
В государственной Третьяковской галерее можно увидеть портрет Сергея Сергеевича Юдина — выдающегося отечественного хирурга. Художник Михаил Нестеров запечатлел врача в 1935 году. И написал картину таким образом, что взгляд невольно сосредотачивается на руках персонажа. Тонкие, гибкие, изящные пальцы. Такие бывают у музыкантов-виртуозов. Сергей Юдин и был настоящим виртуозом своего дела. Профессию он считал не просто работой, а призванием и подлинным искусством. Руки хирурга Сергея Юдина спасли тысячи жизней. А свою собственную жизнь великий хирург без остатка посвятил людям.
Сначала он хотел стать математиком, и в 1911 году, после окончания гимназии, поступил на физико-математический факультет Московского университета. А уже через год перевёлся на медицинский — вдруг всей душой почувствовал, что хочет лечить людей. В 1914-м, когда началась Первая мировая война, Сергей в первые же дни записался добровольцем в Красный крест. Часто ходил с солдатами в разведку. Это не входило в его прямые обязанности, но Юдин говорил, что всякий раз, когда однополчане уходили в неизвестность, у него ныло сердце — вдруг кому-то из них понадобится помощь? В 1916-м Сергей получил тяжёлую контузию. Вынужден был вернуться домой. С собой он привёз награду — Георгиевскую медаль «За храбрость».
Восстановившись после тяжелейшей травмы, Юдин экстерном сдал выпускные экзамены и стал дипломированным врачом. Вернуться на фронт ему не разрешили. Назначили заведующим военным хирургическим госпиталем в Туле. Там Сергей и встретил октябрьские события 1917-го. А через два года вновь вернулся в Москву. О том, чтобы бежать от новой власти за рубеж, он не думал. Хотел работать на Родине. К тому времени Юдин уже много и успешно оперировал, занимался научными исследованиями. И не только. Народный комиссар здравоохранения Семашко вспоминал, как в 1919‑м впервые увидел Юдина, и... принял его за завхоза — Сергей Сергеевич в подсобке ремонтировал кровати для больных. Юдин тогда работал в центральной больнице подмосковного Серпухова. Именно там он выполнил одну из первых в России операций по удалению части желудка. Эту хирургическую технику он отточил до совершенства — сложнейшую по тем временам операцию выполнял за 20-30 минут. Восторженные отзывы о работе Сергея Сергеевича оставили такие светила отечественной медицины, как Александр Вишневский, Пётр Герцен, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).
Очень много Юдин сделал для военной медицины. Он писал инструкции для военных врачей. Выезжал на фронт, чтобы на месте обучать полевых хирургов. В 1942-м он перенёс инфаркт. Но как только встал на ноги, возобновил поездки на фронт. Выезжал на самые тяжёлые участки, оперировал на 4-5 столах одновременно. Кстати, полевой хирургический стол — тоже изобретение Юдина. За научные работы по военно-полевой хирургии в 1942 году Сергей Сергеевич получил Сталинскую премию 2 степени.
Сталинскую премию 1 степени ему вручили в 1948-м. А буквально через несколько месяцев... арестовали. Обвинили в шпионаже, припомнив зарубежную командировку и переписку с иностранными докторами. Вменили в вину и то, что был верующим, прихожанином Елоховского собора, становился крёстным для детей своих сотрудников. В 1952 Сергея Сергеевича этапировали под Новосибирск. Он должен был отсидеть 10 лет, но вышел на свободу через год, когда умер Сталин. И всё же здоровье хирурга оказалось сильно подорвано пытками на допросах и лагерным бытом. В июне 1954-го Сергей Сергеевич Юдин скончался. Газета «Красная звезда» опубликовала некролог, в котором были такие слова: «Его большая, яркая жизнь являлась служением страждущему человеку».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер