
Во всей Сибири климат суровый, а в Якутии и на Чукотке вовсе экстремальный. И всё же когда епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Нил искал желающих поехать служить в Нижнеколымск, то молодой священник Андрей Аргентов отозвался сразу. «Не могу дать ясного отчёта, почему мне именно понравился Нижнеколымск, из-за чего я предпочёл его другим местам, пожелав туда на службу, — вспоминал он позднее, — может быть, меня интересовало солнце глубокого севера, величественное сияние арктических небес, а может, рассказы бывалых людей».
В тысяча восемьсот сорок третьем году отец Андрей с женой и дочерью прибыл на Колыму. Территория его прихода простиралась на сотни километров, на этом огромном пространстве кочевали чукчи, якуты, эвенки, юкагиры, эвены. После обустройства на месте Аргентов совершил восемь ознакомительных поездок на собачьих упряжках, проехав две тысячи вёрст. «Я крестил, венчал, отпевал, молебны служил, приобщал запасными Святыми Дарами», — вспоминал отец Андрей. Эти поездки помогли узнать быт, традиции и язык коренных народов. Аргентову понадобилось всего два года, чтобы в совершенстве овладеть языком чукчей.
Летом тысяча восемьсот сорок четвёртого года священник предпринял большое путешествие вглубь колымских земель. Особенно примечательна была встреча с группой некрещёных чукчей. Проповедник, по его свидетельству, «благовествовал святую истину в простоте, избегая умствований». Он говорил о едином Боге, сотворившем мир, о Спасителе и заповедях его, о жизни после смерти.
— Я пришёл к вам из дальней стороны. Чего ищу я? Желаю вам добра, тружусь для вашего спасения. Веруйте в Сына Божьего и креститесь! —сказал священник.
Люди с интересом выслушали проповедь, но шаман Тнепо противостал ему:
— Вы люди pyccкиe, Бог дал вам и веру русскую и лошадей. Мы чукчи, Бог дал нам и веру чукотскую, и оленей. Вы веруйте по-русски и оставайтесь с вашими лошадями, а мы будем веровать по-чукотски и останемся с оленями.
Священник ответил:
— Зачем же вы рассуждали и сердцем пеклись об оленях одних да лошадях? Зачем не пеклись о душах своих? Зачем не слушались тех, кого Он посылал к вам? Познайте Бога, и самих себя познайте!
Эти и прочие слова священник говорил с большой духовной силой, так что в итоге крестились восемнадцать чукчей, среди них и шаман, получивший в крещении имя Андрей.
В другом месте, казалось, проповедь священника Аргентова была неудачна. Старика-чукчу Ульвека убедить было непросто, он суеверно утверждал:
— Крестившись, люди беднеют. Стада умаляются, олени пропадают, да и сами люди пропадают.
Ему вторил шаман: «Мы живы оленями, уменьшения в стадах не желаем и креститься не хотим!»
«Чукчи разошлись, — вспоминал отец Андрей, — опечаленный дух мой возжелал уединения и молитвы, и я удалился к одному озеру». Было лето, в озере плавали лебеди, неподалёку кричали журавли... Через какое-то время вдруг пришёл человек. «Мы ищем тебя, старик тревожится!», — позвал он отца Андрея. Оказывается, после ухода священника чукчи всё же глубоко задумались над его проповедью. В итоге всё закончилось крещением тридцати четырёх человек, а Ульвек сам помогал устраивать купель.
Крещёные чукчи меняли свою жизнь, хотя было непросто отказаться от некоторых обычаев, таких как многожёнство, обращение к шаманам, самоубийство в старости через протыкание сердца копьём. При этом Аргентов писал, что крещёные чукчи «смотрят на эти обычаи как на остаток язычества, достойный порицания».
Долгих пятнадцать лет до перевода на другое место прослужил священник Андрей Аргентов на севере Якутии и Чукотке, крестил множество людей, проделал тысячи вёрст пути по тундре и арктическим пустыням.
В тысяча восемьсот сорок восьмом году его трудами на Чукотке близ реки Раучуа был построен храм святителя Николая, который какое-то время был единственным в этих местах.
«Край этот, однако, не забыт у Бога», — писал проповедник. Любовь к этим местам и их жителям отец Андрей пронёс до конца жизни. «Да будет „едино стадо“ без различия кто русский, кто чукча. — Говорил он, — Христианство выше национальной разницы».
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема