Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться

Апостол Павел

Гал., 211 зач., IV, 28 - V, 10.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Если дать какой-нибудь нейросети для анализа одну из наших современных проповедей, то с большой долей вероятности нейросеть отметит в предложенном ей тексте, цитирую, «характерную для православной проповеди мягкость выражений». Действительно, мы говорим мягко и обтекаемо, а если какой-то проповедник вдруг отбрасывает мягкость, то общество чрезвычайно удивляется, затем смущается, ну а после возмущается. Апостол Павел жил в другую эпоху, в которую можно было безбоязненно излагать свои мысли без какого-либо смягчения. Конечно, Павел далеко не всегда был резок, но иногда ему приходилось быть таким. К примеру, в отрывке из 4-й и 5-й глав Послания к Галатам. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.

Глава 4.

28 Мы, братия, дети обетования по Исааку.

29 Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне.

30 Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной.

31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.

Глава 5.

1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

7 Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?

8 Такое убеждение не от Призывающего вас.

9 Малая закваска заквашивает все тесто.

10 Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Представьте: есть люди, которые веками стараются всеми силами соблюдать установления Божии в надежде приблизиться к Богу и обрести Его благословение. У этих людей сложилась своя непростая традиция, они создали мощнейшую религиозную культуру, они создали целое государство, которое пытается жить по закону Божию. И вот этим людям, а также их идейным последователям, апостол Павел сообщает, что они занимаются ерундой, и всех их попытки стяжать благодать Божию совершенно бесполезны. Более того, апостол Павел вдруг вспоминает иудейское предания, утверждающее, что сын Агари Исмаил пытался убить сына Сарры Исаака, и, вспомнив это предание, апостол пишет, что надеющиеся на закон и на свои труды люди — это духовные дети Исмаила.

Конечно, такие заявления крайне оскорбительны. Однако у апостола были основания для строгости: исследователи полагают, что к моменту написания Послания к Галатам уже прошёл апостольский собор в Иерусалиме, на этом соборе было принято решение относительно закона Ветхого Завета и сказано, что христиане не должны соблюдать этот закон, он своё отжил. Но, как это часто бывает, нашлись люди, которые пошли против соборного мнения Церкви, и апостол Павел имел право говорить с такими людьми предельно жёстко и доходчиво.

Впрочем, в Послании к Галатам Павел напрямую не ссылался на соборное решение, он апеллировал к Священному Писанию и логике: если соблюдение закона Ветхого Закона может привести человека ко спасению, то в чём же смысл Христовой Жертвы? Ради чего, в таком случае, приходил Христос? Ради чего Он умер и воскрес? Если бы закон имел силу, то можно было бы ограничиться напоминанием о законе, указанием на наиболее важные его пункты и пригрозить ответственностью за неисполнение закона. Но Христос ничего этого не делал. Христос освободил нас от закона, на место закона пришла благодать, и именно благодать ведёт нас ко спасению.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем