В 2001-м году, незадолго до кончины нашего выдающегося филолога, историка культуры, философа и библеиста Сергея Сергеевича Аверинцева, из печати вышел его первый (и последний) поэтический сборник «Стихи духовные». В издательской аннотации говорилось, что это «не поэзия ученого» и уж никак не «ученая поэзия», а особый тип и опыт исповедального слова.
В своём проникновенном «Слове к читателю» автор книги вспомнил первоначальный вариант известной строки Бориса Пастернака из стихотворения «Гамлет», более острый, как пишет Аверинцев, – цитирую - «в своей гениальной беспомощности»: «Вот я весь. Я вышел на подмостки...»
Откроем стихотворение из раздела «Не ко времени да некстати».
жил человек на свете
поживал себе понемногу
ни о чем таком и не мыслил
но однажды умом раскинул
и вдруг – догадался
и сердце у него упало
поначалу не хотел верить
пошучивал над дурью своею
однако догадка подтверждалась
вот оторопь он осилил
приступил к сыску
и все как водится было
на Божий свет выходило
что недруги его лихие
подставные были всё лица
на хитрых водимые нитях
ловкой рукою –
подставные за подставными –
дело однако продвигалось
и вот место отыскалось
вычислено без ошибки
средоточье сети паучьей
куда все нити уводили
заговора все пружины
и сердце у сыщика забилось
сейчас он в лицо увидит
того кто недругами двигал
их выкликал отовсюду
их высылал на дело
тайна тайн разоблачится
он поборол свою робость
взял себя в руки
взглянул не отводя взгляда
не оттягивая развязки
и себя самого увидел
Сергей Аверинцев, из сборника «Стихи духовные»
Рассматривая надпись на подаренной мне автором книге, я замечаю, что, указывая день встречи (а это было Крестовоздвиженье), Аверинцев отметил его старым и новым стилем, что предлоги завершил твёрдыми знаками, а себя назвал «стихослагателем»…
Но на этом вся стилизация и кончалась, если не считать самого названия поэтического сборника, традиционно обозначающего один из фольклорных жанров древнерусских песен.
«Я не хотел быть имитатором», – пишет Сергей Сергеевич в своём «Слове к читателю». «У старины я хотел учиться скорее строгости, нежели приёмам».
И, напоминая, что древние стихи духовные были анонимны, он доверительно признается, что старался отказываться от любых своих личных эмоций, стараясь сосредотачиваться на самой духовной реальности как таковой…
18 октября. О необходимости проповеди христианства в социальных сетях

16 октября в Зале церковных соборов в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».
В своём выступлении Предстоятель русской Православной Церкви говорил о необходимости проповеди христианства в социальных сетях.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О подвиге священномученика Дионисия, епископа Александрийского

Сегодня 18 октября. День памяти священномученика Дионисия, епископа Александрийского, жившего в третьем веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Святитель Дионисий Александрийский родился в конце II века и был сыном богатых, знатных язычников. Он получил прекрасное образование. Уверовав во Христа, он стал учеником Оригена и вскоре был рукоположен в пресвитера. 16 лет он был учителем в Александрийском огласительном училище, а затем был поставлен епископом Александрийским.
За борьбу с еретиками Савелием и Павлом Самосатским святитель Василий Великий называл его великим учителем Вселенской Церкви. Когда в Александрии началась эпидемия чумы, святитель призвал свою паству ухаживать одинаково как за больными христианами, так и за язычниками, и погребать всех умерших.
Во время гонения императора Деция святитель Дионисий был арестован, но затем освобождён. Некоторое время он руководил Александрийской Церковью из изгнания, но потом возвратился в город. В гонения императора Валериана святителя сослали в Ливию.
Творения святителя Дионисия были настолько авторитетны, что в Древней Церкви ими пользовались наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Несмотря на то, что святитель Дионисий в истории Церкви известен преимущественно как бескомпромиссный борец с ересями и прекрасный полемист, он никогда не забывал дел любви и милосердия, к чему постоянно призывал свою паству. И это особенно важно и для нас, современных христиан, так как вокруг нас очень много тех, кто нуждается в нашей помощи и молитве.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 октября. О храме Спаса на Крови

Сегодня 18 октября. В этот день в 1883 году в Петербурге на месте убийства Александра II был заложен храм Спаса-на Крови.
О храме рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Храм Воскресения Христова на Грибоедовской набережной в Санкт-Петербурге, больше известный нам как храм Спаса на Крови, построен действительно на месте, где совершили покушение на императора Александра II, и там сохранились даже следы крови помазанника Божьего. И в память об этой кровавой жертве уже сын императора Александр III построил великолепный храм.
Он действительно пышный, и он действительно является образцом русской архитектуры в русском стиле, несколько напоминает московский храм Покрова на Рву. Они очень перекликаются. Это такой изящный, потрясающий пример русской архитектуры. Высота храма — 81 метр, что для тогдашнего Петербурга уже являлось архитектурной доминантой. Около полутора тысяч человек вмещает в себя храм.
Строительство велось с 1883 по 1907 год. Архитекторами выступили Альфред Парланд и архимандрит Игнатий Малышев. На сегодняшний день собор имеет статус музея, это музейный комплекс: государственный музей, памятник «Исаакиевский собор» и православный храм. Внутри собора действует храм, приход, община.
Надо упомянуть, что совсем не так давно сняли леса со Спаса на Крови. Долгие десятилетия он находился на реставрации. Жители Петербурга и все жители России мечтали, вместе с Александром Розенбаумом мечтали снять леса со Спаса на Крови.
Все выпуски программы Актуальная тема