
Праведный Симеон Богоприимец
Образы святых в лучших примерах мировой литературы помогают читателям прикоснуться к миру духовному. Особенно если речь идет о библейских героях, которые встречаются на страницах Ветхого и Нового Завета.
Сегодня мы говорим о святом Симеоне Богоприимце и стихотворении Иосифа Бродского «Сретение».
Время действия — 1 век по Рождестве Христовом. Место действия — Иерусалим.
История жизни праведного Симеона Богоприимца, жителя Иерусалима, нам известна из Евангелии от Луки, а также из древних преданий.
Симеон был одним из семидесяти двух учёных-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского языка на греческий. Трудясь над переводом книги пророка Исайи, Симеон смутился словами: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына». Он подумал, что это описка и хотел вместо слова «Дева» написать «Жена». Но тут явился ангел Господень и остановил его руку, возвестив, что Симеон не умрет, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.
С того времени прошло больше трехсот лет. Из жизни давно ушли все сверстники Симеона, а потом их внуки, и праправнуки. А праведный старец Симеон все также жил в Иерусалиме в ожидании мига, когда...
Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
святой Симеон и пророчица Анна.
И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.
На сороковой день после рождения Иисуса Христа Иосиф и Мария с новорождённым младенцем на руках пришли в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву за первенца мужского пола, как это предписывал иудейский закон.
Праведный старец Симеон встретил их в храме и, взяв Младенца на руки, благословил Его и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко...»
В Евангелии от Луки слова Симеона Богоприимца звучат так: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Лук. 2, 29-32).
А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня,
реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он — твое продолженье и света
источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем».
Стихотворение «Сретение» Иосиф Бродский написал в 1972 году, посвятив его памяти Анны Андреевны Ахматовой.
У Бродского с религией были непростые отношения. В одном интервью он мог назвать себя атеистом, а в другом признавался: «Тут-то я и прочитал Ветхий и Новый Завет... Я решил: «Это мой мир». Или говорил так: «В конце концов, что есть Рождество? День рождения Богочеловека. И человеку не менее естественно его справлять, чем свой собственный».
Как бы ни было, поэт ощущал себя неотъемлемой частью христианской культуры. В произведениях Иосифа Бродского часто встречаются библейские сюжеты, персонажи и мотивы.
Стихотворение «Сретение» — одно из самых религиозных, библейских произведений Иосифа Бродского, лауреата Нобелевской премии в области литературы. Поэт в нём наиболее полно и точно следует первоисточнику, то есть Евангелию от Луки.
И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. «Слова-то какие...»
И старец сказал, повернувшись к Марии:
«В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым
терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око».
На древнерусском языке «встретить» — «сретити». «Сретение» — означает — «встреча». Это событие — встречу человечества в лице старца Симеона с Богом отражает христианский праздник Сретения Господня.
В стихотворении «Сретение» Иосифа Бродского старец Симеон идет умирать спокойно и без страха, потому что знает: наконец-то в мир пришел Спаситель.
И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога
пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.
В своей Нобелевской речи 1987 года Иосиф Бродский сказал: «Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто получается лучше, чем он предполагал, часто мысль его заходит дальше, чем он рассчитывал. Это и есть тот момент, когда будущее языка вмешивается в его настоящее».
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
«Тропа расширялась...» В стихотворении «Сретение» можно увидеть, до каких вершин поэзии поднялся Иосиф Бродский, когда вступил в пространство Священного Писания и сам встретился со святым Симеоном Богоприимцем и Богомладенцем.
Псалом 60. Богослужебные чтения
Как навести порядок в своей жизни? Что необходимо сделать для того, что всё в ней встало на свои места? Чтобы проблемы перестали громоздиться одна на другую? Ответ на этот вопрос находим в 60-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета́ его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
«Да живу́ я ве́чно в жили́ще Твоём и поко́юсь под кро́вом крыл Твои́х», — вот она центральная мысль только что прозвучавшего псалма. По всей вероятности, его автором является сам царь Давид, который вынужден бежать из Иерусалима по причине бунта своего сына Авессалома. Оказавшись на чужбине, в изгнании, он и составляет эту молитву. Учитывая эти обстоятельства, мы можем лучше понять значение образов 60-го псалма.
Как мы знаем из библейской истории Иерусалимский храм был построен только Соломоном, сыном Давида. Поэтому жилище Божие, о котором говорится в псалме, это скорее всего временное святилище, так называемая скиния, то есть большой богослужебный шатёр. Из Священного Писания известно, что первая скиния была построена ещё во время исхода евреев из Египта. Это сооружение было местом особого присутствия Божия. И на это присутствие указывали видимые образы. Днём скинию могло покрывать нечто вроде облака, ночью над скиниею было видно что-то вроде огненного сияния.
Вероятно, нечто подобное происходило и в скинии, которая была сооружена в Иерусалиме во время Давида. На это и указывает выражение «под кро́вом крыл Твои́х». Это образ, который встречается и в других псалмах. Бог представляется в виде огромной птицы, которая согревает своих птенцов теплом и сообщает им жизненную энергию. Интересно то, что именно такой образ Творца возникает уже в рассказе о творении мира. Там Дух Божий, подобно птице, носится над первозданными стихиями, насыщая их силой, необходимой для того, чтобы из этой неоформленной материи возникла жизнь.
В христианской гимнографии синонимом этому образу является образ покрова. Например, покров Пресвятой Богородицы. Это особая благодатная поддержка, которую человек может в некоторые моменты своей жизни переживать вполне осязаемо.
Теперь понятно, что скрывается за просьбой Давида и к чему он стремится. Он жаждет пережить Божественное присутствие, то состояние, которое он обычно переживал в Иерусалимском святилище. Более того, псалмопевец хочет, чтобы это состояние стало постоянным содержанием его внутреннего мира. Поэтому и говорит он «да живу́ я ве́чно в жили́ще Твоём».
И это очень примечательно, учитывая непростую ситуацию, в которой оказался великий царь. Ему бы молить о вполне конкретных вещах — о победе, о справедливости, о наказании врагов, о возвращении столицы, о поддержке со стороны его подданных, о союзниках. Но всё это Давид ставит на второе место. Ведь он на собственном опыте познал важную духовную истину. Когда все свои силы мы направляем на то, чтобы войти в присутствие Бога, в нашем сердце возникает глубокий мир, а в душе всё становится ладно и ровно. И чем больше это состояние наполняет нас, тем больше порядка и ладности появляется в окружающем нас мире. И в первую очередь в тех сферах, которую напрямую с нами связаны и за которые мы с вами несём ответственность.
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

Апостол Павел
1 Сол., 268 зач., III, 9-13.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Когда видишь, как твой ребёнок что-то делает ну не совсем так, как следовало бы, — всегда маячит соблазн указать на это, научить, исправить. И дальше — самое интересное: от того, каким именно образом произойдёт это наставление, зависит очень многое в дальнейшей судьбе ребёнка.
Отрывок из 3-й главы 1-го послания апостола Павла к Солунянам показывает нам очень ярко, как сам апостол поступает в подобной ситуации.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
1-е послание апостола Павла к Солунянам — одно из самых ранних христианских посланий, оно написано около 50 г. Павел разлучён с солунянами, гонимая община уже самостоятельно стоит на ногах, но она всё ещё достаточно молодая и неопытная. Апостол Тимофей вернулся с «благой вестью» о вере и любви солунян, и апостол Павел отвечает благодарением и молитвой.
О чём же эта усердная молитва апостола? О том, чтобы «видеть лицо ваше» — то есть иметь возможность лично посетить — и «дополнить, чего недоставало вере вашей». В послании использован глагол «дополнить» (καταρτίσαι). У античных авторов этот глагол καταρτίζω буквально означает «восстанавливаю до полной целостности», «привожу в стройное, завершённое состояние». Примечательно, в каком именно контексте он использовался, — «оснащать», «снаряжать корабль или войско», «гармонизировать». В слове есть ярко выраженный «инструментальный» аспект — и это здесь, в послании, совсем неслучайно.
Обратим внимание: апостол не говорит солунянам — «ну, слабовато как-то, ваша вера явно недотягивает!», а я вот сейчас приду и «додам» вам недостающее. В этом, конечно же, звучат вполне явственно определённые уничижительные нотки: кому охота услышать о том, что он — далёк от совершенства? Но смотрите, как звучат слова апостола: я предложил бы такой перевод — «пусть вера будет подогнана, как скрипка под музыканта». Апостол — не надзиратель, а настройщик; и цель его — не исправность ради исправности, а гармоничный строй ради будущего концерта.
Почему-то у меня возникает ещё один образ в связи с этими словами апостола. Когда любящая мать собирает своего ребёнка в дальний поход, она обязательно будет настаивать на том, чтобы он взял с собой что-то такое, что с его точки зрения — ненужно, избыточно — но вот если он послушается матери, то уже в самом походе будет очень сильно её благодарить. Так и здесь: самим солунянам кажется, что их веры вроде как и предостаточно для прохождения сквозь скорби — но для апостола всё же видится определённая «лакуна», которую по своей большой любви к ним он просто не может не заполнить.
Вот чему и учит нас сегодня послание апостола Павла: прежде чем делать кому-то кажущееся нам важным замечание, внимательно посмотреть — не будет ли оно оскорбительным, унизительным — и научиться подправлять другого так, чтобы и ему было радостно, и нас совесть не укоряла!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Развивающие занятия и другие подарки для ребят с инвалидностью из ЛНР
Благотворительный фонд «Ясное дело» поддерживает семьи из Луганской Народной Республики, большинство из которых находятся в прифронтовой зоне. Среди них немало тех, кто воспитывает детей с инвалидностью. Фонд передаёт семьям всё необходимое и возвращает им возможность жить полноценно.
Семилетней Кате и её родным нужна бытовая техника, старая вышла из строя. А девочка мечтает о новых книгах и ёлке с красивыми игрушками. У Кати инвалидность, весь год она усердно училась делать свои первые шаги без коляски и говорить. Ей очень хочется отвлечься от сложных будней и погрузиться в атмосферу праздника. Фонд «Ясное дело» планирует не только отвезти её семье нужные вещи, но и порадовать Катю большой нарядной ёлкой и книгами.
Семилетнему Максиму и его родным тоже доставят необходимую помощь. А самого мальчика особенно порадует ортопедическое кресло. У него, как и у Кати, тоже есть нарушения в развитии. Максим учится в школе и ему это нравится. Он с большим старанием выполняет домашнюю работу, однако по причине болезни долго сидеть на обычном стуле не может, спина быстро устаёт. Поэтому так важно привезти ему специальное кресло.
Помимо семей Кати и Максима поддержки ждут и другие. Фонд «Ясное дело» отвезёт помощь 20 семьям с особенными детьми из Луганской Народной Республики, порадует ребят нужными подарками, а ещё оплатит для них развивающие занятия с логопедами и другими специалистами. Присоединяетесь к этому доброму делу, переходите на сайт фонда «Ясное дело» и сделайте любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







