
Во второй половине ХХ века настоятелем Пятницкой церкви в белорусском селе Хойно был протоиерей Косьма Раина. Он происходил из семьи потомственного духовенства. Его отец был флотским священником. Служил на военных кораблях, исповедовал умирающих в самой гуще боя, и скончался от ран, полученных в битве при Порт-Артуре в Русско-Японскую войну 1904-го года. Героический пример родителя всегда был перед мысленным взором отца Косьмы. Особенно — в годы Великой Отечественной, когда батюшка самоотверженно помогал народу, на плечи которого легло тяжёлое и грозное бремя войны.
В первые же её дни Белоруссия была оккупирована немцами. Фашисты сразу же начали устанавливать в республике свои порядки. Затронули они и Церковь. Оккупанты разослали по всем приходам требование молиться «о победоносном германском воинстве». Получил такой приказ и отец Косьма Раина. Однако выполнять его не стал. Он категорически отказался изменять текст Богослужения, и продолжал возносить молитвы «о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея». Предать Отечество батюшка не мог. Как не мог и оставаться в стороне от людской беды. Отец Косьма устраивал сборы средств для раненых, вдов и детей. А сколько раз тайком, с риском для жизни, он пробирался на базу партизан — в глухую деревеньку Семиховичи! Там в маленькой деревянной церквушке священник причащал больных и раненых, крестил детей, отпевал погибших. Связь с партизанами батюшка поддерживал постоянно — передавал им важную информацию о передвижениях врага, организовывал доставку продовольствия. В партизанский отряд вступили два его старших сына.
Подошла Пасха 1943-го года. На праздничное Богослужение в Пятницкой церкви села Хойно собрался народ из окрестных деревень. Храм был полон. В завершение Литургии отец Косьма обратился к народу с проповедью. «...Воля Божия не в приказах оккупантов, а в заповеди Господа нашего Иисуса Христа любить друг друга и помнить всегда, что «нет больше той любви, кто душу положит за друга своя», — говорил батюшка. Он призывал всех, чем только возможно, помогать защитникам Отечества — русским солдатам. Об этих речах священника узнали фашистские захватчики.
Ранним утром 9-го октября 1943 года немцы вошли в село Хойно. Отец Косьма был в церкви — облачался к Литургии. Фашисты приказали ему снять облачение и следовать за ними. Отец Косьма понял — пришёл его последний час. Он упал на колени и стал горячо молиться. А когда поднялся на ноги, то увидел, что рядом никого нет. Это было настоящее чудо! Отец Косьма перекрестился, и бегом бросился в лес — к партизанам. Так батюшка вступил в отряд имени Кирова. Он жил в землянке, ходил в разведку, налаживал контакты со связными в деревнях и сёлах. И, конечно, продолжал совершать пастырское служение. Партизаны уважали и ценили отца Косьму. Командир отряда написал батюшке такую характеристику: «Священник Косьма Раина помогал партизанам, действовавшим в тылу врага, и призывал население оказывать им содействие. Доставлял в партизанские отряды разведданные и проявил себя как подлинный патриот своей Родины». За храбрость и самоотверженность отец Косьма был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени. Те, кто воевал в те годы плечом к плечу с героическим священником, навсегда запомнили его слова: «Братья! Все мы — сыны одной великой Родины. И да поможет нам Бог всегда защищать православную веру и Отечество!»
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер