
Яна Капаева
Когда я читала книгу Александра Никифорова «Живое предание ХХ века», меня потрясли такие слова: «Она рассказала, как однажды ей приснился отец и сказал: "Знаешь, здесь каждое доброе слово и дело сияет вечно. Понимаешь? Вечно!"»
Я задумалась: как молниеносно во мне пробуждается гнев, раздражение. Я взрываюсь, подобно вулкану и выливаю на окружающих поток обжигающей лавы, все испепеляющей на своём пути. И с каким трудом мне даются даже не добрые дела, а хотя бы слова. Ведь многим достаточно только этого: простого человеческого сочувствия, участия. Но мне не до этого!
И, кажется, будто уделив кому-то время, я потеряю силы, ресурс, как сейчас принято говорить. Читая, как жили подвижники наших дней, я вижу другое. Чем больше они отдавали себя на служение людям, не разбирая, «ближние» они или «дальние», тем скорее духовно возрастали, крепли. Не зря говорят, что в христианстве все с точностью наоборот, нежели у мира без Христа.
Помните, известную песню: «all you need is love» в переводе — все, что тебе нужно — это любовь? А ведь так и есть! Все, что нужно мне — любовь. Родителей, мужа, подруг. Когда это есть, я живу! Так же и другим нужна любовь. Моя любовь. Но не могу дать им этой живой воды. Колодец почти пуст. Увы.
А уже если в комментариях в моем блоге кто-то пишет негатив, колкости, я оказываюсь совсем далека от любви. Но ведь и эти ожесточенные люди — просто израненные, больные. Я вижу это, но отсекаю их от себя. Не хватает сил. А ведь выслушаешь другой раз, посочувствуешь, и человек понимает, что он не один. Становится радостным, окрылённым! И не нужны ему мои обличения, советы, как надо, как правильно и как нет. Теплота душевная нужна. А у меня ее мизерный запас.
Иногда я напоминаю себе принцессу из детского фильма «Огниво», которая была очень своенравная. Но у неё было зеркало, в которой отражалась ее добрая часть. Однажды она разозлилась и разбила его. И хорошего стало ещё меньше. Так что же блокирует мою душу, не дает ей источать любовь? Грех. Любовь в меня, как в сосуд, может залить только Бог. Но грех становится барьером между мной и Творцом. Так же и грех убивает во мне все хорошее. Только исповедь и Причастие может изменить повреждённое, восстановить то, что кажется уже невозможно сделать целостным. И целый сосуд, верю, Христос может наполнить с избытком.
Не буду откладывать! Поспешу очистить душу от греха! Тогда и силы появятся на добрые дела, которые сияют вечно. Понимаете? Вечно!
Автор: Яна Капаева
Все выпуски программы Частное мнение
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.
Псалом 145. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 145. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 145. На струнах Псалтири
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив;
буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей,
на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою;
в тот день исчезают (все) помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев,
у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю,
море и все, что в них,
вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным,
дающего хлеб алчущим.
Господь разрешает узников;
8 Господь отверзает очи слепым,
Господь восставляет согбенных;
Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев,
поддерживает сироту и вдову;
а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки,
Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.