
Наталия Лангаммер
У меня есть друг. Он собирает коллекцию произведений современного искусства. Это и живопись, и скульптура, и разные инсталляции. Он все это очень любит. Дружит с художниками. Многие дарят ему свои работы.
В какой-то момент у него возникли проблемы с помещением. Пришлось всю коллекцию отправлять на хранение. Он договорился со знакомыми, чтобы выделили свободную комнату, где экспонаты смогут просто полежать какое-то время.
Спустя месяц, решив проблемы, мой друг приехал забирать свою коллекцию. Но ту комнату уже сдали другим арендаторам за деньги. Времена трудные. Собрание артефактов отправили в подвал.
Бедный коллекционер испытал шок, когда увидел, как валялись картины. Одну из них проткнули ножкой от табуретки. В подвале было много хлама. Сломали ещё 2 миниатюры.
Пока мы отпаивали друга валерьянкой, я все думала: как чинить произведения искусства? Отдать реставратору? Самим склеить? Прощаться и выбрасывать? Как потом авторам в глаза смотреть?
Но наш коллекционер уже знал, что делать.
Он повез порванные картины и разбитые скульптуры их авторам, их создателям. С глубоким покаянием и извинениями. Да, страшно неловко признаться, что не уберег. Сердце сожмется, когда увидишь, какую боль испытывает творец, взяв в руки свое сломанное произведение.
Но! Только сам художник может восстановить свою картину или скульптуру.
Ведь так же и с Богом! Я ведь тоже сломанное творение. Божье творение. Хуже, я — сломанный шедевр Бога. Он другого не создаёт.
Я могу искать помощи у врачей, у психологов, могу просто не видеть своих рваных ран души, так похожих на разорванные полотна картин. Но все это восстановить может только Сам Творец. Тот, кто меня создал. Он один.
Как? А это чудо. Он заложил в природу такую возможность. Порежешь палец. Однако, через пару недель он будет таким же, как прежде. Может и шрама не остаться. Это потрясающе! Регенерации клеток тела.
Наверное, так же Господь лечит и душу.
Но! Для этого нужно к Нему прийти, признаться в поломке, пережить неловкость или стыд. Недавно меня стала мучить тревога, что столько всего я сделала не правильного за последние дни. Одна ошибка за другой. Как выйти из этого тяжелого состояния? Как исправить ситуацию? И в голове четко прозвучало: «Поехать на исповедь!»
Я задумалась — неужели так просто? Рассказать о том, о чем жалею, за что мучает совесть, покаяться. И все? А где же наказание? Наказание уже было. Его понес на себе Христос. За меня. Мне теперь нужно лишь прийти к Творцу, и Он меня исправит, так сказать, починит. Обязательно починит. Создатель очень любит свои шедевры.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер