Иак., 52 зач., II, 1-13.
Глава 2.
1 Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
2 Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
3 и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих,
4 то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
5 Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
6 А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
7 Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
8 Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, хорошо делаете.
9 Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
10 Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
11 Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
12 Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Только что прозвучавший отрывок представляет прекрасную зарисовку из повседневной жизни раннехристианской Церкви. Из тех рекомендаций, которые дает апостол Иаков своим адресатам, мы видим, что в первых общинах существовали проблемы социального характера. С одной стороны, Евангелие проповедует равенство всех людей перед Богом. Именно поэтому апостол начинает свое обращение со слов о нелицеприятии. С другой, первые общины состояли как из бедных, которых было большинство, так и из богатых людей. Безусловно, хозяин мог испытывать определенный дискомфорт, находясь на богослужении бок о бок, например, со своим рабом. Да и бедняки, наверняка, старались уделять господам особое внимание по сравнению с другими членами братства.
Апостол Иаков приводит яркий пример такой ситуации. Два человека входят в собрание. Один хорошо одет, его пальцы украшены перстнями, что служит свидетельством высокого статуса. Второй одет в простую одежду. На нем нет никаких украшений. Богатого радушно встречают, сажают на почетное место, а бедного просят постоять в сторонке. Апостол говорит, что это непозволительно. Перед Христом все равны. И церковная община должна жить по совершенно иному закону. Здесь должна выходить на первый план ревность человека о Боге, а не его социальный статус. Ведь именно об этом учил Христос в Евангелии. Обращаясь к Своим ученикам, Он говорит: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».
В одном древнем христианском памятнике содержатся даже конкретные инструкции, как вести себя священнику в подобных случаях. «Если войдут какие иные мужчина или женщина в прекрасных одеждах... ты, священник, пока ты говоришь о Слове Божием, или слушаешь или читаешь, не лицеприятствуй и не прерывай проповедь для того, чтобы указать им места их, но оставайся спокойным, ибо братья примут их... А если войдет бедная женщина или бедный мужчина... и для них не будет свободного места, ты, священник, со всем радушием приготовь место таким людям, даже если тебе придется усесться на землю, ибо ты воздаешь уважение не человеку, а Богу».
Очевидно, что на протяжении истории, данное правило по тем или иным причинам уходило в тень. Ведь со времён Византийской империи и по настоящее время церковная община в большей степени вынуждена взаимодействовать с внешним миром в том числе в лице государства, от представителей которого зачастую зависит судьба верующих. А потому оказание им почестей — это в первую очередь дело гостеприимства. От гостя мы многого не требуем. Мы стараемся, чтобы он сохранил о нас хорошую память. Это также дело снисхождения, какое мы нередко проявляем к детям. Ведь мы понимаем, что они еще не могут жить по тем правилам, по которым живет взрослый человек. Однако для тех, кто считает себя действительными последователями Христа, важно всегда помнить: община — это то место, где стёрты все различия в чинах и заслугах. Какими бы властью и авторитетом мы не были облечены. Ведь Господь не взирает на лица людей, но смотрит единственно на ту веру, которая живет в нашем сердце.
Испанская икона Божией Матери в Суздале
Испанский образ Божией Матери относится к иконографическому типу Панахранта, что переводится с греческого языка как Всемилостивая. Богоматерь изображена восседающей на престоле. Она царствует во Вселенной, подавая милость всем, кто на Неё уповает. Икона прославилась в восьмом веке. Помолившись перед ней, испанцы победили арабов в битве при деревне Ковадонга на севере Пиренейского полуострова. Так было положено начало реконкисты — возвращения христианами земель, которые захватили мусульмане.
Первообраз Испанской иконы не сохранился, но его многочисленные списки распространились далеко за пределы Пиринеев. Они появились в Византии, а затем и в России. Одна из копий была выполнена в Суздале в конце семнадцатого века. У неё есть одно существенное отличие от оригинала. У ног Царицы Небесной изображён коленопреклонённый человек в простой одежде. Персонаж держит в руках башмачок Пречистой Девы.
Сюжет иконы разъясняется в тексте, который помещён на полях, в фигурной рамке в левом нижнем углу. Там описано одно из чудес, явленных Богородицей от Испанской иконы. По преданию, оно произошло в те времена, когда образ хранился в храме в деревне Ковадонга. В церковь зашёл нищий. Он опустился на колени перед образом Небесной Заступницы и со слезами рассказал Ей о своей горькой участи. И Божия Матерь откликнулась. Она сбросила на руки страждущему свой золотой башмачок.
Бедняк поспешил на ярмарку, чтобы продать подарок Царицы Небесной и купить себе еду. А торговцы решили, что он украл драгоценность! Нищего арестовали и приговорили к казни. Перед смертью несчастный попросил разрешения в последний раз помолиться в церкви у Испанской иконы. Ему позволили. И как только он вознёс молитвы, Божия Матерь сбросила с ноги свой второй башмачок. Так люди убедились, что нищий ни в чём не виноват!
Русские иконописцы отобразили это предание на Испанской иконе Богородицы в 1686 году по заказу Суздальского митрополита Илариона. Образ поместили в Покровском соборе одноимённого монастыря в Суздале. Святыня украшала иконостас слева от Царских врат. После революции 1917 года Испанская икона стала экспонатом музея-заповедника. Сегодня она хранится в Крестовой палате Архиерейского дома, на территории Суздальского кремля.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Икона Знамение в Софийском соборе Великого Новгорода
Двенадцатый век в истории России был омрачён чередой междоусобных противостояний. В 1170 году к стенам Великого Новгорода подступили объединённые войска владимирского, смоленского, рязанского и полоцкого князей. Командовал мощной армией суздальский княжич Мстислав, сын Андрея Боголюбского. Силы были неравными, и новгородцам оставалось уповать на помощь Божию. Все храмы в городе были открыты, и молитвенное пение в них смешивалось с народным плачем.
В третью ночь осады новгородский архиепископ Иоанн повелел вынести из церкви Преображения икону Богородицы. Это был образ, написанный в древней иконографической традиции Оранта, что означает Молящаяся. Пречистая Дева представлена на нём с молитвенно воздетыми руками. Сын Божий изображён у Неё на груди на фоне сияющей сферы. В левой руке Он держит свиток, символизирующий Благую весть, а правой благословляет верующих.
По указанию владыки Иоанна новгородцы укрепили икону Божией Матери на крепостной стене. Одна из вражеских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной, и из Её глаз потекли слёзы. В это время нападавшие словно лишились разума — они обратились в бегство.
Так открылось участие Царицы Небесной в жизни тех, кто с надеждой и упованием обращается к Ней за помощью. В память о чуде архиепископ Иоанн установил праздник Знамения Божией Матери. Икону Богородицы, источавшую слёзы на крепостной стене Новгорода, так и стали называть — Знамение. В середине четырнадцатого века в честь неё в городе освятили церковь. В конце семнадцатого столетия этот храм обветшал, и на его месте возвели Знаменский собор. Туда приезжали паломники со всей Руси, чтобы почтить образ Небесной Заступницы.
После революции 1917 года древняя икона Знамение оставалась в новгородском соборе, ей посвящённом. Вот только богослужений там уже не совершалось. Храм стал музеем. В этом статусе он пребывает и сейчас.
А чудотворную реликвию вернули Православной церкви в 1991 году. Сегодня помолиться перед ней можно в новгородском соборе Святой Софии.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Иерей Сергий Мечёв, прославленный Церковью в чине священномученика, родился в 1892 году в семье известного священника Алексия Мечёва. Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского университета. Вскоре перешёл учиться на историко-филологический факультет. По окончанииучебного заведения в годы Первой мировой войны добровольно ушёл на фронт. Работал в одном из санитарных поездов братом милосердия. Позже, приняв сан священника, отец Сергий скажет своей пастве такие слова, которыми можно в полной мере объяснить его уход добровольцем на войну:
«Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство».
Все выпуски программы Слова Святых