Из окон особняка курских дворян Переяславцевых доносился громкий крик. В комнате хозяйской дочери, барышни Софьи Михайловны, горничная обнаружила... огромного мохнатого паука! Она уже собиралась кинуть в страшное существо свой башмак. Но тут вовремя подоспела сама барышня. Она успокоила горничную, а потом бережно посадила виновника переполоха на ладонь. Соня нашла его накануне — в парке, среди опавших листьев. Принесла домой и посадила в коробку. А он неожиданно вылез и перепугал бедную горничную! Правда, девочка совсем не понимала, чего тут бояться. Ей паук казался красивым и очень занимательным.
Соня с детства любила природу. Охапками тащила домой цветы и растения, засушивала их, а потом наклеивала в особую тетрадь. Летом часами могла наблюдать за насекомыми — бабочками, пчёлами, стрекозами. В библиотеке отца она обнаружила несколько книг по ботанике, и с упоением, от корки до корки, прочла каждую. Правда, не всё в них было ей понятно. А так хотелось понять! Софья была любознательной и способной. Помимо естественных наук, ей легко давались иностранные языки. Она прекрасно говорила по-немецки, а гимназию в 1869 году окончила с золотой медалью. Во время учёбы окончательно созрело её решение серьёзно заняться биологией. Но для этого нужно высшее образование. В России 19 века женщинам оно было недоступно. И всё же некоторые университеты допускали в свои стены дам — правда, исключительно как вольнослушательниц. Одним из них был Императорский Харьковский университет. Туда и решила отправиться Софья. Вот только родители оказались категорически против. Подруга, а впоследствии — ученица Софьи Михайловны, Мария Кожевникова, вспоминала, что родственники Переяславцевой просто не представляли себе женщину в какой-то иной ипостаси, нежели домохозяйка. А тут родная дочь вдруг заявляет, что собирается стать учёным! Соня горячо любила отца и мать. Но расстаться со своим призванием для неё было равносильно смерти. И она поехала в Харьков.
Родители денег на жизнь не дали. Чтобы хоть как-то прокормиться и оплачивать комнату, Соня в свободное от лекций и исследований время подрабатывала переводами документов. А вскоре в журнале «Труды Харьковского общества испытателей природы» вышли две её научные статьи, посвящённые новым видам инфузорий. Софье удалось самостоятельно их обнаружить! Она всей душой желала и дальше служить отечественной науке. Но двух лет в качестве вольнослушательницы для этого было недостаточно. И в 1872 году Софья отправилась в Швейцарию. Поступила в Цюрихский университет — он единственный в Европе присваивал женщинам учёную степень. Спустя 4 года Софья стала доктором естественных наук. Во время защиты профессора ей аплодировали. Диссертация Софьи Переяславцевой, посвящённая строению органов обоняния у рыб, была опубликована в Цюрихе отдельной брошюрой.
На родине, куда Софья Михайловна вернулась в 1876-м, она поначалу не могла найти применения своим знаниям. Женщина в науке в то время казалась чем-то из ряда вон выходящим. Но спустя два года Переяславцева получила письмо из Новороссийского общества естествоиспытателей. Ей предлагали стать заведующей Севастопольской морской биологической станцией. Это была первая в России научная площадка, где работали крупнейшие специалисты. Софью Михайловну сравнивали с княгиней Воронцовой-Дашковой, стоявшей некогда во главе Академии Наук. После неё Переяславцева стала второй женщиной в России на руководящем научном посту. За десять лет на этой должности Переяславцева собрала бесценный научный материал о флоре и фауне Чёрного моря и Севастопольской бухты. За эти исследования на 9-м Съезде русских естествоиспытателей в 1893 году ей была присуждена премия имени Кесслера, которая вручается выдающимся биологам.
Ближайшая ученица Софьи Михайловны, Мария Кожевникова, говорила о своей наставнице: «Она представляла собой редкий тип человека, всецело преданного своему делу и охваченного жаждой служения людям на ниве науки».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова