Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как выглядел Симонов монастырь в Москве во всём своём великолепии? Его можно увидеть на полотне Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь», написанном в 20-е годы XX века: картина ценна не только с точки зрения искусства, но и истории!

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Здравствуй, Наташенька! Наконец-то ты приехала ко мне в гости. Я очень рада! Проходи на кухню, сейчас чайку попьём.
— Я испекла для вас шарлотку, Маргарита Константиновна. Помню вы говорили, что Вам нравится этот пирог.
— Спасибо, да, очень нравится! Присаживайся! Рассказывай, как добралась.
— Так давно у вас не была, что даже немного заблудилась. Пришлось обойти вокруг массивных каменных стен с башнями. Они здесь недалеко расположены. По всей видимости они были частью какого-то масштабного строения, у которого древняя история. Вы знаете, что это за строение?
— Наташа, ты говоришь сейчас про стены Симонова монастыря. Эта обитель была основана во второй половине четырнадцатого века. Я расскажу тебе о ней. Но чтобы ты представила всё бывшее великолепие этого места, сначала покажу картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь». У меня есть её фото в телефоне. Вот оно.
— Какая жизнерадостная, светлая картина!
— Да. Но судьба самого монастыря не была столь безмятежной. В начале своей истории обитель входила в единую оборонительную систему Москвы и прикрывала город от неприятеля. Монастырь дважды разоряли, он был изолятором во время эпидемии чумы в восемнадцатом веке. Но выстоял, возродился и со временем снова обрёл былое величие. На полотне Васнецова мы как раз видим его во всём великолепии.
— А когда написана картина?
— В двадцатые годы двадцатого века, незадолго до трагических событий. В 1930 году большевики взорвали собор, колокольню, стены монастыря с двумя башнями и надвратными храмами. Уцелела только трапезная, три башни с частью крепостной стены и пятиэтажная хозяйственная постройка.
— А церковь, которую мы видим на картине, уничтожена?
— Да. На полотне запечатлена церковь Успения Божьей Матери, освящённая в самом начале пятнадцатого века. В её иконостасе находилась главная реликвия монастыря: чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которой, по преданию, святой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
— Вот как. Маргарита Константиновна, а что изображено на переднем плане?
— Это трапезная, сейчас в ней располагается Тихвинская церковь.
— Мне очень нравятся цвета на этой картине: одни — яркие, сочные, и гармонично сочетаются с другими — нежными, светлыми. В золоте куполов отражается синева неба и белоснежные облака.
— Да, Аполлинарий Васнецов был превосходным колористом!
— Какое-то умиротворение и в то же время радость жизни дарит эта картина. А подумаешь о судьбе монастыря — одолевает грусть.
— Я разделяю с тобой эти чувства, Наташенька. К сожалению, многие православные храмы нашей страны постигла та же учесть, что и Симонов монастырь. Со второй половины двадцатых годов двадцатого века Москва стремительно теряла свой древний облик, советская власть уничтожала храмы. И Аполлинарий Васнецов, будто предчувствуя скорое разрушение Симонова монастыря, запечатлел его для нас.
— Маргарита Константиновна, спасибо за рассказ! Я узнала много нового.
— Благодарить сегодня мы должны Аполлинария Васнецова, он оставил нам шедевр, который несёт в себе не только художественную, но и историческую ценность. Кстати, увидеть картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь» ты можешь в Мемориальном музее-квартире художника, он находится в Москве, в Фурманновом переулке, в доме номер 6.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер