбирать эту книгу со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким. Здравствуйте, отец Анатолий.
о. Анатолий
— Добрый вечер.
К. Лаврентьева
— И тема у нас сегодня что ни на есть злободневная: «Как стать счастливым?» Но почему я начала с этой цитаты, отец Анатолий: когда я разбирала эту книгу, я поняла, что святитель Феофан к вопросу счастья человеческого, духовного, душевного подходит комплексно. Он говорит о том, что человек состоит из духа, души и тела, как мы знаем, и каждая из потребностей духа, души и тела, каждая здоровая божья потребность должна быть по возможности закрыта. Это потребность в питании, каком-то тепле, одежде; это потребность души: развитие культурное, общение с друзьями, общение с природой, это должна быть жизнь души по отношению вообще к жизни в целом. Ну и, конечно, жизнь духа, которому он уделяет большую часть внимания в своей книге, об этом мы сегодня с вами как раз будем говорить. Цитаты из книги лежат перед нами. И, отец Анатолий, я вот что хочу спросить: конечно, мы все знаем, что жизнь духа — это самое главное, но человеку, который замучен своими проблемами, бегает с утра до ночи на работе, занимается детьми или, например, нагружен какими-то послушаниями в монастыре — у всех есть свои какие-то дела, у всех есть свои кресты, которые надо нести, — и ему скажи, что жизнь духа — это одно, а жизнь души — это совсем другое, и вот чтобы стать счастливым, нужно жизнь духа развивать, в первую очередь. Об этом говорит нам святитель Феофан, мы дальше будем об этом читать. А как отличить жизнь духа от жизни души?
о. Анатолий
— Хотелось бы этот час начать с размышления о том, что в жизни человека должен быть баланс. И душу, и дух, и тело нам даровал Бог, и этому должны мы находить в нашем расписании время. Не должны в ущерб телу какие-то процессы в жизни человека происходить. Не должен себя чувствовать и дух ущербным, и душа тоже не должна тянуть на себя одеяло. И только баланс жизни человека дает человеку такое гармоничное существование. И сегодня мы будем как раз размышлять о тех рекомендациях, которые дает нам святитель, и о том, как нашу душу организовать, и через это организовать нашу жизнь. Хотелось бы такую цитату прочитать сегодня в этом часе для нашего размышления. (цитирует)
«Телесная, плотская, чувственная — неодобрительная в нравственном отношении — жизнь есть та, когда человек поставляет главной для себя целью и заботой покой тела или всестороннее удовлетворение потребностей лишь телесных с забвением о душе и, тем паче, о духе. При этом каждая телесная потребность, естественно-простая, располагается во множество привычных потребностей через привычку и пристрастие к разным способам ее удовлетворения. Оттого видим, что иные минуты не имеют свободной, бегая за нужным для удовлетворения их, при всем том, что десятки других лиц заняты для них тем же. У таких неизбежно должны голодать душа и дух, если они еще не совсем заглушены, забиты и погружены в чувственность».
о. Анатолий
— Очень удивительная цитата, где святитель говорит нам о том, что и дух, и душа могут голодать, то есть они нуждаются в некоей силе, которая дает способность двигаться человеку вперед. А дух — это некая способность общения с Творцом. Вот когда есть дефицит общения с нашими близкими, родными людьми, мы чувствуем такое внутреннее опустошение, так и здесь. Душа не может полноценно дышать, нести в себе вот эту радость духовных сил, потому что ей не хватает общения с Отцом Небесным. Каждую Божественную Литургию священник призывает быть нас достойными для того, чтобы обратиться к Богу как Отец. Возглас: «И сподоби нас, Владыка!» По-русски мы можем сказать, что дать нам возможность обращаться к Богу, к Творцу Вселенной, как Отец, и называть Его Отцом. И для духа вот это очень важное состояние общения, взаимодействия. Бывает, когда человек в ссоре с другими людьми, он находится в таком внутреннем состоянии, что не может творить, у него какой-то упадок сил, и здесь то же самое происходит. Для духовной жизни очень важен, принципиален вот этот старт хороших взаимоотношений с Отцом Небесным. Когда Священное Писание говорит нам о страхе Божьем, что оно имеет в виду? Не то, что Бог накажет человека или его детей, а бояться потерять хорошие взаимоотношения. Видеть в Боге, в любящем Отце, какую-то злую личность, которая ищет какие-то причины, предлоги для того, чтобы заставить человека страдать — для чего? Богу же это не нужно, чтобы человек мучился и страдал. Соответственно, вот эта потребность, о которой сегодня нам говорит святитель Феофан, чтобы наш дух не голодал и душа не страдала. Вот я бы такую мысль резюмировал из этой цитаты.
К. Лаврентьева
— Знаете, что в этом во всём очень интересно, отец Анатолий? Что дух не голодал и душа не страдала. У человека, например, есть всё — работа, семья, друзья, какой-то досуг, поездки — ну вот всё, казалось бы, для счастья, что нужно, да? А ему плохо. Вот плохо ему. Не может он ничего понять, что же ему так плохо? К психологу сходил, таблеточки попил, ну разные варианты, выпил каких-то спиртных напитков, а всё легче не становится.
о. Анатолий
— Если мы вспомним притчу о талантах, где хозяин даёт одному рабу пять талантов, другому два и один талант. У кого пять талантов, когда хозяин возвращается, тот говорит: «Я другие пять талантов приобрёл». Раб, который два таланта получил, говорит: «Я ещё два таланта приобрёл». И тот, который получил один талант, говорит: «А я ничего не сделал. На тебе, твоё, и всё, не приставай ко мне, оставь меня в покое». И хозяин чётко формулирует, за что раб получает осуждение: за то, что он был хитрым и ленивым. Вот здесь какая мысль: Бог даёт каждому человеку разные таланты и разное количество талантов. И когда человек не чувствует какого-то вдохновения, мы можем сказать по-русски, что это значит: что человек не реализовывает свои возможности — то, чего ждёт от него Отец Небесный. Очень часто люди завидуют другим, говорят: «Ой, как хорошо, сколько у них всего». Но они только внешнее видят, сколько у них есть. От каждого человека Бог ещё и требует определённых возможностей, которые человек должен тоже исполнять. И результат какой? Если человек этого не делает, соответственно, он тоже недополучает. Может быть, не совсем корректно, но можно сказать так: Бог говорит: «ты недоделываешь, на Мне экономишь, не додаёшь, не отдаёшь нужное количество, и ты тоже не будешь недополучать благодати и возможности творить». Поэтому вот это опустошение внутреннее, Кира, о котором ты говоришь сегодня, оно, скорее всего, связано с внутренним состоянием человека, о том, что, наверное, человек тоже где-то экономит, чего-то недоделывает.
К. Лаврентьева
— А мне кажется, отец Анатолий, нет. Я думаю, что, с одной стороны, можно свои таланты реализовывать очень круто, но, если у тебя нет личных отношений с Богом, и это не поможет.
о. Анатолий
— Хорошо. То есть мы по итогу делаем вывод, что человек должен выстраивать личностные отношения с Отцом Небесным. Очень часто люди приходят к священнику и думают, что он тут же все их вопросы решит. Желательно, чтобы батюшка сам как-то договорился и это сделал, а так оно не работает. Священник может подсказать, но человек сам должен брать и делать.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, у микрофонов Кира Лаврентьева и священник Никольского храма в Тушине Анатолий Главацкий. Мы читаем книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» святителя Феофана Затворника и говорим о пути к счастью, к тому самому счастью, о котором написано очень много книг, снято очень много фильмов, все искусство изобразительное, музыкальное посвящено поиску того самого счастья. Но о чем говорит нам святитель Феофан и говорят другие святые отцы? О том, что главнее всего — господство духа над телом. И это не просто какие-то громкие слова, которые, наверное, доступны только святым старцам в пустынях, это та реальность, к которой мы должны стремиться, и об этом говорит святитель Феофан в своей книге. Давайте послушаем, что он пишет. (цитирует)
«Когда у кого господствует духовность, тогда, хоть это будет его исключительным характером и настроением, он не погрешает, во-первых, потому, что духовность есть норма человеческой жизни, и что, следовательно, бывая духовным, он есть настоящий человек, между тем, как душевный и плотский человек не есть настоящий человек; а, во-вторых, потому, что, как ни будь кто духовен, он не может давать должного душе и плоти, только держит их нежирно и в подчинении духу. Пусть не широка у него душевность и крепко стеснена жизнь плоти — все он настоящий, полный человек. А душевный, а тем паче плотский — не есть настоящий человек, как бы красным не являлся он вовне. Он — безголов. Отсюда простой человек, Бога боящийся, выше многообразованного, но не имеющего в целях своих и стремлениях угождение Богу».
К. Лаврентьева
— Ничего себе, батюшка, ничего себе, категорично говорит святитель Феофан. Получается, безголов человек, который живет только жизнью души. А что такое жизнь души, батюшка? Давайте поясним, а то, наверное, в понятиях-то мы не разобрались, а уже к серьёзным вопросам перешли.
о. Анатолий
— Святитель, здесь касается многих интересных терминов, таких как духовность, душевность и обычное существование нашего тела. И под духовностью, действительно, святые отцы подразумевают стремление и заботу человека о вечных ценностях, в которых на первом месте стоит общение с Богом. Не зря в Священном Писании, когда говорится в десяти заповедях, то пятая заповедь говорит нам о том, что «если будешь почитать отца и мать, будешь жить долго и счастливо». То есть здесь очень важно послушание. Но, допустим, если у человека нет отца или матери, кому он проявляет послушание? Отцу Небесному. И он должен стремиться прислушиваться к тому, что ему открывает Отец Небесный, куда Он его призывает и то, куда ведет, и здесь вот эта открытость для взаимодействия и доверие. Вера — это очень важная способность жизни человека, не только верующего человека, а вообще, нужно уметь доверять Отцу нашему Небесному. И душевная жизнь, она связана с обычной жизнедеятельностью, то есть, когда человек выстраивает хорошие гармоничные отношения с Богом, он потом может выстроить и гармоничные душевные отношения со своими близкими и родными. То есть широтой своей души уметь согреть, уметь сохранить, уметь простить даже человека. Это же тоже широта души — обнять, скажем так, своей любовью человека, вот когда у человека сложная жизненная ситуация, когда у нас дома какие-то недоразумения, недопонимания, и мы духовно расширяемся для того, чтобы обнять человека широтой своей души.
К. Лаврентьева
— Смотрите, отец Анатолий, то есть жизнь духа и работа над отношениями с Богом через вот ту самую жизнь духа, через молитву, через внутреннюю духовную жизнь, она и душу делает благородной и сочувствующей, она воспитывает будто бы её, да?
о. Анатолий
— Это ориентир. Это внимание духовной жизни человека, на что оно направлено? То есть, если оно направлено на общение с Богом, если оно направлено на дух... Ведь у святых отцов, что под духом подразумевается? Это и ум, и сила. И мы, если объединим, вот это понимание, то можем сказать о том, что человек в общении с Богом получает силу, и эта сила для чего ему нужна? Чтобы душа его не страдала, и чтобы душа его могла оказать помощь другому человеку.
К. Лаврентьева
— Да, это глубокая мысль. Спасибо, батюшка.
о. Анатолий
— Давайте ещё послушаем, что же нам сегодня говорит святитель. (цитирует)
«По естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними — и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную. Это норма».
о. Анатолий
— Как интересно, да?
К. Лаврентьева
— Это очень интересно.
о. Анатолий
— Как глубоко, в том контексте, в котором мы уже поразмышляли. (цитирует)
«Вы уже и высказали своё решительное желание стоять на уровне человеческой жизни. Видите теперь, какою быть она предназначена, и, конечно, желаете явить её такой. Да ведь вы и жили доселе в своём семействе и в кругу родных так, как изображено, то есть по духу, хоть и науки проходили, и хозяйство знаете, и в музыке, и пении мастерица. Вам подлежит не заводить в себе духовность, а поддерживать её и хранить, оберегая себя от влияний и влечений душевно-плотской жизни, в водовороты которой вы начали попадать».
К. Лаврентьева
— Давайте поясним: книга «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться», она состоит из писем к разным лицам, и вот как раз здесь у него переписка с какой-то барышней, которая действительно с детства в церкви, но очень она вот пожелала светской жизни, немножечко туда окунулась (просто мы же не можем всю книгу зачитать, поэтому я всю предысторию рассказываю), и она почувствовала всю лживость светской жизни, если ты ставишь на неё прямо все ставки. Если у тебя уже ничего не остаётся, и ты счастье начинаешь искать в светском обществе, тогда ты понимаешь, что это просто большая игра. И вот тут он ей как раз пишет, что тебе не нужно заново духовность развивать, она у тебя есть, поддерживай то, что у тебя уже есть.
о. Анатолий
— Наверное, очень важно в этом отрывке ещё то, что это не просто какой-то трактат святого отца, который направлен к монаху, где: «вот вы там поживаете у себя в монастыре, в келье, должны совершать подвиги...», а оказывается, и духовные люди направляли свои письма и рекомендации людям светским. И оказывается, что этот человек, который вёл обычную семейную жизнь, можем сказать, светскую жизнь, она и в духовной жизни имела хороший опыт. И он призывает её, говорит, что вам не нужно уже никаких особых усилий делать, самое главное — не растеряйте то, что у вас уже есть. То есть то, что ты как раз сказала. Я бы, знаешь, сказал по-русски: это увлечённость. Она слишком увлеклась быть своей в светской жизни.
К. Лаврентьева
— Точно.
о. Анатолий
— Настолько, что стала терять ценности. И святитель через письмо это как-то очень глубоко прочувствовал. И ей говорит: «будьте внимательны», то есть не теряйте собранность своей духовной жизни.
К. Лаврентьева
— Действительно, когда мы готовили эту программу, я думала: послушает человек и скажет: «ой, эта духовная жизнь, это всё опять для монахов, всё это не для меня, мне бы вот хоть немножко отдохнуть, там с друзьями встретиться, в храм сходить в воскресенье, и то слава Богу». Но, смотрите, святитель Феофан ведь ничего не отрицает. Он говорит и про науки, он говорит и про музыку, он говорит про искусство, он поощряет всё, что есть в этой девушке, с которой он переписывается. То есть он как бы подтверждает, что духовная жизнь обогащает и эту часть её жизни, и культурную, и душевную. Да, давайте дальше читать. (цитирует)
«Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей (вот как раз, отец Анатолий, о чём мы с вами говорим), так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей способствует — и в человеке водворяется полная гармония всех движений и обнаружений его жизни: гармония мыслей, чувств, желаний, предприятий, отношений. И се — рай! (то есть это рай). Напротив, когда дух не удовлетворяется и сие „единое на потребу“ забыто, тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны, и каждая требует своего, и как их куча, то голоса их, как шум на базаре, оглушают бедного человека, и он мечется, как угорелый, то туда, то сюда за удовлетворением их. Но покоя никогда не имеет, потому что, когда одна удовлетворяется, другие не довольствуются тем и, не считая себя чем-либо ниже той, которая почтена удовлетворением, настойчиво требуют своего, как у матери, когда она накормит одного ребенка, другие пять кричат. Оттого внутри у такого человека шум, гам, разволока во все стороны и во всем беспорядочность. Тут же зарождается и та бурливая полоса, о коей была особая речь, и еще больше возмущает и обеспорядочивает все внутреннее. Такой человек ничем не доволен и всегда находится в душевной туге».
К. Лаврентьева
— Смотрите, отец Анатолий, вот мы нащупали ключ к счастью-то. Дорогие психологи, дорогие читатели книг о счастье — обратите, пожалуйста, внимание на то, что говорит святитель Феофан, он человек опытный, и, кстати говоря, в Церкви очень почитаемый, студенты учатся по его книгам духовных академий, духовных заведений не просто так, я вижу, потому что, несмотря на то, что он сам-то монах, такая мудрость и такой тонкий подход к душе каждого человека.
о. Анатолий
— Он пятнадцать лет провел в затворе.
К. Лаврентьева
— Не просто так затворником он зовется, да, батюшка?
о. Анатолий
— Да. То есть он уделял время на изучение своей духовной жизни. Я думаю, что он хорошо знал такие практики духовные, которые работали, а которые не работали. Можно предположить, что он хорошо умел отличать настоящую духовную жизнь от мнимой духовной жизни очень чётко. Высокодуховный человек, он сразу же понимает, то или не то. Вот это настоящая духовная жизнь, когда человек выстроил гармоничные отношения с Отцом Небесным или он пытается делать вид, и он знает много интересных терминов о жизни духовной, но ничего этого не применяет в своей духовной жизни. Ведь самое главное, на что обращает Священное Писание, наше внимание: за закрытой дверью какой ты?
К. Лаврентьева
— Это интересно: когда тебя никто не видит, да?
о. Анатолий
— Да. И это в современном мире очень интересный момент. Когда мы приходим в храм, когда мы говорим правильные вещи, когда мы знаем ереси, которые терзали Церковь в IV веке, все Вселенские Соборы, всех святых отцов IV века можем перечислить. А потом человек заходит в свою комнату, включает телефон и зависает там в ленте. А где же практика-то твоя? Где вот эта ценность общения с Отцом Небесным? Всегда в духовной жизни звучит очень важный вопрос: насколько для меня важно общение с Отцом Небесным и сколько времени я Ему уделяю?
К. Лаврентьева
— То есть сколько реального времени ты уделяешь Богу за своей закрытой дверью, пока тебя никто не видит?
о. Анатолий
— Да. Статистику экранного времени в телефоне можно взять, и на что ты потратил это время? И сколько времени ты в конце дня уделил Отцу Небесному на общение с Ним? Всё, вот и ответ.
К. Лаврентьева
— То есть та самая мнимая духовная жизнь, о которой вы говорите, отец Анатолий, и настоящая — вот тут и заключается. То есть настоящая — это реальная молитва дома? Что ещё, кроме молитвы? Давайте уж прямо тогда сразу инструменты дадим.
о. Анатолий
— Это моё желание. Можно же просто сесть и просто высказать от чистого сердца: Господи, я не понимаю, вразуми меня.
К. Лаврентьева
— Контакт с Богом. Живой контакт, живой диалог, постоянно.
о. Анатолий
— Конечно. Когда мы спрашиваем по-простому, когда дверь нашего сердца открыта Отцу Небесному, когда человек говорит, что — «Господи, да, я Тебе доверяю, открой мне Твою волю». Ведь молитва «Отче наш», там же чётко говорится: «Да будет воля Твоя, Господи». То есть это состояние внутреннего человека, когда он готов принять волю Божию, он с ней будет согласен, какая бы она ни была. И совершенно другое, когда человек приходит и спрашивает: «Какую свечку и куда нужно поставить для того, чтобы было, как я хочу?»
К. Лаврентьева
— Но это может быть началом, Отче. Это может быть началом какого-то большого пути.
о. Анатолий
— Мы сейчас уже говорим про вот эту разницу.
К. Лаврентьева
— Ну да: потребительское отношение и такой реальный труд.
о. Анатолий
— Вот реальный христианин, что он делает, какие выполняет действия для того, чтобы действительно не говорить о духовной жизни, а соответствовать. Ведь всё-таки апостол Иаков как нам говорит: «Покажи мне веру из дел твоих». То есть важно не то, что человек декларирует, рассказывает, каких святых отцов он в своей жизни прочитал, а то, что он делал по итогу и как он делал.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА. Сегодня мы, священник Никольского храма в Тушине Анатолий Главацкий и Кира Лаврентьева, разбираем книгу святителя Феофана «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». Мы вернёмся к вам после короткой паузы. Пожалуйста, оставайтесь с нами.
К. Лаврентьева
— Программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие наши слушатели. У микрофона священник Никольского храма в Тушине Анатолий Главацкий и Кира Лаврентьева. Мы сегодня обсуждаем книгу святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Тема у нас «Как стать счастливым?» В первой части программы мы разобрали, что святитель Феофан очень опытно, очень обстоятельно разбирает устройство человека и говорит, что действительно, господство духа над телом и душой делает реально человека счастливым, делает его духовным, делает его жизнь благодатной. И дальше мы будем разбирать это более глубоко: что нужно для того, чтобы все-таки жизнь духа господствовала, что советует на эту тему святитель Феофан. Но вижу, что отец Анатолий в первой части нашей программы еще вопрос цитаты озвученной не закрыл. Отец Анатолий, что вам хочется еще сказать?
о. Анатолий
— Да, Кира, очень интересная мысль, которую говорит нам святитель в этот час. Он говорит: «И вот рай — гармония мыслей, чувств и желаний». Насколько это глубоко, обрати внимание.
К. Лаврентьева
— Да. С другой стороны, отец Анатолий, желания-то разные могут быть.
о. Анатолий
— Гармония должна быть. Казалось бы, XIX век, современные психологи расскажут, как и что организовать в человеке. А святитель, затворник испытал на себе и потом говорит, что такое рай. И потом продолжает, вот интересный момент: что же такое ад. Ад, напротив, это неудовлетворенность духа, то есть когда дух чувствует истощение своё, то, что ему не уделяется, не даётся столько, сколько ему необходимо общения с Отцом Небесным. Чудесно.
К. Лаврентьева
— То есть, если есть общение духа с Отцом Небесным, то вся остальная жизнь, она как бы освящается присутствием Божьим. Вот это очень интересно.
о. Анатолий
— Обрати внимание на то, как говорит святитель: «неудовлетворенность», то есть дух каждого человека должен получить столько, сколько нужно конкретно ему. Глубочайшая мысль святителя, на которую он сегодня обращает наше внимание. Кому-то бывает достаточно в какие-то периоды две, три, пять минут, а кому-то и нужен и час, и два общения. Вот когда люди встречаются, они увиделись, узнали, что всё хорошо друг у друга, им достаточно, они удовлетворили эту потребность. А кто-то час, два, три общается, и потом ощущает, что маловато, недостаточно было времени. Глубочайшая мысль, которую сегодня говорит нам святитель, и она обращает нас к Священному Писанию, где говорит Экклезиаст о том, что «суета сует и томление духа»: от чего происходит томление духа? От суеты. И святитель нам тоже сегодня говорит, что — «ребят, будьте внимательны, суета, она слишком сильно увлекает, настолько, что дух недополучает и начинает страдать».
К. Лаврентьева
— И ты всё несчастнее и несчастнее становишься.
о. Анатолий
— К сожалению. До тех пор, пока человек не поймёт, что ему нужно всё оставить и уделить время на общение с Отцом Небесным. Вот просто найти время и проявить интерес к этому делу.
К. Лаврентьева
— Понятно, что все программы на Радио ВЕРА, они об этом — об общении с Отцом Небесным, о пути к Богу, о вере в Бога. Но так ценно, что мы сейчас имеем возможность цитировать святых отцов, у которых есть этот личный богатейший опыт общения с Богом, и это, конечно, потрясающе. У нас гости такие есть, и все мы так или иначе к этому стремимся. И это, конечно, великое счастье, что мы говорим об этом.
о. Анатолий
— Кира, святитель нам сегодня говорит: а что же нам мешает общаться с Богом? Если человек спросит: что же мне мешает общаться с Богом? Суета.
К. Лаврентьева
— Кстати, он говорит, что как раз эта суета приводит к внутреннему бурлению и беспорядочности, то есть к несчастью. Если мы говорим в категориях счастье-несчастье, то да, отсутствие духовной жизни тебя так или иначе всё равно приводит к несчастью.
о. Анатолий
— То есть, резюмируя вот эту цитату очень интересную, мы приходим к выводу о том, что же такое счастье — это гармоничные отношения внутри человека мыслей, чувств и желаний. Что такое страдание? Страдание — это отсутствие гармоничных отношений своих мыслей, чувств и желаний. То есть это суета, которая человека выматывает.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, я, когда читала эту книгу, думала: так, хорошо, господство духа над телом и душой — это мы разобрали, это понятно, христианину-то вроде ясно. Но нужно же понять ещё, как сделать так, чтобы это господство духа всё-таки было. И вы как раз говорили сейчас об уделении времени молитве, о постоянном желании всё-таки как-то Богу сердце открыть, быть с Ним в некоем постоянном контакте, вот это уже начало всего.
о. Анатолий
— Да, это желание.
К. Лаврентьева
— Это очень важно. Смотрите, как святитель Феофан конкретно разбирает действия Духа Божьего. Конечно, мы не можем эту прикровенную тайну действия Духа Божьего в душе человека знать и понимать, потому что мы вообще, в принципе, по-человечески к этому не готовы и нет воли Божьей, чтобы мы это знали. Но святитель Феофан описывает то, что нам открыто, то, что открыто ему, и делится этим с нами. Послушайте. (цитирует)
«Дух Божий сокровенно действует на дух наш и приводит его в движение. Пришедший в движение дух наш восставляет в себе естественное свое боговедение, что Бог есть, все содержит и Мздовоздаятель есть. Сознание сего восставляет чувство всесторонней зависимости от Бога и оживляет страх Божий. То и другое растревоживает совесть — свидетельницу и судию дел наших и чувств, между коими редко что встречается такое, на что бы благоволительно воззрел Бог. Встревоженная совесть вместе со страхом Божиим и чувством всесторонней зависимости от Бога поставляют человека в чувство безвыходности своего положения: «Камо пойду, кому бегу?» (Псалом 138-й приводит здесь святитель Феофан). «Но бежать некуда: пойман и в руки Бога — Судии и Воздаятеля. Чувствуется «гнев Божий с небесе на всякую неправду». Но тут приходит благовестие Евангелия и выводит из беды. Без Евангелия такое пробуждение духа нашего было бы пагубно, ибо неизбежно ввергало бы в отчаяние. Но благость Божия так устрояет, что истинное пробуждение духа и совершается, и сопутствуется Евангелием. Тому, у кого внутри образовалось вследствие пробуждения духа: «камо пойду, куда бегу» — Евангелие возвещает: «Куда и зачем бежать?» Иди под сень Креста — и спасешься. Сын Божий, воплотившись, умер на Кресте во очищение грехов наших. Веруй в сие — и получишь отпущение и милость Божию. Апостолы всегда так и делали, проповедуя Евангелие. Растревожат, а потом говорят: «Веруй в распятого Господа — и спасен будешь». Так, святой Петр в первую проповедь, в день сошествия Святого Духа, встревожил и устрашил иудеев до того, что они начали вопить: «Что же нам теперь делать? Куда деваться?» Он возблаговестил им тогда: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Господа Иисуса во оставление грехов». Книга Деяний.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, глубоко и страшно.
о. Анатолий
— Очень глубоко.
К. Лаврентьева
— То есть, получается, приближение к нам Духа Божьего начинает приносить нам иногда конкретные страдания, но этого не надо бояться. Это даже хороший знак, это как хирург взялся за дело.
о. Анатолий
— Конечно. Как врач, который лечит человека, который оперирует, он же спасает человека, он ему помогает, избавляет его от какой-то болезни. Да, безусловно, это непросто, это нелегко, но тем не менее он приносит пользу по итогу. Учитель, который заставляет ученика учиться, учить падежи, склонения, окончания, и кажется, что он издевается (учитель над учеником), но по итогу он может грамотно выражать свои мысли. И очень интересная мысль, которую сейчас отметил у святителя, я бы её так вот сформулировал: осознание боговедения помогает человеку, то есть направляет его на духовную жизнь. То есть осознание человеком того, что ему нужен Бог. Что такое вообще славянское слово «ведать»: это значит знать чётко и не перепутать. «Ведать» Бога, в Священном Писании нам говорили, ведение. То есть именно чётко понимать, не спутать с другими какими-то эмоциями, чувствами вот этот опыт духовной жизни. Насколько внимателен святитель к этому. Вот как, допустим, слово «медведь»: он знает, где мёд и какой он, он его не перепутает, то есть именно «ведает». Здесь очень важно в жизни человека иметь хороший, правильный, достойный опыт духовной жизни для того, чтобы не увлечься какими-то мировоззрениями, интересными идеями, которые предлагает современный мир.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, это ведь очень важная мысль. Получается, что, когда душа болит, когда совесть болит, когда человеку плохо, это совсем не значит, что плохо. Это, возможно, и посещение Божие, и об этом надо говорить, ничего в этом страшного нет. То есть тебе просто предлагают лекарства, и ты должен их как-то принять со своей стороны и воспользоваться ими.
о. Анатолий
— Лекарства же тоже бывают горькие, и мы должны действительно правильно для себя это воспринимать. Здесь, наверное, очень важный момент, о котором нужно бы поразмышлять — это восприятие человеком. Бывает, человек очень остро реагирует, когда ему делают какие-то подсказки, он воспринимает это как претензии, как какое-то недовольство в быту. Также в духовной жизни получается, что человек какие-то рекомендации Отца Небесного, которые ему можно откорректировать, для себя трактует как наказание Божье. То есть, может быть, человеку воспринимать нужно совершенно по-другому те символы, через которые Отец Небесный общается с человеком.
К. Лаврентьева
— Это программа «Почитаем святых отцов» на Радио ВЕРА, и мы, вместе со священником Никольского храма в Тушине Анатолием Главацким, читаем книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроится» святителя Феофана Затворника и рассуждаем о том, как стать счастливым. Меня зовут Кира Лаврентьева, продолжаем слушать цитаты из книги.
о. Анатолий (цитирует)
— «Не все совершает один Дух Божий. Требуется нечто и от нас, и это нечто немаловажно. Дух Божий возбуждает, благовестие указывает, за что взяться. Сие от Бога. Но, сделав сие, Бог останавливается и ждет нашего произволения. Первыми действиями Своими Бог как бы спрашивает: „Хочешь выйти из беды? Вот это и делай“. Момент сей самый важный. Склонится кто на указание — открывает вход дальнейшим действиям благодати, которая и вводит его потом в область спасенных. Не склонится — пресекает дальнейшие действия благодати, и таковой остается в среде погибающих. Апостол Павел проповедует в ареопаге. После проповеди святой Дионисий и еще кто-то идут вслед его и крестятся, а из прочих кто говорит: „Чему это учит суетливый сей?“, а кто: „Приходи в другой раз, послушаем тебя“. Бог никого не неволит спастись, а предлагает на выбор и только того, кто избирает спасение, спасает. Если бы не требовалось наше произволение, Бог всех в одно мгновение сделал бы спасенными, ибо всем хочет спастись» (1-е Послание к Тимофею). Да тогда и совсем не было бы погибающих. А произволение наше не всегда разумно бывает, упорничает и Самому Богу не внимает. Вот и гибнем«.
К. Лаврентьева
— Смотрите, отец Анатолий, здесь святитель Феофан говорит о том, что мало действия Духа Божьего в нашей душе — нужна наша воля, наш ответ, наше действие, то есть это такое сотворчество, синергия, о которой мы так много рассуждаем на Радио ВЕРА, сотворчество человека и Бога. Он призывает, но мы должны ответить. Вот этот ответ — что это? Как он должен выглядеть, когда нас посетила благодать, когда нас посетил Дух Божий? Мы можем чувствовать страдание или не чувствовать его, у каждого человека, видимо, всё-таки по-разному, но посещение не пропустишь, и призыв Божий не пропустишь, ты всё равно чувствуешь, что что-то происходит.
о. Анатолий
— Если мы продолжаем мысль, когда человек болеет, и вот этот Дух Божий его посещает, и первое восприятие, которое человек для себя растолковал как некое наказание, и после действия благодати Святого Духа человек это воспринимает как на пользу то, что с ним происходит, то есть совершенно по-другому видит эту ситуацию. Скажем, когда у человека нет Духа Божьего, то есть внутреннее какое-то его недовольство тем, что происходит, он для себя трактует это как наказание. Но мы просим о том, чтобы Дух Божий пришёл к нам и обновил в нас правильный дух (в 50-м псалме). И под действием этой благодати Святого Духа человек начинает размышлять, говоря по-простому: а что хорошего я из этой ситуации для себя могу вынести, для чего Отец мой Небесный мне дал эту ситуацию? То есть совершенно по-другому человек задаёт сам себе вопрос.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, вы знаете, я слушаю вас и размышляю о том, что, конечно, Господь очень деликатен, и если кто-то испытывает явный дискомфорт, то это тоже на пользу его души. Но вот я наблюдаю также за окружающими меня людьми и понимаю, что этот призыв, он всё-таки бывает несколько раз в жизни, и бывает очень деликатен. У меня есть подруга, она верующий человек, много взаимодействует тоже с верующими людьми, счастливый человек. И как-то мы с ней разговаривали о том, что очень большое искушение, когда жизнь более-менее благополучная — ну, до тебя ещё не добралась война, допустим, слава Богу, или какие-то серьёзные скорби, — ты рискуешь уйти несколько вот в свой кокон: работа, дом, там, посмотреть какой-то фильм, почитать книгу, приготовить еду, пообщаться с мужем, лечь спать, работа, дом, и вот этот круг начинает замыкаться, замыкаться, замыкаться.... И тут с ней происходит буквально следующее: враз, абсолютно вот в один период времени, случаются серьёзные скорби с разными её подругами, серьёзные, ужасные скорби. И я наблюдаю за всем этим, вижу, что у неё есть путь немножко отгородиться от этого, ну чтобы свою душу не выводить из зоны комфорта и всё же себя поберечь от негативных эмоций. А есть вариант понести с этими подругами их крест хотя бы частично, хотя бы посильно, как она могла. Она выбрала второй путь, и она говорит: это удивительно, потому что — да, это некомфортно, да, это неприятно, ну а кто хочет нести чужой крест? Но с другой стороны, она явно почувствовала, что через это Господь её как бы углубляет, то есть из обычной комфортной, хорошей такой, правильной жизни Он её выводит на более глубокий уровень богообщения. И это ведь тоже удивительно, отец Анатолий, то есть можно ведь и так, можно ведь и на сочувствии к ближнему к Богу приближаться.
о. Анатолий
— Размышляя над этой ситуацией, которую ты сейчас рассказала, мне бы хотелось обратить внимание на слово «помощь»: оно происходит от слова «мощь», то есть это внутренняя способность человека поддержать другого человека. И когда Господь видит эту смелость, что — да, может, во мне не так много этой мощи, но я хочу помочь другому человеку и хотя бы на пять, на десять процентов, но облегчить его какие-то внутренние борения. И Господь вот эту смелость благословляет, и Он наполняет сердце человека большим количеством благодати, чтобы хватило и Ему, и Он чтобы ещё и передал другому человеку эту благодать. И вот это состояние внутреннее, когда человек хочет помочь человеку, оказать ему поддержку, согреть, обнять его, то есть как бы огородить от каких-то страданий, Господь вознаграждает вот это внутреннее желание и стремление, и подаёт силу. Наверное, я бы хотел на эту ситуацию по-другому посмотреть: что, действительно, Господь, Он не с точки зрения наказания: «ну попробуй, окунись», не с этого угла видения, что «вот, посмотри, у тебя-то нет таких страданий», а наоборот: «хочешь ли ты, у тебя есть возможность показать, что ты можешь быть с человеком, ты можешь его поддержать, ты можешь найти добрые, тёплые слова, чтобы согреть душу другого человека».
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, спасибо огромное, предлагаю вернуться к книге святителя Феофана, которую мы сегодня читаем: «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться». И вот мы как раз подошли к самому главному — к стяжанию Духа Святаго Божия, о котором говорит преподобный Серафим, о господстве духа над телом, о духовной жизни, об отношениях с Богом. О посещении Божьем мы уже поговорили, это действительно цепь одних и тех же событий. А вот что святитель Феофан говорит о человеке и о тех признаках, когда благодать Духа Святаго Божия уже посетила человека, то есть что ждёт человека при благополучном исходе его духовной жизни, если можно так сказать. (цитирует)
«Что бывает с теми, у которых благодать Божия начала ощутительно проявлять свои действия. Святой Макарий изображает так: (то есть он приводит святого Макария Великого) «Иногда бывают они обвеселены (то есть веселы), как бы на царской трапезе, и радуются радостью и весельем неизглаголанным. В иной час бывают, как невеста, божественным покоем упокоеваемая в сообществе со своим женихом. Иногда же, как бесплотные ангелы, находясь ещё в теле, чувствуют в себе такую же лёгкость и окрылённость. Иногда же бывают, как в упокоении питием, возвеселяемые и упокоеваемые Духом, в упоении Божественными духовными тайнами. Иногда такой любовью разжигает их Дух, что, если бы можно было, вместили бы в сердце своём всякого человека, не отличая злого от доброго. Иногда, в смиренномудрии Духа, они столько уничижают себя перед всяким человеком, что почитают себя самыми последними и меньшими из всех. Иногда душа их упокоевается в некоем великом безмолвии, в тишине и мире. Иногда умудряется благодатью в уразумении чего-либо, в неизреченной мудрости, в ведении того, что невозможно изглаголать языком. Иногда же человек делается как один из обыкновенных».
К. Лаврентьева
— Вот это очень интересно. Ну, то есть просто обычный человек, но при этом внешне-то, скорее всего, человек обычный, он просто такой духоносный, хороший след остаётся от общения с таким человеком. Ты чувствуешь, что общаешься со святым человеком, и даже не со святым, а со счастливым человеком, который живёт в Духе Божьем. Отец Анатолий, вот ведь счастье, да?
о. Анатолий
— Святые отцы как раз нас к этому и призывают. Внешне нельзя отличить человека духовного от бездуховного, отличает только общение именно с этим человеком и внутренние потом ощущения наши, которые оставляет вот это общение. Бывает, человек внешне, как нам кажется, весьма благочестивый, достойный человек, а после общения с ним остаётся какой-то осадок тяжёлый. А бывает, человек внешне ничем не выделяющийся, нам кажется, что даже, может быть, слишком светский, но после общения с ним остаётся очень светлое, доброе ощущение. Кира, рассуждая как раз над той цитатой, которую ты прочитала, святитель обращает наше внимание на смиренномудрие духа. Такое очень интересное сочетание двух слов: и мудрости, и смирения, когда человек ищет смирения и мудрости, и самое главное, ещё и состояние духа чтобы было соответствующее. И, продолжая эту мысль, святитель выражает её такими словами: (цитирует)
«Когда душа взойдёт к совершенству Духа, совершенно очистившись от всех страстей и в неизреченном общении пришедши в единение и растворение с Духом Утешителем, и сорастворяемая Духом, сама сподобится стать духом, тогда делается она вся светом, вся — оком, вся — радостью, вся — упокоением, вся — любовью, вся — милосердием, вся — благодатью и добротою. Вот чего добивались и чего достигнуть старались святые подвижники! Согласитесь, что было и есть из-за чего трудиться. Но ведь доступ к этому — область всем открытая. Это не заповедный луг или сад. Всем обетованы такие блага и задаток дан на стяжание их — благодать Святого Духа — в крещении и миропомазании. Нам нужно покопаться в себе и достать это сокровище. Клад в нашем саду — только лопату взять и начать копать. С первых же ударов начнётся позвякивание серебра и золота, а там, глядь — вот и всё сокровище. Радости тогда меры не будет».
К. Лаврентьева
— Совершенно пасхальная такая цитата. Огромное спасибо, отец Анатолий, вы её, кстати, очень радостно прочитали. Действительно, вот этот путь, он открыт для всех! А то бывает такое, что «это всё только святым, мы люди грешные, куда нам, грешным, до такой жизни, да куда нам уже со свиным рылом в калашный ряд». А всё же говорит святитель, что каждому путь открыт. Это очень ценно, очень важное завершение этого нашего разговора.
о. Анатолий
— Наверное, это и была новость Спасителя нашего Иисуса Христа, Его благовестие для своих современников о том, что Бог любит, принимает всех нас. Вот святитель Феофан Затворник жил в XIX веке, и он говорит: вот этот путь он всем открыт: общение в Духе Святом, благодать Святого Духа, которая преображает, меняет, помогает человеку, и человек может получить её в любой момент, но человек этим пренебрегает. И книга, о которой мы сегодня рассуждали в этом часе, она как раз и говорит: на что ваше внимание, нужна ли вам благодать Святого Духа — пожалуйста, идите, берите! И Бог не мерой даёт эту благодать, Он не отмеряет какое-то количество: по одной штучке, по две, много не берите, ещё всем надо, чтобы досталось. А Господь не считает, сколько кому нужно. Нет какого-то прибора, который бы измерял, какое количество кто получил, а сколько кому нужно, то есть Отец наш Небесный готов наполнить этой благодатью ёмкость сердца любого человека.
К. Лаврентьева
— Отец Анатолий, ну тогда давайте повторим то, что мы всегда повторяем в конце наших разговоров, что нужно для стяжания благодати Духа Святого.
о. Анатолий
— Желание.
К. Лаврентьева
— Желание, открытое сердце, жизнь по заповедям, Причастие — наверное, самое главное, исповедь искренняя, не лубочная такая благочестивая, правильная, а искренняя, от всего сердца.
о. Анатолий
— Добрые дела.
К. Лаврентьева
— Молитва, добрые дела, да.
о. Анатолий
— Отец наш Небесный за всеми вот этими правильными нашими знаниями по итогу ждёт поступков.
К. Лаврентьева
— Он ждёт плодов.
о. Анатолий
— Да, Кира, правильно, ты подметила о том, что наши дела — это плоды, и притчи в Евангелии, они как раз и говорят о том, что когда у виноградаря хозяин спрашивает: «Где мои плоды?», то есть Отец наш Небесный ждёт вот этих дел наших, говорит: «Покажи то, что ты вот это знаешь, умеешь, как ты это применяешь».
К. Лаврентьева
— Да, отец Анатолий, спасибо большое, сегодня действительно какой-то у нас необычный очень получился разговор, очень счастливый. И тема была у нас: «Как стать счастливым?» Разбирали мы книгу «Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться» святителя Феофана Затворника. Программа «Почитаем святых отцов» и сегодня её вели священник Никольского храма в Тушине Анатолий Главацкий и Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами до следующей недели, а вам, отец Анатолий, как всегда, огромное спасибо за этот разговор.
о. Анатолий
— И вам тоже, взаимно. Всего доброго.
К. Лаврентьева
— До свидания.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер