На обложках книг протоиерей Николай Агафонов никогда не указывает своего священного сана. Священника и писателя в самом себе он четко разделяет. Поэтому на полках книжных магазинов его произведения стоят всегда одними из первых, по алфавиту, - на букву «А».
«Кавказская» тема, за которую взялся в своей повести «Свет золотой луны» отец Николай, для русской литературы не нова. В ней попробовали себя и Лермонтов, и Лев Толстой. И хотя тень «Кавказского пленника» нет-нет, да и мелькнет как бы между строк, все же, автора нельзя упрекнуть в неоригинальности.
Действие происходит в недалеком прошлом. Мирный инженер Анатолий Гаврилов вместе с товарищами попадает в лапы чеченских бандитов. За их жизни требуют большой выкуп. Но внезапно один из чеченцев, Хамзат Джанаралиев, узнает в Гаврилове своего армейского товарища, однажды в буквальном смысле спасшего ему жизнь. Вспомнив прошлое, он решает во что бы то ни стало вызволить Анатолия из плена, где того наверняка ожидала неминуемая смерть. После безуспешных попыток договориться со своими же подельниками, в конце концов Хамзат организует побег, и сам бежит вместе с товарищем и остальными пленниками.
Читатель должен быть готов к напряженному повествованию, неожиданным поворотам сюжета и порой весьма натуралистичным эпизодам. Автор вводит их не для «красного словца». Без них книга просто не была бы до конца правдивой. Но рядом со всем этим - удивительный лиризм и простая, но вечная философия жизни.
Законы гор жестоки, и Хамзат прекрасно знал, на что идет, решив помочь пленникам. Ведь таким образом для «своих» он автоматически становился предателем, изгоем. Во время долгих переходов, скрываясь от погони, Хамзат и Анатлий много разговаривают. Чеченец задается вопросом о долге, верности своему роду, традициям, обычаям, земле, на которой родился и вырос. Обо всем том, к чему, увы, все меньше и меньше стремится наше современное общество, отодвигая далеко на задний план нормы морали и само понятие о человеческой чести и достоинстве. А ведь именно на этом – любви, уважении, на добродетелях и нравственности, построена православная, русская культура, - размышляет герой, а вслед за ним и автор повести «Свет золотой Луны», отец Николай Агафонов. И не просто размышляет, а предлагает и нам крепко над этим задуматься.
Поэтому, наверное, хорошо, что повесть отца Николая Агафонова «Свет золотой луны» на полках книжных магазинах стоит на букву «А». Она – безусловно, из тех книг, что должны находиться в числе первых.
6 ноября. О важности сохранения православной веры в России

4 ноября, в Праздник Казанской иконы Божьей Матери и в День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди после богослужения Святейший Патриарх говорил о важности сохранения православной веры в России.
Русь непобедима, только народ должен не отказываться от своей веры. Сохранять веру даже в тех случаях, когда внешние, да и внутренние политические обстоятельства не очень этому благоприятствуют, как то было во времена Советского Союза. Но веру-то мы все с вами сохранили и детей, и внуков воспитали. И прошёл этот период безбожия. А теперь даже те люди, которые как бы партийно связаны с теми революционерами, тоже в церковь приходят и в Бога верят.
Вот произошёл такой огромный переворот в сознании нашего народа. Почему? Да потому что опыт жизни России не может оставить человека невнимательным к тому, как это всё произошло, как, будучи на краю пропасти неоднократно, уже в представлении других народов, будучи политическими трупами, мы воскресали, народ воскресал, и снова Россия становилась великой и непобедимой страной.
Как важно, что мы прошли время безбожия. И сегодня ещё раз хочу подчеркнуть: и президент наш, и премьер, и во власти сущие, и военачальники — люди православные, а это очень многое значит, потому что в своих трудах они ведь молитвой призывают помощь Божию.
А наша задача — молиться сегодня за власти и воинство не автоматически, не так, как это только в служебниках написано, а всякий раз соединять с конкретными людьми, которые сегодня защищают на поле брани свободу нашей страны.
Вот так церковная история переплетается со светской. А что это означает? Это означает, что присутствие Господа, оно входит, это присутствие, и в жизнь народа, и в жизнь страны, но только при одном, конечно, условии: если народ от Бога не отказывается, если народ не перестаёт молиться, если народ не отказывается от тех духовных, нравственных принципов человеческого бытия и человеческого общежития, которые только и ведут человека к полноте жизни, а значит, к человеческому счастью.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О молитве с благодарением

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением».
О молитве с благодарением — священник Захарий Савельев.
Молиться нужно постоянно и с благодарением, потому что каждый день, который мы проживаем, во-первых, проходит по воле Божией: мы просыпаемся по воле Божией, засыпаем по воле Божией, здравы мы или даже болеем, но это тоже происходит при непосредственном участии Бога в нашей жизни. И мы должны благодарить Бога и за то, когда вкушаем пищу, и за то, когда пьём воду, и за то, даже когда дышим, потому что всё это делает ради нас Господь.
Самый, наверное, такой нюанс в нашей жизни важный — когда мы в определённый момент благодарим Бога искренне, и другое дело, конечно, когда в силу суеты земной забываем про это правило. И это большая ошибка человека, потому что постоянное благодарение Богу и постоянная молитва перед Богом являются для каждого из нас напоминанием о существовании Бога в нашей жизни, постоянным напоминанием об участии Его личности в нашем бытии земном.
Ну, и самое главное, конечно, каждый человек, когда благодарит Бога и постоянно через это благодарение себе живо напоминает о Его существовании, находится в духовных рамках, в духовных границах, и в таком случае он защищён от серьёзного грехопадения. Хотя, конечно, в жизни разное случается, но самое главное — благодарить Бога за Его снисхождение и за милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 ноября. О почитании Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Сегодня 6 ноября. Празднование Иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
О её почитании — игумен Назарий (Рыпин).
Само название этой иконы «Всех Скорбящих Радость» внушает нам очень большую надежду, потому что, если мы даже посмотрим на сам этот образ, Матерь Божия утешает действительно нищих, убогих, больных, сирот. И это показывает, насколько мы дороги и близки Её материнскому сердцу милосердному.
И этот образ, он удивительно близок и русскому народу. Он появился в XVII веке, сравнительно недавно, в конце XVII века, но эта икона получила очень широкое распространение, и в том числе есть чудотворные списки этой иконы.
А в Петербурге самая известная икона Божией Матери (после Казанской, конечно, главной святыни Петербурга, принесённой царём Петром I на основание города) — это «Всех скорбящих» с грошиками икона Божией Матери, явившаяся после пожара в часовне при стеклянном заводе.
И, безусловно, видя такое заступничество Божией Матери, Её непрестанное ходатайство и попечение о нас, мы преисполняемся благодарностью к Ней и Её благоговейно, сердечно, трепетно и преданно чтим и почитаем.
Все выпуски программы Актуальная тема







