Не так далеко от Соборной площади в Соликамске – всего несколько минут пешком, стоит Богоявленская церковь. Она занимает ведущее место среди соликамских храмов. В нее стремятся многочисленные гости города. Ради чего? Ради того, что в Богоявленской церкви – единственной в Соликамске – сохранился древний иконостас.
Более четырехсот лет назад на этом месте стояла деревянная церковь. В 1635 году она сгорела и была построена заново. Но через несколько лет огонь вновь испепелил ее. Прихожане, решив возвести каменный храм, собрали средства и наняли артель каменщиков. В каком именно году это случилось, неизвестно, но известно, что к 1688 году уже были возведены стены и работа шла полным ходом. В это время опять произошел пожар, повредивший стройку. Сгорели деревянные леса, инструмент, были обуглены стены, кое-где треснул кирпич. Пришлось исправлять положение и продолжать замедлившиеся было работы.
Наконец, в 1695 году «генваря 18 освящена бысть церковь Богоявления Господня каменная… Освещал же оную Иона архиепископ Вятский и Великопермский». Еще ранее – 9 ноября 1691 года – был освящен придел в особом пристрое во имя Владимирской Божией Матери. А значительно позднее – в 1770 году – освящен придел во имя чудотворцев Печерских, устроенный в углу теплой церкви.
Когда строительство храма было завершено, его деревянная кровля и главы, крытые лемехом, вновь пострадали от пожара. И в следующем – 18-м столетии храм горел и ремонтировался после пожаров около десяти раз. Все восстанавливалось довольно быстро – приход Богоявленской церкви был очень богат.
На колокольне Богоявленской церкви было 16 колоколов. В середине 18 века её решили возвысить на три яруса для устройства на ней башенных часов, но фундамент не был рассчитан на такую нагрузку, стена треснула и колокольня осела на сорок сантиметров. От замысла пришлось отказаться. Надстройка просуществовала до 1938 года, когда была разобрана. В 44-м году сверху поставили небольшой шатер с главкой и в таком виде колокольня дожила до нашего времени.
Действовала Богоявленская церковь до 1933 года. Ее, как и все другие, должны были закрыть и разорить. Но 6 декабря директор музея, находившегося недалеко Троицкого собора, обратился в Комитет по охране памятников старины с просьбой сохранить храм как исторический памятник, включая колокола. Комитет поддержал обращение музейщиков и в 1934 году Богоявленская церковь была пе́редана музею. Но накануне передачи колокола все-таки сбросили на землю. Зато внутреннее убранство осталось целым. Так и был спасен старинный иконостас, единственный сохранившийся в Соликамске.
В 1943 году, по Постановлению Московской Патриархии и по согласованию лично со Сталиным, было разрешено открыть ряд храмов. В Соликамске вновь начались службы в Богоявленской церкви и так было до 1962 года, когда церковь вновь переда́ли музею.
Сейчас здание храма используется совместно и музеем, и Церковью. Ситуация двоякая. Но по всей России есть уже очень много примеров, когда верующие получали свои святыни обратно. Поживем – увидим…
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема