Сейчас трудно себе представить, а ведь когда-то не было электричества, центрального отопления и газоснабжения. От этого в России появился обычай строить не один, а два храма вместе. Один летний, а другой — зимний. Один – просторный и более роскошный, а другой – всегда маленький, приземистый, с малыми оконцами, чтобы меньше тратить дров на отопление.
Один из таких комплексов в Соликамске – Спасо-Архангельский архитектурный ансамбль из двух церквей. Раньше в него входили четыре сооружения: Спасская летняя и Архангельская зимняя церкви, отдельно стоящая шестиярусная колокольня и часовня на могиле убиенных в XVI веке при вогульском набеге защитников города.
Архангельская церковь первоначально была деревянной, двухэтажной. Находилась на территории соликамской крепости. Сгорела в 1672 году и была восстановлена на том же месте и снова из дерева. Просуществовав несколько десятилетий, новая деревянная Архангельская церковь снова сгорела дотла 11 января 1712 года среди бела дня. Согласно летописи, «в нощи той было с небеси знамение над горелою церковию подобно свету, яко кругу с лучами». Что это было за явление, науке неизвестно. Прихожане истолковали знамение в пользу строительства каменного храма, спешно собрали средства и в том же 1712 году заложили новую Архангельскую церковь.
Спасская летняя церковь была заложена 27 мая 1689 года. Точной даты освящения Спасской церкви нет. По некоторым сведениям, предполагается 1691 год, но вряд ли темпы строительства были настолько скорыми. В новом храме устроили два придела – во имя Иоанна Богослова и Симеона Столпника. После очередного пожара 1743 года придел оставили один – Иоанновский.
Спасская церковь некогда была в особом почтении у горожан. Сложилось это еще во времена существования крепости и деревянного храма. По свидетельству соликамского летописца: «В 1656 году в городе свирепствовала какая-то повальная болезнь. Жители прибегали к Богу с молитвами, особенно Нерукотворенному образу Спасову и положили обет каждый воскресный день совершать крестный ход к башне, где был образ Спасителя. И болезнь отступила». Соликамцы свято выполняли свой обет. Этот обычай соблюдался до начала XIX века.
Обе церкви-сестры в Соликамске были закрыты одними из первых – в 1929 году. Их разграбили, поглумились над архитектурой и, в конце концов, передали в ведение НКВД. Что было дальше – я думаю, вы догадались.
Ожили Архангельская и Спасская церкви в 70-х годах. Восстановление, реставрация… Вот только в Спасской церкви ведутся службы, а в Архангельской – располагается городской архив. Планируется перевести архив в более приспособленное помещение, а церковь отдать верующим. Дай Бог…
Кстати сказать, церквей в Соликамске очень большое количество, благодаря чему Соликамск является идеальным местом для туров на выходные дни.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 90 зач., V, 17 - VI, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда ребёнок попадает в беду, даже если в этом есть его вина, нормальный родитель сочувствует ему и всячески старается помочь. Христианство нередко называет верующих детьми Божиими, но действует ли Бог, как любящий родитель? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 5.
17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
18 Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.
19 Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.
20 Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,
21 дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.
Глава 6.
1 Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.
2 Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?
Некоторое время назад я столкнулся в интернете с обсуждением вопроса: «Кто для мужчины важнее, мама или жена?» Молодой человек утверждал, что жён у него может быть сколько угодно, в то время как мама — одна, и поэтому, естественно, она важнее. И хотя многим мамам подобные рассуждения могут показаться верными, библейский взгляд на это несколько иной. Человек призван «оставить отца и мать» и «прилепиться к жене своей», которая никак не может рассматриваться как одна из многих или очередная, но лишь как единственная. Ни для кого не секрет, что родительская любовь бывает не менее эгоистичной, чем супружеская. Иногда родители разрушают браки детей, иногда вообще не дают им вступить в брак. Несколько раз мне приходилось общаться с матерями, лишёнными родительских прав, которые вообще не интересовались своими детьми. За годы размышлений я пришёл к тому, что не существует никаких объективных критериев, по которым лучше всегда были бы матери и отцы, а хуже мужья и жёны. Существуют просто разумные и рассудительные люди, которые умеют любить и выстраивать отношения. И из них выходят прекрасные жёны или мужья, а потом прекрасные матери или отцы.
В сегодняшнем чтении из послания к римлянам апостол Павел рассуждает о положении обычного человека после грехопадения. Все мы рождаемся в мире, в котором царствует смерть, и мы оказываемся рабами страха смертного, рабами бега времени, рабами собственных страстей. Однако, по мысли апостола, это рабство носит временный характер, потому что, соединившись со Христом, люди получают такую обильную благодать от Бога, что могут стать царями, то есть полноправными хозяевами собственной жизни. Но человека, порабощённого грехом, необходимо было к этому состоянию привести и на этом этапе важной вехой оказывался ветхозаветный закон. Причём, Апостол говорит, что пока не было закона людей, не за что было судить. Как например, человека, который просто слоняется без дела, невозможно обвинить в том, что он ошибся направлением, так и невозможно было обвинять тех, кто формально перед Богом ничего не нарушал. Когда же появился закон — ответственность людей усилилась и стал умножаться грех, но поразительным образом, чем больше стал умножаться грех, тем больше Бог стал посылать Свою благодать, потому что чем тяжелее человеку на пути к спасению, тем больше Бог готов его поддерживать. Естественно, как по-настоящему любящий родитель, Он знает, в чём нуждаются Его дети! Впрочем, в родительстве Господа есть один важный нюанс. Он имеет дело со взрослыми людьми. Когда мы ведём ребёнка к врачу, порой малыша приходится держать, потому что он боится и вырывается. При этом взрослого здравомыслящего человека держать уже не получится. Мы можем сколько угодно любить его и желать ему блага, но он будет отвечать за себя сам, каким бы ни был его сознательный выбор. Бог, конечно, считает нас Своими детьми, но не младенцами, а взрослыми, сознательными и свободными. Он любит нас и, чем плачевнее наше состояние, тем больше Он готов помогать, но только при условии, что и мы готовы работать над собой вместе с Ним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Влияние Первого Вселенского Собора на жизнь Восточной Церкви». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о том, как решения Первого Вселенского Собора в 325-ом году повлияли на жизнь и развитие богословия Восточной Церкви в последующие века.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Первая беседа с Петром Пашковым была посвящена предпосылкам и причинам созыва Собора;
Вторая беседа с Николаем Антоновым была посвящена богословскому наследию Собора;
Третья беседа с Георгием Захаровым была посвящена постановлениям Собора, связанным с устройством и жизнью Церкви.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Алексей Гончаров

Гостем рубрики «Вера и дело» был основатель и руководитель Группы компаний «СибГеоСтрой», меценат, хоккеист Алексей Гончаров.
Наш гость рассказал о своем пути к вере, о пережитом опыте клинической смерти, а также о том, как вера и спорт влияют на его отношение к работе.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова