
https://bit.ly/3kz8Z9H
Храм Архангела Михаила
Ну, кто же из нас не любит разгадывать кроссворды. По какому-то, часто смутному, описанию угадывать слово. А вот в названиях географических объектов всё как раз наоборот. Слово известно, но, частенько, поди, догадайся, как оно возникло...
Существуют две версии происхождения названия села Шигоны. В нескольких исторических хрониках, сказано, что название селу дал приказ царя Михаила Романова " ... о создании в сих землях ссыльного села...«. А слово «шигоны» означает «чернь, черный сброд». Согласно второй версии название возникло от слова «шиханы», то есть — холмы. Возможно, что русские поселенцы, сменившие ранее здесь живших чувашей, пришли из села Шигоны Шацкого уезда и принесли с собой это новое название.
Предполагается, что село Шигоны было основано на рубеже XVI-XVII веков. Перед реформой 1861 года (это когда отменили крепостное право) в селе насчитывалось 309 дворов, в которых проживало 1650 мужчин и женщин. Белых изб имелось 309, черных бань 20. Из крупных строений в эти годы в Шигонах находились перестроенная из деревянной в каменную церковь, господский дом, в котором помещики практически не жили, деревянный хлебный магазин, деревянная больница на 12 кроватей и каменный скотный двор.
Видите, церковь входила в число крупных строений. И, судя по всему, была самым крупным. Как и полагалось в те годы. История Шигонского храма отсчитывается с начала XVIII века. Впервые в документах село вместе с церковью упоминается в 1707 году. Интересно, что поскольку местный храм был освещён в честь Архистратига Божия Михаила, то дополнительно к первому названию села какое-то время прибавлялось и название Архангельское.
В 1829 году стараниями помещика Дмитрия Степановича Кроткова был возведен каменный храм Михаила Архангела. Архитектурным обликом храм напоминал церковь звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Именно этой обители принадлежали шигонские земли в те годы...
Потомки помещика Кроткова продолжали богоугодное дело. Внучка Дмитрия Степановича — Варвара Павловна, спустя шестьдесят лет, отреставрировала храм и обнесла его каменной оградой с кузнечной ковкой.
А потом — революция и рабоче-крестьянское понимание того кому и как нужно поклоняться. Михайло-Архангельский храм в это понимание не вписывался. Поэтому до наших дней сохранился лишь притвор...
Но это всё в прошлом. В 1990 году настоятель храма Михаила Архангела села Шигоны протоиерей Николай Кибалюк в день Святой Троицы провёл первую службу. И хотя за плечами отца Николая уже была война в Афганистане, молодому священнику потребовалось всё мужество, чтобы преодолеть испытания, неизбежные в деле храмостроительства. И храм, и отец Николай вышли из этой борьбы победителями. Впрочем, и само название храма Михаила Архангела обязывает к этому.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема