История любой семьи складывается из традиций. Они могут быть простыми, вроде общих сборов по праздникам. А могут касаться сложных вопросов: например, воспитания детей. Или сохранения династии. В семье священника Алексия Мечёва эти сложные вопросы решались просто. И полюбовно.
Алексей Мечёв родился во второй половине XIX века в семье регента хора. Родители определили сына в Московскую духовную семинарию. Сам же он мечтал стать врачом. Но мама Алёши видела, что её тихий, миролюбивый мальчик для профессии медика не годится, и умоляла сына стать священником. Алексей послушался и никогда не пожалел об этом несмотря на то, что первые годы его службы были тяжёлыми.
Приняв сан священника, отец Алексий пришёл в маленькую Николаевскую церковь на улице Маросейка. По соседству находились большие храмы. Верующие предпочитали ходить туда. Восемь лет священник ежедневно служил литургию в пустой церкви. Но постепенно сумел расположить к себе людей. На Маросейку потянулись богомольцы. Батюшка всех встречал приветливо и с любовью. Говорил: «Священник должен принадлежать народу, приходите и берите всё, чем я богат». Отец Алексий обладал даром сочувствия и всегда разделял чужое горе. Главными для него были слова «прощать» и «помогать». При церкви отец Алексий открыл церковно-приходскую школу, а потом приют для сирот.
Вокруг храма на Маросейке всегда толпился народ. Многие, приходя сюда впервые, оставались с отцом Алексием навсегда. Так образовалась Маросейская община, помогавшая больным, нищим, учащимся. Она напоминала большую христианскую семью, где нет чужих, а все свои, и главное — все вместе. Так легче преодолевать превратности судьбы. И не удивительно, что после революции прихожан у отца Алексия стало ещё больше. Люди, потерявшие почву под ногами, шли к нему за помощью.
Один раз в храм ворвались комсомольцы. Они явились «бить священника». Но не то, что бить не стали, но даже присоединились к молитве, потрясённые тем, что сказал им отец Алексий. А он всего-то добрым словом помянул родителей этих комсомольцев. Батюшку дважды вызывали на допрос и дважды отпускали. В последний раз потому, что видели — отец Алексий тяжело болен. Предчувствуя скорую кончину, он передал заботу о церкви и прихожанах своему сыну Сергею.
Сергей с детства помогал отцу в церкви. Священник мечтал, что сын пойдёт по его стопам. Но история семьи повторялась удивительным образом: Сергей хотел быть врачом, поступил в университет. Отец Алексий не давил на сына авторитетом, считал, что Сергей определится сам. Так и получилось. Очень скоро юноша понял, что медицина не его призвание. Когда началась Первая мировая война, Сергей ушёл на фронт братом милосердия. А вернувшись домой, принял сан священника. Конечно, его сравнивали с отцом. Находили, что сын намного строже, у него строгий нрав, но что он, так же как его батюшка, честен и добр. Прихожане полюбили отца Сергия. А новые власти поторопились арестовать. Вернувшись из тюрьмы, он продолжал служить в храме и руководил Маросейской общиной вплоть до своего ареста в 1929 году. Из ссылки священник писал своим прихожанам: «Особые скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни».
Напастей и преодолений оказалось гораздо больше, чем может выдержать человек. Отец Сергий выдержал. Его арестовывали без конца. Едва успевала закончиться одна ссылка, тут же начиналась другая. Лагерный труд подорвал здоровье отца Сергия. Но сильней физических страданий были страдания души. Священник молился о том, чтобы никто из его родных или духовных детей не пострадал из-за него. В последний раз отца Сергия арестовали в начале Великой Отечественной войны. Спустя полгода его расстреляли.
В 21 веке отец и сын Мечёвы были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. История священников Алексия и Сергия почти восемьдесят лет передаётся из уст в уста. Уже не осталось людей, лично знавших «маросейских пастырей» — так в Москве называли Мечёвых. Но об отце, который передал дело своей жизни сыну, и о сыне, который пожертвовал собой, но не предал дело отца, люди помнят по сей день.
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия