Несколько монахов посреди кактусов и редких кустарников, в компании гремучих змей и скорпионов, на обожжённой солнцем земле строили монастырь. Заказанная за немалые деньги буровая установка уже прошла больше двухсот пятидесяти метров, но воды всё не было.
Пожилой настоятель, отец Ефрем, сказал, чтобы бурили в другом месте: и вот на большой глубине бурильщики наткнулись на мощную подземную реку. Вода была найдена!
- Бог велик. Он не оставит нас! – сказал отец Ефрем. А посреди аризонской пустыни в Америке расцвёл монастырь святого Антония.
Так в этом месте забили сразу два родника: один обычный, водяной, а другой духовный – родник православной веры посреди духовной пустыни Америки, сложной, во многом развращённой страны, почти не знающей православия. Отец же Ефрем стал известен тысячам людей как старец Ефрем Аризонский – основатель девятнадцати монастырей в Соединённых Штатах, новый апостол Америки.
Старец Ефрем – родом грек, ученик афонского подвижника Иосифа Исихаста. Уже в 19 лет отец Ефрем пришёл на Афон и прошёл там суровую аскетическую школу. А спустя несколько десятилетий он стал уважаемым настоятелем, возродившим монастырь Филофей и другие обители.
В 1979 году волей случая старец Ефрем оказался в Америке, где ему должны были сделать операцию. Пробыв в Новом свете около месяца, старец с горечью увидел, что православные в Америке почти забыли, что такое благочестивая жизнь, пренебрегали традициями Церкви, а американцы почти ничего не знают об истинной вере. Отец Ефрем решил с Божией помощью исправить эту ситуацию и стал регулярно бывать в Америке.
В одной из таких поездок он побывал на Гавайях, где с ним случилось чудесное видение: он увидел своего наставника Иосифа Исихаста, который высыпал ему на колени множество апельсинов и сказал: «Будем сажать апельсины, Малой! Увидишь, как много будет плодов!» Отец Ефрем понял, что ему предстоит трудиться в Америке, и от этого будут добрые плоды.
Так и произошло. Отец Ефрем решил, что наилучшим путём просвещения Америки является основание монастырей. Он долго думал об этом, и, наконец, получил уверенность. «Господи, - говорил старец Ефрем, - дай мне столько любви, чтобы хватило на всех людей, которые будут приходить ко мне». «Каждый монастырь, - говорит отец Ефрем, - есть форпост Божий. Присутствие нашего монашества – это маяк в Новом свете».
Монастыри, основанные старцем в США и Канаде начиная с 1989 года, стали важными духовными центрами, которые привлекают и американцев, и людей из других стран, принадлежащих к самым разным национальностям.
Служение старца Ефрема исполнено глубокой любовью к людям, деликатностью, вниманием к их нуждам. Отец Ефрем не только принимает паломников у себя в монастыре, но и постоянно ездит по окружающим населённым пунктам на «охоту», как он это называет: а именно, набирая продуктов, он ходит по улицам в поисках бездомных и кормит их.
Тем самым православная вера показывается не только на словах, но и на деле.
Благодаря старцу Ефрему многие открыли для себя подлинную глубину православия. «Мы хотя и православные, - говорит старец, - но, по сути, не знаем всей высоты, глубины и широты Православия. А ведь нужно видеть его во всей его святости!»
Старец Ефрем считает, что миссионерство неотъемлемо от христианства: «Характерной чертой Православия всегда было миссионерство, проповедь среди варваров, соединённая с их культурным просвещением. Церковь никогда не занималась прозелитизмом; она распространяла свет Евангелия и просвещения через любовь и умягчение нравов».
Для современных людей пример старца Ефрема Аризонского – это яркое свидетельство того, что православие, оставаясь вечной, издревле данной истиной, при этом является актуальным для современного человека, кем бы он ни был.
Сила окружения. Елизавета Берназ

Я верю в Бога с детства. Мои родители были не воцерковленные, но бабушка — очень верующая. Она и воспитывала во мне веру своим примером. Бабушка много молилась, даже во время работы. Одно из ярких воспоминаний моего детства — как мы собираем яблоки и поем тропарь преображения Господня: «Преобразился еси на горе Христе Боже...»
Потом в моей жизни случилась воскресная школа, место, где я получила свои первые знания о церкви, потом начала петь в детском церковном хоре и часто посещать богослужения, а затем последовал подростковый период.
От знакомых в храме я не раз слышала такое выражение — «кризис веры». Это — момент, когда человек по какой-то причине отходит от Бога, начинает сомневаться в вере, или совсем перестаем вести религиозный образ жизни. И когда я обсуждала с моими знакомыми этот самый кризис, большинство сказали, что он пришелся именно на подростковый период. Именно в это время происходили какие-то потрясения, как-то менялось мировоззрение и вера становилась холоднее.
А у меня кризиса не было. Я пережила подростковый возраст, не сомневаясь, не переставая верить в Бога. Интересно, почему так — вертелось в моей голове. Я начала анализировать свой образ жизни, и поняла, что предотвратило мой кризис Веры — православное окружение.
Я училась в православный гимназии и ходила в воскресную школу при храме. Именно эти два учебных заведения сформировали мой круг общения. Знаете, как прекрасно, когда вокруг православные друзья? Никто тебя не осудит за веру, никто не будет удивляться тому, что в воскресенье ты в храме. Все твои друзья — в храме. И это — норма. Все постятся великим постом.
Я помню, что первый раз решила осознанно поститься в великую четыредесятницу именно потому, что все друзья постились. Если день рождения выпадал на великий пост, мы переносили празднование. А если ходили в гости — то ели варёную картошку с зеленым луком.
Конечно, вне поста, мы проводили время, как все подростки! Гуляли, ходили в кино, отдыхали. Но всегда чувствовали грань, за которую нельзя заходить. Это осознание было в каждом из нас.
Оглядываясь назад, я вновь и вновь благодарю Бога за то, что в такой непростой подростковый период послал мне православное окружение, православных друзей, которые помогли мне не только не потерять, но еще и укрепить свою веру.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
«Мягкая пища»

Фото: Elena Leya / Unsplash
Однажды ночью у меня сильно разболелся зуб, который давно следовало удалить, да я всё тянула, не шла к врачу. А тут встала перед фактом: надо. И поехала в поликлинику с самого утра. Стоматолог после осмотра просто ахнул: оказалось, что удалять нужно целых пять зубов! «Ну что — за один раз сделаем? Решитесь? Потом на мягкой пище поживёте, на детском питании, а через месяц придёте — начнём готовить протез...» Я решилась: надо — значит, надо.
Ехала от врача домой и улыбалась, не чувствуя замороженной наркозом челюсти. Вот, значит, как — на мягкой пище... А ведь буквально вчера муж мне говорил: «Ты уж сколько лет в церкви, а всё на мягкой пище: что детям читаешь — то и сама. Пора бы посерьёзнее книги с полки брать, святых отцов, например, а Великим Постом Ветхий Завет почитать непременно — не в пересказе для детей, а оригинал и с комментариями... Или опять скажешь, что некогда?»
Нет, теперь уж не скажу. Совсем мне не хочется так долго на мягкой пище жить... Кашку детскую я месяц, конечно, поем — куда деваться. А книги духовные буду читать — взрослые. Вот мне и задание на Великий Пост, что скоро-скоро начнётся... Веру свою надо знать, глубоко и прочно. Спасибо, Господи, за утренний урок.
Текст Анны Покровской читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 февраля. О молитве Церкви за воинство

23 февраля, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля и рассказал о молитве Церкви за воинство.
Церковь молится за наши вооруженные силы на каждом богослужении. Ни об одной другой профессии церковь не молится. Она молится о властях, которые несут особую ответственность за судьбу страны и за воинство, которое обеспечивает безопасность, свободу и независимость России. Поэтому молитва о воинах — это важная часть молитвы, которую возносит Церковь за весь свой народ.
Сегодня все мы хорошо знаем, что не так просто. Не просто тем, кто с оружием в руках защищает Россию, потому что не только время холодной войны продолжается, имея в виду отношения с разными странами, далеко стоящими от нас по своим политическим взглядам на происходящее, но и в силу военных действий совсем непросто, потому что там, где совершаются эти военные действия, в каком-то смысле решается будущее нашей исторической Руси. Вот именно поэтому еще раз подчеркну особая молитва Церкви за властей и воинство, за вас, мои дорогие братья, и за всех тех, кого вы представляете, всех представителей разных родов войск, людей, которые в мирное время должны сохранять высокий уровень своей подготовки, чтобы в любой момент ответить на вызовы со стороны противника, но тем более тогда, когда идет реальная битва за будущее России.
Все выпуски программы Актуальная тема