На обложках книг протоиерей Николай Агафонов никогда не указывает своего священного сана. Священника и писателя в самом себе он четко разделяет. Поэтому на полках книжных магазинов его произведения стоят всегда одними из первых, по алфавиту, - на букву «А».
«Кавказская» тема, за которую взялся в своей повести «Свет золотой луны» отец Николай, для русской литературы не нова. В ней попробовали себя и Лермонтов, и Лев Толстой. И хотя тень «Кавказского пленника» нет-нет, да и мелькнет как бы между строк, все же, автора нельзя упрекнуть в неоригинальности.
Действие происходит в недалеком прошлом. Мирный инженер Анатолий Гаврилов вместе с товарищами попадает в лапы чеченских бандитов. За их жизни требуют большой выкуп. Но внезапно один из чеченцев, Хамзат Джанаралиев, узнает в Гаврилове своего армейского товарища, однажды в буквальном смысле спасшего ему жизнь. Вспомнив прошлое, он решает во что бы то ни стало вызволить Анатолия из плена, где того наверняка ожидала неминуемая смерть. После безуспешных попыток договориться со своими же подельниками, в конце концов Хамзат организует побег, и сам бежит вместе с товарищем и остальными пленниками.
Читатель должен быть готов к напряженному повествованию, неожиданным поворотам сюжета и порой весьма натуралистичным эпизодам. Автор вводит их не для «красного словца». Без них книга просто не была бы до конца правдивой. Но рядом со всем этим - удивительный лиризм и простая, но вечная философия жизни.
Законы гор жестоки, и Хамзат прекрасно знал, на что идет, решив помочь пленникам. Ведь таким образом для «своих» он автоматически становился предателем, изгоем. Во время долгих переходов, скрываясь от погони, Хамзат и Анатлий много разговаривают. Чеченец задается вопросом о долге, верности своему роду, традициям, обычаям, земле, на которой родился и вырос. Обо всем том, к чему, увы, все меньше и меньше стремится наше современное общество, отодвигая далеко на задний план нормы морали и само понятие о человеческой чести и достоинстве. А ведь именно на этом – любви, уважении, на добродетелях и нравственности, построена православная, русская культура, - размышляет герой, а вслед за ним и автор повести «Свет золотой Луны», отец Николай Агафонов. И не просто размышляет, а предлагает и нам крепко над этим задуматься.
Поэтому, наверное, хорошо, что повесть отца Николая Агафонова «Свет золотой луны» на полках книжных магазинах стоит на букву «А». Она – безусловно, из тех книг, что должны находиться в числе первых.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.