«Страстная Пятница. Крестная Жертва Спасителя». Прот. Олег Стеняев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Страстная Пятница. Крестная Жертва Спасителя». Прот. Олег Стеняев

* Поделиться

Мы беседовали с клириком храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиереем Олегом Стеняевым.

Разговор шел о днях Страстной седмицы, в частности о событиях Великой Пятницы — о крестных страданиях Спасителя, для чего нужна была такая Жертва и как через это была побеждена смерть.

Ведущая: Елизавета Волчегорская


Е. Волчегорская

- В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Елизавета Волчегорская и протоиерей Олег Стеняев, миссионер, богослов, публицист. Здравствуйте.

о. Олег

- Здравствуйте.

Е. Волчегорская

- Отец Олег, сейчас идет Страстная неделя и каждый день особый, мы с вами встречаемся, вступая в Великую пятницу, вот уже вступив по церковному времени и, наверное, первым вопросом нашей программы будет: зачем Спасителю нужно было умереть?

о. Олег

- Во-первых, если говорить о необходимости крестной смерти Христа, то здесь есть несколько причин. Первая причина – это еще в раю Бог сказал Адаму, это Книга Бытия, 2-я глава, 17-й стих» «В день, который ты вкусишь от него, смертью умрешь», речь идет о древе познания добра и зла, и в лице Адама и нашей праматери Евы весь род человеческий оказался подвержен смерти в результате того, что они ослушались этого запрета Бога, и Христос умирает в том числе, и для того, чтобы смертию смерть попрасть, то есть одолеть, умертвить саму смерть своей собственной смертью и чудом своего Воскресения. И в первом Послании Петра 3:18 сказано, что Христос однажды пострадал за грехи наши, то есть не только за первородный грех наших праотцов Адама и Евы, но и за наши собственные грехи, которые являются как бы продолжением вот этого первого греха, того, что связано с грехопадением наших прародителей. Есть вторая причина, почему необходимо было Христу умереть на кресте, Евсевий Кесарийский писал в свое время: «Если бы Христос, прожив среди людей, внезапно, будто бы избегая смерти, исчез из виду, то люди сочли бы Его призраком, а страдания Христа, Его переживания и сама смерть не были чем-то призрачным, Он был действительно истинный Бог и истинный человек. И как каждому человеку надлежит умереть, точно также и Он вкушает смерть, то, что называется «путем всей земли». Я поясню: когда царь Давид умирал, он говорил: «Я отхожу в путь всея земли». И если бы Он не умер, то как было бы основание говорить о призрачности, о Его человечестве, Он был настоящий, истинный человек, как апостол Павел писал о нем: «Во всем подобен нам, кроме греха». И третья причина: чтобы своею смертью избавить нас от страха смерти, потому что страх смерти, он преследует каждого человека на протяжении его жизни и в Писании сказано: «Дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти», то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству, это Послание к Евреям, 2-я глава, вот этот страх смерти решительно порабощает людей, но Христос своей смертью, Он как бы умерщвляет саму смерть и чудом Воскресения Он заявляет о том, что смерти как бы уже и нет, есть жизнь во Христе и со Христом, которая, начавшись в этой земной жизни, до момента нашей физической смерти, она не прекращается даже самой нашей физической смертью, что позволило, например, апостолу Павлу однажды сказать: «Для меня жизнь Христос, а смерть приобретение», то есть смерть – это встреча со Христом, но только в том случае смерть будет приобретением, если мы живем Христом. И есть четвертая причина: Христос умирает в подобии плоти греховной, и мы читаем: «Ибо что Он умер, то умер однажды для греха (то есть чтобы искупить наши грехи) а что живет, то живет для Бога, так и мы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» - это Послание к Римлянам, 6-я глава, 10-й, 11-й стих. То есть своею смертью Он умерщвляет действенность греха в нас самих, и у апостола Павла есть такой удивительный призыв, он говорит: «Носите в себе мертвость Иисуса Христа», имеется ввиду мертвость ко греху, и Христос действительно, Он умерщвляет эту склонность нашу греховную, ослабляет ее, делает ее неспособной господствовать над нами. И была пятая причина, почему Он умер: чтобы, воскреснув из мертвых, явить свою силу, посредством которой Он и одолел, победил смерть и вселить в нас надежду на воскресение из мертвых. Вот в связи с этим в Первом Послании к Коринфянам 15:12 апостол Павел пишет: «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Он воскрес, и мы воскреснем», вот это очевидная истина, Он победитель смерти, победитель греха, ада, и дьявола.

Е. Волчегорская

- Позвольте задать очень распространенный вопрос: вездесущий всемогущий Господь, почему Он прошел через этот путь воплощения, крестных страданий и смерти, и сошествия во ад, чтобы упразднить грех, упразднить смерть, ведь Он же вездесущий и всемогущий, зачем эти страдания?

о. Олег

- Отцы Церкви говорят, что Бог мог спасти нас всех просто волевым решением, но Бог избирает не между возможным и невозможным, скажем так, потому что для Бога все возможно, Он избирает наилучшее для нас, потому что если Бог совершил дело нашего спасения волевым решением, то у дьявола было бы основание сказать, что Он победил Адама, но проиграл Богу, поэтому Бог воплощается, становится одним из нас, как Павел пишет: «Стал подобным нам во всем, кроме греха», чтобы и, в том числе, в своем истинном человечестве за нас и ради нас одержать победу над властью греха, над властью дьявола и над страхом смерти.

Е. Волчегорская

- Сегодня была особая служба, так называемая «служба 12-ти Евангелий» – это событие в храмах было описано словами Евангелия очень всеобъемлюще, подробно, я думаю, что многие из нас были на этой службе, те, кто не были, я думаю, стараются читать Евангелие дома, но в любом случае сейчас мы вступили в день особой скорби, потому что пятница, Господь умер и ведь никто не знал, что Он воскреснет, горе огромное, или кто-то знал все-таки?

о. Олег

- Скажем так, в самом Писании ветхозаветном есть очень много свидетельств о жизни Христа и в том числе, о чуде Его Воскресения и, как видно, люди духовно сведущие, они это знают. Здесь надо понять, что Библия Христа и Библия первых христиан – это только Ветхий Завет, потому что Новый Завет появляется значительно позже, в единой такой компоновке текстов, в лучшем случае палестинские христиане могли иметь Евангелие от Матфея, которое по преданию было написано для лиц еврейской национальности и Послание к Евреям апостола Павла. Римские христиане могли иметь в лучшем случае Послание к Римлянам Павла и Евангелие от Марка и так подобно с другими текстами, поэтому чаще они доказывали о событиях жизни Христа, о их духовном значении, отталкиваясь от ветхозаветных текстов. И мы помним, когда сам Христос по воскресении из мертвых, он таинственно является Луке – «Луце и Клеопе» и сопровождает их, рассказывает из Закона и из пророков, и из Писания, как Ему, Христу надлежало пострадать, умереть и воскреснуть, поэтому мы не можем сказать, что все пребывали в каком-то неведении, Христос сам говорил о том, что Он воскреснет, Он говорил: «Разрушьте этот храм, (имея ввиду свое тело) и Я в три дня созижду его», то есть на третий день произойдет воскресение. И в других своих словах и поучениях Он тоже касался этого вопроса.

Е. Волчегорская

- То есть это был вопрос веры, по большому счету?

о. Олег

- Слово Божие, оно предполагает усиление веры с одной стороны, сказано: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Но с другой стороны, человек должен верой принять это слово и растворить в своем сердце любовью.

Е. Волчегорская

- В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», и мы разговариваем с протоиереем Олегом Стеняевым. Отец Олег, говоря об этих особых днях, я хотела спросить у вас, как они отражаются сейчас в церковной жизни, на уставе, на порядке богослужений, и как они должны отразиться на нашей жизни бытовой, с позволения сказать? Может быть, у кого-то нет возможности сейчас ходить в храм, где каждый день особый, люди работают и так далее, как лучше провести сейчас эти дни?

о. Олег

- Во-первых, надо вспомнить, что христианство первые свои четыре столетия – это была религия без храмов, храмовая религия – это иудаизм, а христиане очень длительное время вообще существовали без видимых храмов и в Новом Завете постоянно подчеркивается, что каждый христианин является храмом, в котором обитает Дух Божий, но коль скоро появилась возможность у христиан появляться открыто и свободно, они, конечно, стали строить молитвенные дома, базилики, храмы и так далее. И в принципе, человек может дома, если он по болезни не может приходить в храм или какие-то условности, связанные с карантином, не дай бог, возникнут, он может, находясь дома, читать те молитвы, которые можно читать и мирянам именно в эти дни Великого Понедельника, Великого Вторника Среды, Четверга, Пятницы и Великой Субботы и так до Пасхи, эти тексты сейчас доступны в самых разных форматах, в том числе, и на смартфон можно скачать все богослужебные книги необходимые и свободно пользоваться этими  текстами, правда, я предпочитаю бумажную книгу в каждом таком случае.

Е. Волчегорская

- Есть какие-то адаптированные для мирян уже тексты или надо выбирать из общего корпуса богослужебных?..

о. Олег

- Есть и адаптированные для мирян тексты, когда в 2020 году была пандемия, вот этот жесткий карантин, то Патриархия публиковала такие тексты, адаптированные для мирян, на своих сайтах, и в интернете мы можем найти, например, такую книгу «Часослов для мирян», ее можно заказать, приобрести, вам эту книгу доставят домой. Собственно говоря, молитвенник Древней Руси – это Часослов: час первый, час третий и так далее, изобразительны, и они жили именно суточным богослужебным кругом, и если они не имели возможность находиться в храме, они все это вычитывали дома, все, что можно читать мирянам.

Е. Волчегорская

- Вот у меня такой вопрос: завтра по уставу не положена литургия, вы могли бы прояснить подробнее, почему - это какое-то проявление скорби или что это?

о. Олег

- В день, в который Божественное Слово, Логос, умолкло на кресте, я имею ввиду Великую Пятницу, пребывают в таком благоговейном молчании, здесь само наше ощущение вот этой трагедии значит больше, чем какие-то специальные тексты. Но с другой стороны, давайте вспомним, что апостол Павел писал о евхаристии, он писал: «Кто есть и пьет, не рассуждая о Теле и Крови, тот ест и пьет во осуждение, поэтому некоторые болеют и даже умирают», о чем это? О том, что характер христианского богослужения – это и есть рассуждение о Теле и крови Христа и особенно Страстная седмица, когда мы вспоминаем, что происходило в каждый из этих дней и особенно в великий пятничный день, Великий Пяток, какие события, мы как бы представляем их перед своими глазами, а без этого рассуждения об этих событиях мы не можем даже приступать к Святым Дарам, потому что если человек приступает без рассуждения о Теле и Крови, то есть без осмысления того, что же сделал Христос для нас, то это может кончиться достаточно плачевно для человека.

Е. Волчегорская

- Я недавно, буквально сегодня услышала такое сравнение, и оно меня удивило какой-то новизной, я хотела спросить у вас, насколько оно корректно, то есть человек, пытаясь объяснить при мне другому смысл сегодняшних и завтрашних событий сказал: «Ну, это как троянский конь, или как кот в сапогах: чтобы победить смерть, нужно, чтобы смерть тебя поглотила, и тогда ты можешь ее разрушить. Господь стал человеком, смерть Его поглотила, и Он ее победил», меня это поразило своей понятностью, но у меня вопрос к вам, насколько это корректное описание?

о. Олег

- Это не очень корректно, корректнее сказать, что Воскресение Христово поглотило смерть, это Первое Послание к Коринфянам, 15-я глава 54-й стих, где сказано: «Поглощена смерть победой», то есть чудо Воскресения – это и есть прекращение смерти, поглощение этой смерти, поглощена смерть победой. Смерть и ад – это как бы последние враги человека, но действиями Христа мы освобождаемся от этой печальной реальности, Он – победитель ада, ведь как только Он умирает, что такое смерть – это когда душа отделяется от тела. Во Христе мы исповедуем истинное человечество и истинное Божество и во Христе человеческое и Божественное нераздельно, неразлучно, неизменно, хотя неслиянно. И вот когда происходит отделение человеческой души Христа от Его человеческого Тела, а мы знаем, что в Нем Божественное и человеческое в единой ипостаси, возникает вопрос: а вот Божество осталось с телом или с душой, которая отделилась от тела? И святой Иоанн Дамаскин сообщает, что Божество не отделилось ни от Тела, ни от души Его, человеческой души. Человеческим телом Он положен во гроб и, как господин субботы, Он пребывает в покое, а вот своей душой Он сходит во ад и, зайдя во ад, Он облистал его сиянием Божества. Если мы говорим о любом действии Христа, мы должны помнить о том, что о Христе сказано, что Он всегда и во веки тот же, если Он сходил, скажем так, в исторический ад и облистал его сиянием Божества – это означает, что Он готов ныне, сейчас сойти в ад души каждого из нас, если она в греховном состоянии и облистать сиянием Божества. Назначение поста – это покаяние, но пост кончился, Страстная седмица – это уже не пост, хотя пост кончился, и пост продолжается, Страстная седмица имеет своей целью воспоминание об этих событиях, ведь Христос, когда преподал ученикам евхаристию, он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание, доколе Я не приду», и Церковь особо в эти дни Страстной седмицы, она имеет это воспоминание. Мы рассуждаем о том, что происходило в Великий Понедельник, в Великий Вторник, Великую Среду, Великий Четверг, в Пятницу и Субботу, и для нас всех это оборачивается спасительными истинами, потому что все, что делает Христос, Он делает нас ради человек и нашего ради спасения, например, блаженный Феофилакт писал так: «Почему Христос не сходит в этот мир в совершенном зрелом теле? – и дает такое объяснение: «Он рождается, как каждый из нас, для чего – чтобы освятить младенчество человеческое, Он становится отроком, чтобы освятить отрочество человечества, Он становится юношей, чтобы освятить саму юность рода человеческого, Он становится совершенно зрелым мужем, чтобы освятить и сам мужественный возраст в жизни человека».

Е. Волчегорская

- А что же тогда со старостью?

о. Олег

- Вопрос такой может возникнуть, но так как нас всех ожидает в принципе полнота возраста Христова, старость – это случайное явление в нашей жизни, потому что все мы воскреснем в полноту возраста Христова – в 33 с половиной года, и в книге Иова Многострадального сказано, что «юность моя вернется ко мне, и тело мое свежее, чем во дне в молодости», то есть что происходило с Ним - все это происходило нас ради человек и нашего ради спасения, и особенно события Страстной седмицы, если люди имеют возможность приходить в храм, они вслушиваются в эти священные тексты, которые читаются в эти дни. Кстати, есть такое понятие, как «литургическое богословие», сами по себе вот эти тексты, связанные с богослужением, они обладают мощнейшей догматической нагрузкой и являют собой более совершенно выражение догматов веры, чем нежели какой-нибудь там учебник по догматическому богословию или учебник по патристике, ведь, как мы знаем, в древности не было специальных учебных заведений для священнослужителей, но когда мы читаем святых отцов, мы не видим недостатка в них богословского образования, они все это получали через богослужения, а через суточный круг, седмичный круг, месячный круг, годовой круг, и вот сейчас мы в фазе Страстной седмицы, и каждый день предъявляет нам догматические наставления именно в богослужебных текстах, то, что называется литургическое богословие.

Е. Волчегорская

- Такой вопрос: если Христос сейчас умер и сошел во ад, значит ли, что Его сейчас нет с нами на земле?

о. Олег

- Здесь надо понять такую очевидную истину, что Христос – это не только человек, но это и Бог, как Бог, Он не покидал небо, скажем так, Он вездесущ, как Бог, как псалмопевец Давид восклицал: «Куда пойду от духа Твоего, куда я скроюсь?» Но в то же время Он становится человеком, какая в этом была необходимость, мы уже отчасти ответили на этот вопрос, отцы Церкви говорили так: Богу бы поверили и прислушались бы к Нему, но Бог невидим. Человеку бы не поверили так, как Богу, он виден, поэтому к нему могли бы отнестись с недоверием, а блаженный Феофилакт добавляет: «посредник между Богом, Отцом и родом человеческим должен быть одновременно и Богом, и человеком, потому что посредник должен быть причастен к этим двум сторонам, которым он посредничает». И действительно, Христос явил нам пример подлинной человеческой жизни, а так как жизнь каждого из нас, она оканчивается достаточно трагично, это старость, дряхлость, болезнь, недуги всякие, человек иногда может даже потерять память, потом сама смерть, Христос являет нам и то, как мы должны существовать в самые тяжелые моменты в нашей жизни, когда смертная тоска начинает сковывать нас неким хладом, страхом и как нам одержать эту победу, торжество нашей веры даже в таком тяжом состоянии. Помните, как Владимир Высоцкий говорил, пел: «А в конце дороги той плаха с топорами», и люди боятся, реально боятся старости, дряхлости, смерти, потери памяти и так далее.

Е. Волчегорская

- Немощей.

о. Олег

- Христос проживает с нами от своего рождения до собственной смерти. В Гефсимании мы видим, что Христос переживает накалы человеческого изнеможения, кода пот с кровью появляется, в медицине известно это явление, когда это может происходить – от колоссального перенапряжения именно физических возможностей и психических возможностей человека такое случается, то есть Он выпил чашу до конца возможных человеческих страданий, и Он принимает на себя сверхчеловеческие страдания, когда берет на себя грехи мира, сам будучи непричастен к этим грехам, ведь грех и святость – это понятия несовместимые, но в себе Он совмещает это. И в послании к Римлянам апостол Павел прямо пишет, что «Христос умер за нечестивых» и добавляет: «едва ли кто умрет за праведника», а зачем умирать за праведника? Но проблема заключается в том, что праведных нет, Писание говорит, что все согрешили, все лишены правды Божией, нет праведного ни одного.  Вот апогей мук Христа – это когда безгрешный, святой, сам Сын Божий берет на себя грехи мира, и апостол Павел в послании к Евреям пишет, что «Он был искушен во всем, кроме греха», вот ни один человек не был искушен во всем, у каждого человека свой набор каких-то личных искушений, которые его преследуют по жизни, так вот Христос был искушен во всем, и Он может искушаемым помощи́, Он знает твою и мою боль, Он знает твои и мои какие-то нравственные скверны, Он взял все это на себя, Он понес наши грехи, наши болезни понес на себе, ранами Его мы исцелились и духовно, и физически.

Е. Волчегорская

- В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», оставайтесь с нами, мы вернемся буквально через минуту.

Е. Волчегорская

- В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Елизавета Волчегорская и протоиерей Олег Стеняев, миссионер, богослов, публицист. Отец Олег, это же кажется очень несправедливым, когда некто безгрешный так страдает, проходит через боль, через одиночество, через предательство, это же очень несправедливо, почему вот так?

о. Олег

- Святые отцы говорят о том, что есть три возможных состояния души: это человек плотской, это человек душевный и человек духовный. Человек плотской – это человек, который наслаждается через страдания других, таких, слава богу, очень мало. Человек душевный – это подавляющее большинство, это те, которые хотят, чтобы им было хорошо и другим было хорошо, если, например, другим будет плохо, они будут чувствовать себя дискомфортно, таких подавляющее большинство, но душевное состояние – это опасное колебание между душевным и плотским состоянием. А вот духовный человек – это самая редкая группа состояния человеческой души, это человек, который готов пострадать сам ради блага других. Вот Христос в себе являет характер такой абсолютной духовности, жертвенности, когда Он не думает о справедливости в человеческом понимании в смысле правосудности, потому что по справедливости за грех – смерть, и мы должны давно были бы быть уничтожены Божьим правосудием, но Бог действует в этом мире как бы с позиции концепции двух своих имен: Он действует, как правосудный, и Он действует, как милосердный. Вот был такой интересный философ, богослов Карл Барт, он говорил: у Бога как бы есть две руки, правая и левая, так метафорически. Правая рука Божия – это Его милосердие, эта рука нам всегда говорит: «да.» Левая рука Божия – это Его правосудность, которая нам говорит: нет. Но в Божественном «нет» всегда присутствует Божественное «да», то есть суд не без милости, а в Божественной милости присутствует и Божественное «нет» в том смысле, что милость, она, хотя и безгранична, но она предполагает ответные какие-то действия с нашей стороны, как минимум, согласие с тем, что ты готов пережить исправление. То есть отличие православных от многих других христианских течений то, что мы настаиваем на том, что человек меняется не де-юре, а де-факто, как апостол Павел пишет: «чтобы нам ходить в обновленной жизни». В протестантизме, например, наши братья-протестанты, они воспринимают спасение, как амнистию, которая дается от Бога заслугами Христа, но амнистия, она же ничего не меняет в характере осужденного человека, он остается таким же человеком с уголовными наклонностями.

Е. Волчегорская

- Но бывает, что она дается за то, что человек исправился, то есть в идеале он в заключении показал склонность к исправлению и поэтому получил амнистию.

о. Олег

- Это называется досрочное освобождение, а амнистия обычно приурочена к каким-то событиям. Если мы говорим о наших братьях-католиках, у них теология связана с тем, что есть такой документ, такая резолюция Церкви по поводу кающегося человека. Так вот, православие, осознание спасения – это всегда де-факто, это не юридический документ, полученный из рук Церкви, это не амнистия для уголовника, это именно входить в обновленную жизнь, поэтому Христос, являя характер бескорыстной жертвенности, Он задает для нас некую планку, указывает ту цель, к которой мы должны стремиться, поэтому мы научаемся и в Великий понедельник истинам веры, и в Великий вторник, в Великую среду, в Великий четверг, Великая Пятница, Великая Суббота, потому что каждый из этих дней – это урок, который нам что-то предлагает, ведь Петр так и писал, что Христос оставил нам пример, дабы мы шли по стезям Его, по стопам Его, и апостол Павел однажды восклицал: «Не достигну ли я Христа, как Он достиг меня!» вот к этому мы должны стремиться. Поэтому в эти дни мы пребываем больше в молчании нежели в таком вот рассуждении о рассудочном и мне даже немножко сложно рассуждать, потому что я стараюсь больше молчать в этот день, но людям важно, конечно, объяснять значение каждого этого дня и всей Страстной седмицы вместе взятой, потому что, не имея рассуждения о том, что происходило, не имея рассуждения о Теле и Крови, люди могут причащаться всуе и даже болеть и страдать, в связи с этим о чем и пишет апостол Павел.

Е. Волчегорская

- «Светлый вечер» в эфире радио «Вера», с вами Елизавета Волчегорская и протоиерей Олег Стеняев. Отец Олег, вот мы с вами говорим о том, что Страстная неделя, которая сейчас идет – особая неделя, и каждый день имеет свой смысл, а какая эссенция смысла у Великой Пятницы?

о. Олег

- Великая Пятница – это «смертию смерть попрал», вот эти слова, которые мы поем на Пасху, вот это происходит. С другой стороны, смертью Христа, она происходит нас ради человек и нашего ради спасения, нам дается вот эта мертвость ко греху, то, о чем мы сегодня уже вспоминали, когда Павел пишет: «носите мертвость Христа в себе», вот эту мертвость ко греху важно носить в себе, обнаруживать в себе, то есть Христос умерщвляет грех тебе и мне. Давайте обратим внимание на то, что о Христе очень часто говорится, и Он сам это говорит, что все, что с Ним происходило, должно было произойти, я имею ввиду Его Страсти, страдания, это было всегда для нас, нас ради человек и нашего ради спасения, и мы должны всецело, насколько это возможно для нас, сопереживать Ему, я поясню: например, христианин болен, и он чувствует беспокойство, с одной стороны, с другой стороны, это может быть физическая боль, а если человек неверующий переживает нечто подобное, в жизни неверующего все бессмысленно, все лишено смысла, а наша христианская религия, она наполняет смыслом все: болезнь, скорбь, страх, страдание, и христианин принимает любую боль как бы из рук Христа, он как бы сопереживает вместе со страдающим Христом, то есть христианин  знает, что без воли Отца Небесного даже ни один волос не упадет с его головы, и если Бог это послал, я не спрашиваю, за что, я хочу понять, для чего, Господи? И страдания Христа, они вдыхают надежду в каждого страдающего человека, не бывает Пасхи без Голгофы, нет Светлого Воскресения без Великой Пятницы, вот это все очень взаимосвязано, и когда мы переживаем собственную такую индивидуальную голгофу, как личный апокалипсис, мы знаем, что за этим может произойти что-то невероятно возвышенное. Известно, что когда Федор Михайлович Достоевский умирал, он пребывал в страшных таких внутренних мучениях, и он попросил свою жену, чтобы она открыла Евангелие и там, где откроется, прочитала, и она открыла и прочитала: «Если зерно, упавшее в землю, не умрет, то оно не принесет плода, а если умрет, то принесет много плода», и вот эти слова стали великим утешением для умирающего русского писателя, эти слова оказались для него той путеводной нитью, которая помогала ему. И другой пример, тоже классик британской литературы Вальтер Скот, когда он умирал, известно, что Вальтер Скот был атеист, безбожник, но у него был друг-пастор, который стоял около умирающего Вальтера Скота и говорил ему: «Держись! Держись!» И несчастный этот агностик Вальтер Скот отвечал: «Если бы я знал, за что держаться». Мы знаем, в Кого мы верим, мы знаем, за что нам держаться в самые сложные последние моменты нашей жизни, когда для нас будет гаснуть сияние этого мира и когда сияние этого мира погаснет, мы войдем во свет Христов, и там, где атеисты и агностики видят небытие и мрак, мы видим Христа и свет, поэтому Его страдания, Его смерть, все это имеет прямое отношение к каждому из нас, отсюда Его Воскресение оправдывает нас.

Е. Волчегорская

- Существует две иконографии традиционные пасхальные, одна – это мироносицы у пустой пещеры, у пустого гроба, а другая – это сошествие во ад.

о. Олег

- На самом деле, не сошествие во ад, как раз выход из ада.

Е. Волчегорская

- Изведение праведников из ада.

о. Олег

- Да-да.

Е. Волчегорская

-  Вот я хотела сейчас попросить рассказать про это подробнее, ведь до Пасхи все томились в аду, даже привычные нам святые.

о. Олег

- Ну, в общем-то, так оно и было. Все, которые умирали, они шли в ад и так продолжалось до того момента, пока Христос не сошел во ад и не облистал его сиянием Божества. Проблема заключалась в том, что закон никого не доводил до совершенства, в книге пророка Исайи, 53-я глава 4-й стих сказано о Христе: «Он взял на себя наши немощи и понес наши болезни». А в книге пророка Осии 13-я глава, насколько я помню, там говорится: «Смерть, Я буду твоей смертью, ад, Я буду твоим жалом». И у пророка Захарии 9:11 говорится: «Ради крови Завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва», ров – это по-еврейски «шеол», то есть ад. А в Послании к Колоссянам 2:15 говорится: «Отняв силы у начальств и властей (то есть у бесов, мытников) властно подверг их позору», поэтому Христос - это не только победитель света, но и победитель ада, вот этого пространства, в котором удерживались буквально все, включая патриархов и пророков. Но смотрите, как по-разному они там находились, например, мы видим богача, который в пламени огненном, и мы видим Лазаря, который утешался на лоне Авраамовом, и возникает вопрос: а как можно в аду чем-то утешаться? Он утешался тем, что для верующих ад являлся временным состоянием в том смысле, что они знали: сюда сойдет Христос, и Он освободит их из ада. Кто начинает проповедь Нового Завета – Иоанн Креститель, он Предтеча Христа во всех смыслах, он рождается раньше Христа, он раньше Христа выходит на общественное служение, он раньше Христа умирает и человеческой душой сходит во ад, и что он там делает: предание Церкви говорит, что, сойдя душой во ад, Иоанн Креститель проповедует, что скоро сюда сойдет Спаситель мира, душею своею и облистает ад сиянием Божества, как на берегу Иордана, предваряя явление Христа народу, Иоанн Креститель проповедовал, что «идущий за мною сильнее меня». И Первое Послание Петра, 3-я глава, 19-й, 20-й стих читаем, что «Христос, находящимся в темнице духам сойдя, проповедовал некогда непокорным», а в той или иной степени все были непокорны, потому что никто не мог исполнить весь закон от начала до конца и хотя Закон Божий, он указывает нам направление, к которому мы должны стремиться, но прежде всего задача Закона – показать нам нашу реальную сущность, наше реальное состояние и указать нам на то, что мы самостоятельно не можем возвыситься до богообщения без помощи благодати истины, как и сказано: закон произошел через Моисея, а благодать и истина через Иисуса Христа.

Е. Волчегорская

- То есть некий объективный критерий, который помогает в самокритике в идеале понять, что мы несовершенны.

о. Олег

- Ефрем Сирин так и писал: «любая заповедь – это повод для глубочайшего смирения, потому что по-настоящему мы не можем исполнить ни одну из заповедей».

Е. Волчегорская

- Позвольте вернуться к теме Великой Пятницы, я немножко отошла в эту сторону иконографии Великой Субботы, я хотела вернуться к теме страха, вот сейчас Господь умер, Он распят, Он в аду, вы уже говорили, что мы боимся смерти, вы говорили: боялись в ветхозаветные времена, но и сейчас ведь боимся.

о. Олег

- Человек и сейчас, и тогда, он боится смерти, это естественный страх, потому что человечество нужно не для смерти, а для жизни.

Е. Волчегорская

- А Господь умер – это же очень страшно и все эти события Страстной недели, если туда погружаться умом, я не понимаю, как это можно вообще выдержать, но вот страх сам по себе – это естественное чувство, это греховное чувство или это просто немощь человеческая? И вот, проживая эти дни, как нам относиться, может быть, к подступающим этим чувствам страха, какого-то одиночества?

о. Олег

- Проблема смерти каждого из нас заключается в том, что все мы умираем в одиночку, но если говорить о смерти Христа, вот, например, о Его погребении блаженный Иероним писал: «Погребением Христа мы все воскресаем» - казалось бы, а как это соотносится одно с другим? В Послании к Колоссянам 3:3 мы находим такие слова: «Вы умерли и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге», а в Послании к Римлянам 6:4: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть». Казалось бы, немыслимые понятия, немыслимые слова, но вот то, что поется на Пасху: «Смертию смерть поправ», вот в этом суть этого события, это победа, это торжество, это явление подлинной жертвенной духовности, без которой мы не можем считаться христианами, жертвенной духовности, та, которая ставит интересы других выше собственных интересов. И давайте вернемся к тому, о чем мы вспоминали: «Христос умер за нечестивых», пишет апостол Павел – это немыслимо, в каком смысле: человек может умереть за Родину, человек может умереть за свою семью, за свою землю, за идеалы какие-то возвышенные, Христос умирает за то, чего мы стыдимся сами в своей жизни – за наше нечестие, вот в этом раскрывается сила жертвенной любви Христа по отношению к нам. И настоящее христианство начинается с того, как мы относимся к инаковости, представляете, какая инаковость: Бог и его творение - это соотношение, как горшечник и горшки, которые он делает своими руками. И Христос говорит: «Если вы приветствуете только братьев своих, а что вы особенного делаете, и язычники поступают также». И  поэтому Он настаивает на том, что мы должны любить врагов, благословлять проклинающих, молиться за обижающих, потому что если мы любим любящих и ненавидим ненавидящих, также поступают все, и сатанисты, наверное, любят любящих и ненавидят ненавидящих, и неверующие любят любящих и ненавидят ненавидящих, Христос своим подвигом жертвенным  выводит христианскую нравственность из плоскости товарно-рыночных отношений, когда мы любим любящих и ненавидим ненавидящих, око за око, зуб за зуб, это такой примитивный для примитивных людей уровень, который не предполагал, конечно, остановки на этом уровне, он должен был развиваться, сначала человек в зубе другого начинал ценить свой собственный зуб, а потом он начинал осознавать, что если он настоящий христианин, любой христианин – это человек для других людей, как Христос был человеком для всех людей и как Богочеловек, Он совершил подвиг нашего искупления. И вот жертвенность Христа при Его отношении к нашей греховной инаковости в отличии от Божественной святости – это и есть тот путь, идя по которому мы можем стать христианами. И вот когда на казнь везли Игнатия Богоносца, он же был епископ Церкви, он переживал скорее всего вот эти Страсти Христа, переживая собственные эти страсти, и Он говорил: «Я только становлюсь оглашенным», то есть только учеником становлюсь. Поэтому те уроки, которые нам предъявляет Страстная седмица, мы должны их выучить и не проходить мимо любого из событий, которые раскрываются для нас в дни Страстной седмицы, все это нас ради человек, все это нашего ради спасения, все это пример для нас, потому что Христос хочет жить в наших делах, в наших поступках, ведь мы и называемся христианами, потому что мы от Христа, мы Христовы. Святой, как я часто объясняю, он не является источником света, как луна не является источником света, она отражает свет солнца только в той мере, в какой свет солнца падает на нее, так и любой настоящий святой, он должен отразить свет Христов в той мере, в какой он принял его на себя, поэтому есть разные типы святости, есть разные фазы луны и это все уроки и наставления для нас.

Е. Волчегорская

- Спасибо большое, отец Олег. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер», ее для вас провела Елизавета Волчегорская, с нами был протоиерей Олег Стеняев. Всего доброго.

о. Олег

- С Богом.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем