Проблема взаимоотношений свекрови и невестки стара как мир. Нет числа анекдотам на эту тему. Роли свекрови и невестки – трудны: от простой ревности до настоящей вражды расстояние небольшое. Нужно много мудрости и сил, чтобы преодолеть все барьеры. Библейские женщины Ноеминь и Руфь – вечный пример того, какими должны быть свекровь и невестка.
Ноеминь, что в переводе означает «счастливая», сумела создать семью, которую сегодня назвали бы образцовой. Ноеминь любила мужа и сыновей, в доме царила дружелюбная, уважительная атмосфера. Но неожиданно на семью обрушились несчастья. Вифлеем, в котором она жила, погибал от голода. Муж Ноеминь- Елимелех – принял решение покинуть родной город и уйти в чужую землю. Ноеминь сделала всё, чтобы удержать супруга от этого шага, но была вынуждена покориться главе семьи. Так Елимелех с женой и сыновьями оказались в Моаве. Здесь Ноеминь пережила трагедию: умер её муж. Она осталась одна в чужой стране, с двумя маленькими детьми. Выжить Ноеминь помогла вера в Бога. Живя в Моаве, женщина не стала поклоняться чуждым ей языческим богам. Она осталась преданной своей вере и Бог дал ей силы вырастить сыновей. Став взрослыми, они женились на девушках-моавитЯнках. Невестки - Руфь и Орфа – полюбили заботливую свекровь. Похоже, она знала секрет добрых отношений в семье: все, кто в неё входили становились друг другу родными. Но новая беда обрушилась на Ноеминь. Господь забрал обоих её сыновей. Она снова осталась без средств к существованию, без мужчин в доме и без надежды на продолжение рода. И тогда Ноеминь поняла, что пора собираться домой. Своим невесткам она предложила вернуться к родителям. К её удивлению, Руфь и Орфа не захотели расставаться со свекровью. Без её любви, доброты и мудрых советов они не представляли себе жизни. Растроганная Ноеминь вместе с невестками покинула Моав. Судьба молодых женщин, так рано ставших вдовами, волновала Ноеминь. Поэтому в дороге она стала убеждать их в том, что им нужно вернуться домой, найти себе новых мужей и родить детей, ибо высшее назначение и счастье женщины – быть матерью.
Орфа поддалась на уговоры Ноемини и скоро исчезла из её жизни. А Руфь стала просить свекровь, чтобы та разрешила ей остаться. Но самое главное, она приняла образ жизни Ноемини и её веру, отказавшись от язычества. Руфь произнесла слова, которые сделали её знаменитой: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду».
Ноеминь не смогла устоять перед такой клятвой. Добродетельная женщина поняла, что встретила родственную душу – надёжную подругу, которая никогда не бросит в беде. В Израиль женщины пришли вместе. Четыре человека было в семье, когда она покидала Вифлеем. Назад вернулось только двое. Но в лице одной Руфи Ноеминь приобрела такое сокровище, которое стало дороже семи сыновей, как сказали потом вифлеемские женщины.
Придя в Вифлеем Руфь сразу стала работать. Пошла в поле собирать колоски, чтобы прокормить себя и свекровь, которую называла мамой. На вифлеемских полях Руфь встретила свою судьбу. Собирая колоски, женщина познакомилась с Воозом – хозяином поля. Вооз был поражён её историей и преданностью свекрови и призвал на неё благословение Божие, сказав: «Да воздаст Господь за это дело твоё, и да будет тебе полная награда от Господа». Вооз женился на Руфи и она – бездетная в первом браке - родила сына Овида – деда царя Давида. Бог дал Руфи всё то, о чём мечтает любая женщина: мужа, ребёнка, дом и защиту. А Ноеминь после всех несчастий обрела великое утешение: маленького Овида, которого она так любила, что мальчика называли её сыном.
Ноеминь и Руфь – две великие женщины. Они сумели так построить свои отношения, что в их семье слова «свекровь» и «невестка» уступили место словам «мама» и «дочка». Их мудрость, любовь и вера в Бога, в Его постоянную заботу о человеке дают нам великолепный пример того, как свекровь и невестка могут жить душа в душу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Религиозная философия К.Н. Леонтьева». Юрий Пущаев

У нас в студии был старший научный сотрудник философского факультета МГУ Юрий Пущаев.
Разговор шел об известном религиозном мыслителе 19го века — Константине Леонтьеве, в частности о его размышлениях о том, что такое «страх Божий» и чем, по его мнению, опасно так называемое «розовое христианство».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных русским религиозным философам 19 века.
Первая беседа с заведующим кафедрой философии и религиоведения Свято-Тихоновского университета Константином Антоновым была посвящена Алексею Хомякову и Ивану Киреевскому;
Вторая беседа с доцентом философского факультета МГУ Борисом Межуевым шла о Федоре Михайловиче Достоевском, как о религиозном мыслителе;
Третья беседа с деканом философского факультета МГУ Алексеем Козыревым была посвящена известному религиозному мыслителю Владимиру Соловьеву.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Мирослава Сергеенко

Гостьей рубрики «Вера и дело» была учредитель и президент благотворительного фонда «Онкологика» Мирослава Сергеенко.
Наша гостья рассказала о том, как сама прошла через борьбу с тяжелой болезнью, и как сейчас строит работу фонда, чтобы оказываемая помощь была наиболее эффективна и полезна.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело