
История любой семьи складывается из традиций. Они могут быть простыми, вроде общих сборов по праздникам. А могут касаться сложных вопросов: например, воспитания детей. Или сохранения династии. В семье священника Алексия Мечёва эти сложные вопросы решались просто. И полюбовно.
Алексей Мечёв родился во второй половине XIX века в семье регента хора. Родители определили сына в Московскую духовную семинарию. Сам же он мечтал стать врачом. Но мама Алёши видела, что её тихий, миролюбивый мальчик для профессии медика не годится, и умоляла сына стать священником. Алексей послушался и никогда не пожалел об этом несмотря на то, что первые годы его службы были тяжёлыми.

Приняв сан священника, отец Алексий пришёл в маленькую Николаевскую церковь на улице Маросейка. По соседству находились большие храмы. Верующие предпочитали ходить туда. Восемь лет священник ежедневно служил литургию в пустой церкви. Но постепенно сумел расположить к себе людей. На Маросейку потянулись богомольцы. Батюшка всех встречал приветливо и с любовью. Говорил: «Священник должен принадлежать народу, приходите и берите всё, чем я богат». Отец Алексий обладал даром сочувствия и всегда разделял чужое горе. Главными для него были слова «прощать» и «помогать». При церкви отец Алексий открыл церковно-приходскую школу, а потом приют для сирот.
Вокруг храма на Маросейке всегда толпился народ. Многие, приходя сюда впервые, оставались с отцом Алексием навсегда. Так образовалась Маросейская община, помогавшая больным, нищим, учащимся. Она напоминала большую христианскую семью, где нет чужих, а все свои, и главное — все вместе. Так легче преодолевать превратности судьбы. И не удивительно, что после революции прихожан у отца Алексия стало ещё больше. Люди, потерявшие почву под ногами, шли к нему за помощью.
Один раз в храм ворвались комсомольцы. Они явились «бить священника». Но не то, что бить не стали, но даже присоединились к молитве, потрясённые тем, что сказал им отец Алексий. А он всего-то добрым словом помянул родителей этих комсомольцев. Батюшку дважды вызывали на допрос и дважды отпускали. В последний раз потому, что видели — отец Алексий тяжело болен. Предчувствуя скорую кончину, он передал заботу о церкви и прихожанах своему сыну Сергею.
Сергей с детства помогал отцу в церкви. Священник мечтал, что сын пойдёт по его стопам. Но история семьи повторялась удивительным образом: Сергей хотел быть врачом, поступил в университет. Отец Алексий не давил на сына авторитетом, считал, что Сергей определится сам. Так и получилось. Очень скоро юноша понял, что медицина не его призвание. Когда началась Первая мировая война, Сергей ушёл на фронт братом милосердия. А вернувшись домой, принял сан священника. Конечно, его сравнивали с отцом. Находили, что сын намного строже, у него строгий нрав, но что он, так же как его батюшка, честен и добр. Прихожане полюбили отца Сергия. А новые власти поторопились арестовать. Вернувшись из тюрьмы, он продолжал служить в храме и руководил Маросейской общиной вплоть до своего ареста в 1929 году. Из ссылки священник писал своим прихожанам: «Особые скорби, небывалые напасти — удел наших дней. В покаянном преодолении их — смысл нашей жизни».
Напастей и преодолений оказалось гораздо больше, чем может выдержать человек. Отец Сергий выдержал. Его арестовывали без конца. Едва успевала закончиться одна ссылка, тут же начиналась другая. Лагерный труд подорвал здоровье отца Сергия. Но сильней физических страданий были страдания души. Священник молился о том, чтобы никто из его родных или духовных детей не пострадал из-за него. В последний раз отца Сергия арестовали в начале Великой Отечественной войны. Спустя полгода его расстреляли.
В 21 веке отец и сын Мечёвы были причислены Русской Православной Церковью к лику святых. История священников Алексия и Сергия почти восемьдесят лет передаётся из уст в уста. Уже не осталось людей, лично знавших «маросейских пастырей» — так в Москве называли Мечёвых. Но об отце, который передал дело своей жизни сыну, и о сыне, который пожертвовал собой, но не предал дело отца, люди помнят по сей день.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело