Не так далеко от Соборной площади в Соликамске – всего несколько минут пешком, стоит Богоявленская церковь. Она занимает ведущее место среди соликамских храмов. В нее стремятся многочисленные гости города. Ради чего? Ради того, что в Богоявленской церкви – единственной в Соликамске – сохранился древний иконостас.
Более четырехсот лет назад на этом месте стояла деревянная церковь. В 1635 году она сгорела и была построена заново. Но через несколько лет огонь вновь испепелил ее. Прихожане, решив возвести каменный храм, собрали средства и наняли артель каменщиков. В каком именно году это случилось, неизвестно, но известно, что к 1688 году уже были возведены стены и работа шла полным ходом. В это время опять произошел пожар, повредивший стройку. Сгорели деревянные леса, инструмент, были обуглены стены, кое-где треснул кирпич. Пришлось исправлять положение и продолжать замедлившиеся было работы.
Наконец, в 1695 году «генваря 18 освящена бысть церковь Богоявления Господня каменная… Освещал же оную Иона архиепископ Вятский и Великопермский». Еще ранее – 9 ноября 1691 года – был освящен придел в особом пристрое во имя Владимирской Божией Матери. А значительно позднее – в 1770 году – освящен придел во имя чудотворцев Печерских, устроенный в углу теплой церкви.
Когда строительство храма было завершено, его деревянная кровля и главы, крытые лемехом, вновь пострадали от пожара. И в следующем – 18-м столетии храм горел и ремонтировался после пожаров около десяти раз. Все восстанавливалось довольно быстро – приход Богоявленской церкви был очень богат.
На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов. В середине 18 века её решили возвысить на три яруса для устройства на ней башенных часов, но фундамент не был рассчитан на такую нагрузку, стена треснула и колокольня осела на сорок сантиметров. От замысла пришлось отказаться. Надстройка просуществовала до 1938 года, когда была разобрана. В 44-м году сверху поставили небольшой шатер с главкой и в таком виде колокольня дожила до нашего времени.
Действовала Богоявленская церковь до 1933 года. Ее, как и все другие, должны были закрыть и разорить. Но 6 декабря директор музея, находившегося недалеко Троицкого собора, обратился в Комитет по охране памятников старины с просьбой сохранить храм как исторический памятник, включая колокола. Комитет поддержал обращение музейщиков и в 1934 году Богоявленская церковь была пе́редана музею. Но накануне передачи колокола все-таки сбросили на землю. Зато внутреннее убранство осталось целым. Так и был спасен старинный иконостас, единственный сохранившийся в Соликамске.
В 1943 году, по Постановлению Московской Патриархии и по согласованию лично со Сталиным, было разрешено открыть ряд храмов. В Соликамске вновь начались службы в Богоявленской церкви и так было до 1962 года, когда церковь вновь переда́ли музею.
Сейчас здание храма используется совместно и музеем, и Церковью. Ситуация двоякая. Но по всей России есть уже очень много примеров, когда верующие получали свои святыни обратно. Поживем – увидим…
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема








