Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Как выглядел Симонов монастырь в Москве во всём своём великолепии? Его можно увидеть на полотне Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь», написанном в 20-е годы XX века: картина ценна не только с точки зрения искусства, но и истории!

— Маргарита Константиновна, здравствуйте!
— Здравствуй, Наташенька! Наконец-то ты приехала ко мне в гости. Я очень рада! Проходи на кухню, сейчас чайку попьём.
— Я испекла для вас шарлотку, Маргарита Константиновна. Помню вы говорили, что Вам нравится этот пирог.
— Спасибо, да, очень нравится! Присаживайся! Рассказывай, как добралась.
— Так давно у вас не была, что даже немного заблудилась. Пришлось обойти вокруг массивных каменных стен с башнями. Они здесь недалеко расположены. По всей видимости они были частью какого-то масштабного строения, у которого древняя история. Вы знаете, что это за строение?
— Наташа, ты говоришь сейчас про стены Симонова монастыря. Эта обитель была основана во второй половине четырнадцатого века. Я расскажу тебе о ней. Но чтобы ты представила всё бывшее великолепие этого места, сначала покажу картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь». У меня есть её фото в телефоне. Вот оно.
— Какая жизнерадостная, светлая картина!
— Да. Но судьба самого монастыря не была столь безмятежной. В начале своей истории обитель входила в единую оборонительную систему Москвы и прикрывала город от неприятеля. Монастырь дважды разоряли, он был изолятором во время эпидемии чумы в восемнадцатом веке. Но выстоял, возродился и со временем снова обрёл былое величие. На полотне Васнецова мы как раз видим его во всём великолепии.
— А когда написана картина?
— В двадцатые годы двадцатого века, незадолго до трагических событий. В 1930 году большевики взорвали собор, колокольню, стены монастыря с двумя башнями и надвратными храмами. Уцелела только трапезная, три башни с частью крепостной стены и пятиэтажная хозяйственная постройка.
— А церковь, которую мы видим на картине, уничтожена?
— Да. На полотне запечатлена церковь Успения Божьей Матери, освящённая в самом начале пятнадцатого века. В её иконостасе находилась главная реликвия монастыря: чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери, которой, по преданию, святой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.
— Вот как. Маргарита Константиновна, а что изображено на переднем плане?
— Это трапезная, сейчас в ней располагается Тихвинская церковь.
— Мне очень нравятся цвета на этой картине: одни — яркие, сочные, и гармонично сочетаются с другими — нежными, светлыми. В золоте куполов отражается синева неба и белоснежные облака.
— Да, Аполлинарий Васнецов был превосходным колористом!
— Какое-то умиротворение и в то же время радость жизни дарит эта картина. А подумаешь о судьбе монастыря — одолевает грусть.
— Я разделяю с тобой эти чувства, Наташенька. К сожалению, многие православные храмы нашей страны постигла та же учесть, что и Симонов монастырь. Со второй половины двадцатых годов двадцатого века Москва стремительно теряла свой древний облик, советская власть уничтожала храмы. И Аполлинарий Васнецов, будто предчувствуя скорое разрушение Симонова монастыря, запечатлел его для нас.
— Маргарита Константиновна, спасибо за рассказ! Я узнала много нового.
— Благодарить сегодня мы должны Аполлинария Васнецова, он оставил нам шедевр, который несёт в себе не только художественную, но и историческую ценность. Кстати, увидеть картину Аполлинария Васнецова «Облака и золотые купола. Симонов монастырь» ты можешь в Мемориальном музее-квартире художника, он находится в Москве, в Фурманновом переулке, в доме номер 6.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Пустырь»

Фото: Gary Bendig /Unsplash
Прямо за нашим домом — пустырь. Ничем не примечательный, поросший высокой травой и кустарником. Через него ближе идти к остановке автобуса — местные жители давно протоптали в зарослях узкую тропинку. Я тоже каждый день здесь хожу. Вот и теперь, в утренний час, топаю, спеша на работу. Привычный маршрут, ставший ежедневной рутиной.
Внезапно раздался громкий шорох. Я уловил какое-то быстрое движение в траве и вдруг прямо перед собой на тропинке увидел... зайца! Крупный, серо-коричневый, он уставился на меня влажными, похожими на маслины, глазами. Я замер, забыв про телефон. Никогда ещё мне не приходилось так близко видеть настоящего зайца. Да ещё в городе, у самого дома, по пути на работу. Вот сюрприз так сюрприз! Мы смотрели друг на друга всего несколько секунд. Показались прохожие, и заяц, поднимая пыль мощными лапами, скакнул в траву и был таков. Пошёл дальше и я. Теперь, после неожиданной встречи привычный пустырь казался мне неизведанным царством. Захотелось смотреть вокруг широко открытыми глазами. Ведь мир, пусть даже привычный и обыденный, способен удивлять.
Текст Анны Покровской читает Егор Бероев.
Все выпуски программы Утро в прозе
19 февраля. О жертве Христа

В 14-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа во время ареста: «Да сбудутся Писания».
О жертве Христа — игумен Лука (Степанов).
Это служение уничижительное для Господа. Это снисхождение ради нашего спасения в человеческую падшую природу. И во всем ее Господь воспринимает в свою божественную личность, кроме греха, присущего всем нам. И таким образом, как закваска в тесто, влагается Его жизнь, Его бытие, как сына человеческого, но и как сына Божья в жизнь человечества. Это величайшее смирение, это дело величайшего снисхождения. Закон смерти, установленный для человечества ради удобнейшего покаяния и обращения к Богу за время земной жизни, Господь распространяет и на себя, также воплощаясь, беря крест, восходя на Голгофу, умирает вместе с нами. И это действие Божие, это пришествие в человеческое естество служит для того, чтобы нас, людей, приобщить к естеству божественному.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 февраля. О молитвах к Богу

В 3-й главе 1-го Соборного Послания Апостола Иоанна есть слова: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него».
О молитвах к Богу — протоиерей Константин Харитонов.
Каждый из нас хочет, чтобы его молитва была услышана, чтобы Господь обратил внимание на нашу молитву, чтобы исполнил нашу просьбу. Но для этого есть некоторые, можно так сказать, условия, необходимые для того, чтобы Господь услышал нашу молитву. И сам Господь в Евангелии об этом говорит. Прежде чем мы должны прийти и принести свою жертву или помолиться Богу, а молитва — это есть жертва нашего ума и сердца, мы должны примириться с ближним своим, мы должны примириться и со своей совестью. Поэтому в первую очередь, конечно, нужно покаяться в грехах своих, нужно простить ближнему его прегрешение, нужно никого не осуждать, нужно прийти в мир не только своей совестью, но и в сердце со своим ближним. И тогда мы уже имеем дерзновение перед Богом, потому что сам Господь обещает услышать нас, если мы будем исполнять Его заповеди, если мы будем любить ближнего, прощать тех, кто нас огорчил или обидел, или даже совершил какой-то грех перед нами, когда мы будем находиться в любви к Богу и к ближнему. Поэтому для этого у нас есть и покаяние, и исповедь, для этого у нас есть определенные молитвословия, которые вызывают в нашей душе это покаяние, чтобы душа пришла в мирное состояние Духа. Поэтому вначале нужно помолиться Богу, взглянуть в свое сердце, увидеть, что мешает нам иметь такое дерзновение в молитве пред Богом. Потом испросить у Бога прощение, примириться, и тогда молиться уже с неким правильным таким духовным дерзновением, прося Бога о том, в чем мы нуждаемся. И мы будем уверены, что Господь обязательно нас услышит.
Все выпуски программы Актуальная тема