Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как выглядел Симонов монастырь в Москве во всём своём великолепии? Его можно увидеть на полотне Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь», написанном в 20-е годы XX века: картина ценна не только с точки зрения искусства, но и истории!

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Здравствуй, Наташенька! Наконец-то ты приехала ко мне в гости. Я очень рада! Проходи на кухню, сейчас чайку попьём.
— Я испекла для вас шарлотку, Маргарита Константиновна. Помню вы говорили, что Вам нравится этот пирог.
— Спасибо, да, очень нравится! Присаживайся! Рассказывай, как добралась.
— Так давно у вас не была, что даже немного заблудилась. Пришлось обойти вокруг массивных каменных стен с башнями. Они здесь недалеко расположены. По всей видимости они были частью какого-то масштабного строения, у которого древняя история. Вы знаете, что это за строение?
— Наташа, ты говоришь сейчас про стены Симонова монастыря. Эта обитель была основана во второй половине четырнадцатого века. Я расскажу тебе о ней. Но чтобы ты представила всё бывшее великолепие этого места, сначала покажу картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь». У меня есть её фото в телефоне. Вот оно.
— Какая жизнерадостная, светлая картина!
— Да. Но судьба самого монастыря не была столь безмятежной. В начале своей истории обитель входила в единую оборонительную систему Москвы и прикрывала город от неприятеля. Монастырь дважды разоряли, он был изолятором во время эпидемии чумы в восемнадцатом веке. Но выстоял, возродился и со временем снова обрёл былое величие. На полотне Васнецова мы как раз видим его во всём великолепии.
— А когда написана картина?
— В двадцатые годы двадцатого века, незадолго до трагических событий. В 1930 году большевики взорвали собор, колокольню, стены монастыря с двумя башнями и надвратными храмами. Уцелела только трапезная, три башни с частью крепостной стены и пятиэтажная хозяйственная постройка.
— А церковь, которую мы видим на картине, уничтожена?
— Да. На полотне запечатлена церковь Успения Божьей Матери, освящённая в самом начале пятнадцатого века. В её иконостасе находилась главная реликвия монастыря: чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которой, по преданию, святой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
— Вот как. Маргарита Константиновна, а что изображено на переднем плане?
— Это трапезная, сейчас в ней располагается Тихвинская церковь.
— Мне очень нравятся цвета на этой картине: одни — яркие, сочные, и гармонично сочетаются с другими — нежными, светлыми. В золоте куполов отражается синева неба и белоснежные облака.
— Да, Аполлинарий Васнецов был превосходным колористом!
— Какое-то умиротворение и в то же время радость жизни дарит эта картина. А подумаешь о судьбе монастыря — одолевает грусть.
— Я разделяю с тобой эти чувства, Наташенька. К сожалению, многие православные храмы нашей страны постигла та же учесть, что и Симонов монастырь. Со второй половины двадцатых годов двадцатого века Москва стремительно теряла свой древний облик, советская власть уничтожала храмы. И Аполлинарий Васнецов, будто предчувствуя скорое разрушение Симонова монастыря, запечатлел его для нас.
— Маргарита Константиновна, спасибо за рассказ! Я узнала много нового.
— Благодарить сегодня мы должны Аполлинария Васнецова, он оставил нам шедевр, который несёт в себе не только художественную, но и историческую ценность. Кстати, увидеть картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь» ты можешь в Мемориальном музее-квартире художника, он находится в Москве, в Фурманновом переулке, в доме номер 6.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Две девочки

Фото: Ilse Orsel / Unsplash
Жила-была девочка. Однажды послала её мать в лес копать дикий батат. Девочка взяла лопату, плетёнку, пошла в лес и забралась в глухую чащу. В чаще было гнездо белых термитов, и в нём глубокая нора. Стала девочка около этого гнезда искать батат, лопата у неё соскочила с черенка и угодила прямо в нору.
Девочка бегала-бегала вокруг, никак лопату достать не может, стала звать на помощь.
Вдруг из густых зарослей вылез лев — царь зверей, старый-престарый.
— Девочка, я слышал, ты звала на помощь, — говорит он. — Я готов помочь тебе — достану лопату. Но ты должна полечить мои нарывы на спине. Другой благодарности мне не надо.
— Ах, дедушка! Вы мне только достаньте лопату, я всё для вас сделаю.
Достал лев лопату и стал ожидать, исполнит ли девочка своё обещание. А девочка оторвала кусок от своей юбки, нашла лечебной травы и стала привязывать её к больным местам на спине льва
Как только закончила она своё дело, лев вдруг преобразился, шерсть его заблестела. Он словно помолодел на несколько лет! Говорит тогда лев девочке:
— Давай свою бамбуковую плетёнку, я тебе батата хорошего насыплю.
Девочка подала бамбуковую плетенку, а лев тайком насыпал её доверху чистым золотом и серебром, потом закрыл плотно и говорит:
— Ну, бери свою плетёнку и ступай домой. Вернёшься, позови родителей, братьев и сестёр и тогда уж открывай.
Поблагодарила девочка льва, распрощалась с ним, пришла домой, позвала родителей, сестёр, братьев и открыла плетёнку. Глядь, а в ней золото и серебро так и сверкают!
Не прошло и нескольких дней, как об этом происшествии узнала соседка, у которой тоже была дочка. Стала она бранить-стыдить свою дочь:
— Посмотри на других! Из лесу золото-серебро плетёнками таскают, сестёр-братьев одаривают. А ты ничего, кроме диких бататов, не находишь. Бери лопату, ступай к гнезду белых термитов и делай всё, как соседская девчонка.
Пошла соседская дочь в лес. Забросила она лопату в нору и стала умолять льва помочь ей, обещала любые его желания исполнить.
Достал лев лопату, а в благодарность попросил очистить его нарывы.
— Не могу, дедушка. Твоя шкура неприятно пахнет, — говорит соседская дочка. — Я до неё даже дотрагиваться не хочу.
— Ну, что же, — сказал лев. — Ладно, давай-ка свою бамбуковую плетёнку, я положу тебе кое-чего...
Девочка скорее протянула ему плетёнку. Наложил лев в плетёнку камней и говорит:
— Ступай домой, позови мать, а потом открывай плетёнку.
Обрадовалась девочка. Прибежала домой, еле дотащила своё богатство, позвала мать. Открыли они плетёнку, хотели золото и серебро делить, а там камни лежат.
А царь зверей наконец-то узнал, что такое человечность. Под этим словом подразумевается милосердие и сострадание к тому, кто нуждается в помощи, и это — куда дороже золота и серебра.
(по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема