Выражение «Сохранить своё человеческое достоинство» — это фразеологизм.
Понятие «достоинства» имеет несколько значений. В первом — так говорят о положительном качестве, как оно есть, во втором — так обозначают моральную ценность человека. Есть и ещё два — это титул и стоимость, но они не относятся к сути рассматриваемого нами оборота.
Сегодня выражение «Сохранить своё человеческое достоинство» означает не утрачивать высокие моральные качества, уважать их в самом себе, следовать нравственным принципам независимо от обстоятельств.
А что говорит о понятии «достоинства» Библия?
Вот, например, в Псалтири Давид, обращаясь к Господу с просьбой наказать его врага, восклицает:
«Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой».
В церковнославянском варианте этого фрагмента «достоинство» имеет перевод — «епископство». И в этом фрагменте под «достоинством» понимается почётное положение, которое Давид просит отнять у своего врага, чтобы его место занял более достойный. По мнению толкователей, врагом этим был надзиратель Доик, заведовавший стадами Саула, и его приближённый, известный своими доносами на Давида.
В Книге Деяний этот фрагмент из Псалтири приводится при избрании апостолом диакона Матфия вместо погибшего предателя Иуды. Согласно толкованию, Доик является прообразом Иуды, который тоже заведовал хозяйственной частью, и, как и Доик предательски выдавший Давида, предал Христа. Из свидетельства Книги Деяний можно заключить, что Доик был лишён своего положения, как и Иуда перестал быть апостолом.
Цитата из Книги Деяний Святых Апостолов:
«В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой».
О достоинстве, как о внутренней сути человека, неотъемлемой от него, и относящейся к его личностным и нравственным качествам, говорит апостол Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены, и брат Иакова.
Послание было написано апостолом для тех церковных общин, в которых появились лжеучители. Обличая их, апостол приводит известные примеры грозного Суда Божия над нарушителями закона Божия. Одним из таких примеров служит осуждение на гибель в пустыне Аравийской израильского народа, спасённого Богом из египетского рабства, но за неверие, покаранного.
Цитата:
«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня».
Грех ангелов состоял в том, что они не сохранили своего достоинства — не остались верными тому назначению, какое определено им было Богом при сотворении их.
Современное значение выражения «сохранить своё человеческое достоинство» лишь частично перекликается со смыслом, изложенным в Первоисточнике. Оно, как мы сказали вначале, означает следование высоким нравственным принципам, и сохранение их, независимо от обстоятельств.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема