
Июньским воскресным днём 1909 года в Георгиевском храме села ПрилЕпы Минского уезда в первый раз служил Литургию новый настоятель — священник Иоанн Пашин.
Он приехал в Прилепы из села Князь-Озеро МОзырского уезда, где был священником в Никольской церкви. Тамошние прихожане с большой любовью относились к отцу Иоанну — чуткому пастырю, доброму и сострадательному человеку. За шесть лет своего настоятельства в Князь-Озере отец Иоанн сплотил паству в Свято-Макарьевское братство, члены которого заботились о нуждающихся прихожанах; при храме стараниями священника была открыта бесплатная женская школа.
Наслышанные обо всём этом, жители Прилеп с радостью приветствовали нового батюшку. Отец Иоанн быстро вник в дела прихода. Он живо интересовался жизнью прихожан, первым узнавал, когда у кого-то случалась беда, если кто-то заболевал или оказывался в материальном затруднении. И тотчас спешил на помощь.
Не прошло и года после назначения отца Иоанна в Прилепы, а в селе его стараниями уже появилась школа. Под неё священник выхлопотал у местного помещика Демидова отдельное здание. Другим важным начинанием отца Иоанна Пашина стало приходскОе Общество трезвости. Посмеивавшиеся поначалу над этой затеей, местные жители оставили в стороне всякие шутки, когда благодаря дару убеждения отца Иоанна уже в первый месяц в Общество вступило более 30 человек, давших, и, главное, исполнивших обещание оставить пагубную привычку. А через пару лет количество членов Общества возросло в сотни раз.
В 1912 году отец Иоанн начал строительство в Прилепах нового каменного храма — старый, деревянный, попросту уже не вмещал всех прихожан, число которых заметно увеличилось. Священник сумел собрать необходимую для строительства сумму, и уже в 1914-м году новый храм был возведён.
В июле 1914-го началась Первая мировая война. Отец Иоанн организовал среди прихожан сбор средств на нужды фронта и раненых. Семьям, чьи мужчины отправились воевать, по благословению священника выдавались дрова с принадлежащей приходу лесной делянки. Отец Иоанн уговорил Прилепское Кредитное Товарищество выделить средства на устройство в селе почтового пункта, чтобы письма солдатам от родных как можно скорее отправлялись на фронт.
В 1916 году при его участии была открыта церковно-приходская школа в посёлке УсЯж под Минском, а в Прилепах появилась продуктовая лавка где, с помощью всё того же Прилепского Кредитного Товарищества, за символическую цену можно было купить продукты первой необходимости.
В 1923 году, в опасное время гонений новой большевистской власти на Церковь и веру, отец Иоанн приял монашеский постриг и был рукоположен в епископы и возглавил Минскую епархию. Через три года НКВД арестовало владыку Иоанна и приговорила к лагерному сроку. Из заключения священнослужители возвращались редко. Не стал исключением и владыка Иоанн (Пашин). Он был расстрелян в 1938 году, а в 2000 году Церковь прославила его как священномученика.
Все выпуски программы Имена милосердия
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер