Сейчас трудно себе представить, а ведь когда-то не было электричества, центрального отопления и газоснабжения. От этого в России появился обычай строить не один, а два храма вместе. Один летний, а другой — зимний. Один – просторный и более роскошный, а другой – всегда маленький, приземистый, с малыми оконцами, чтобы меньше тратить дров на отопление.
Один из таких комплексов в Соликамске – Спасо-Архангельский архитектурный ансамбль из двух церквей. Раньше в него входили четыре сооружения: Спасская летняя и Архангельская зимняя церкви, отдельно стоящая шестиярусная колокольня и часовня на могиле убиенных в XVI веке при вогульском набеге защитников города.
Архангельская церковь первоначально была деревянной, двухэтажной. Находилась на территории соликамской крепости. Сгорела в 1672 году и была восстановлена на том же месте и снова из дерева. Просуществовав несколько десятилетий, новая деревянная Архангельская церковь снова сгорела дотла 11 января 1712 года среди бела дня. Согласно летописи, «в нощи той было с небеси знамение над горелою церковию подобно свету, яко кругу с лучами». Что это было за явление, науке неизвестно. Прихожане истолковали знамение в пользу строительства каменного храма, спешно собрали средства и в том же 1712 году заложили новую Архангельскую церковь.
Спасская летняя церковь была заложена 27 мая 1689 года. Точной даты освящения Спасской церкви нет. По некоторым сведениям, предполагается 1691 год, но вряд ли темпы строительства были настолько скорыми. В новом храме устроили два придела – во имя Иоанна Богослова и Симеона Столпника. После очередного пожара 1743 года придел оставили один – Иоанновский.
Спасская церковь некогда была в особом почтении у горожан. Сложилось это еще во времена существования крепости и деревянного храма. По свидетельству соликамского летописца: «В 1656 году в городе свирепствовала какая-то повальная болезнь. Жители прибегали к Богу с молитвами, особенно Нерукотворенному образу Спасову и положили обет каждый воскресный день совершать крестный ход к башне, где был образ Спасителя. И болезнь отступила». Соликамцы свято выполняли свой обет. Этот обычай соблюдался до начала XIX века.
Обе церкви-сестры в Соликамске были закрыты одними из первых – в 1929 году. Их разграбили, поглумились над архитектурой и, в конце концов, передали в ведение НКВД. Что было дальше – я думаю, вы догадались.
Ожили Архангельская и Спасская церкви в 70-х годах. Восстановление, реставрация… Вот только в Спасской церкви ведутся службы, а в Архангельской – располагается городской архив. Планируется перевести архив в более приспособленное помещение, а церковь отдать верующим. Дай Бог…
Кстати сказать, церквей в Соликамске очень большое количество, благодаря чему Соликамск является идеальным местом для туров на выходные дни.
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема