Проблема взаимоотношений свекрови и невестки стара как мир. Нет числа анекдотам на эту тему. Роли свекрови и невестки – трудны: от простой ревности до настоящей вражды расстояние небольшое. Нужно много мудрости и сил, чтобы преодолеть все барьеры. Библейские женщины Ноеминь и Руфь – вечный пример того, какими должны быть свекровь и невестка.
Ноеминь, что в переводе означает «счастливая», сумела создать семью, которую сегодня назвали бы образцовой. Ноеминь любила мужа и сыновей, в доме царила дружелюбная, уважительная атмосфера. Но неожиданно на семью обрушились несчастья. Вифлеем, в котором она жила, погибал от голода. Муж Ноеминь- Елимелех – принял решение покинуть родной город и уйти в чужую землю. Ноеминь сделала всё, чтобы удержать супруга от этого шага, но была вынуждена покориться главе семьи. Так Елимелех с женой и сыновьями оказались в Моаве. Здесь Ноеминь пережила трагедию: умер её муж. Она осталась одна в чужой стране, с двумя маленькими детьми. Выжить Ноеминь помогла вера в Бога. Живя в Моаве, женщина не стала поклоняться чуждым ей языческим богам. Она осталась преданной своей вере и Бог дал ей силы вырастить сыновей. Став взрослыми, они женились на девушках-моавитЯнках. Невестки - Руфь и Орфа – полюбили заботливую свекровь. Похоже, она знала секрет добрых отношений в семье: все, кто в неё входили становились друг другу родными. Но новая беда обрушилась на Ноеминь. Господь забрал обоих её сыновей. Она снова осталась без средств к существованию, без мужчин в доме и без надежды на продолжение рода. И тогда Ноеминь поняла, что пора собираться домой. Своим невесткам она предложила вернуться к родителям. К её удивлению, Руфь и Орфа не захотели расставаться со свекровью. Без её любви, доброты и мудрых советов они не представляли себе жизни. Растроганная Ноеминь вместе с невестками покинула Моав. Судьба молодых женщин, так рано ставших вдовами, волновала Ноеминь. Поэтому в дороге она стала убеждать их в том, что им нужно вернуться домой, найти себе новых мужей и родить детей, ибо высшее назначение и счастье женщины – быть матерью.
Орфа поддалась на уговоры Ноемини и скоро исчезла из её жизни. А Руфь стала просить свекровь, чтобы та разрешила ей остаться. Но самое главное, она приняла образ жизни Ноемини и её веру, отказавшись от язычества. Руфь произнесла слова, которые сделали её знаменитой: «Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдёшь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог моим Богом; и где ты умрёшь, там и я умру и погребена буду».
Ноеминь не смогла устоять перед такой клятвой. Добродетельная женщина поняла, что встретила родственную душу – надёжную подругу, которая никогда не бросит в беде. В Израиль женщины пришли вместе. Четыре человека было в семье, когда она покидала Вифлеем. Назад вернулось только двое. Но в лице одной Руфи Ноеминь приобрела такое сокровище, которое стало дороже семи сыновей, как сказали потом вифлеемские женщины.
Придя в Вифлеем Руфь сразу стала работать. Пошла в поле собирать колоски, чтобы прокормить себя и свекровь, которую называла мамой. На вифлеемских полях Руфь встретила свою судьбу. Собирая колоски, женщина познакомилась с Воозом – хозяином поля. Вооз был поражён её историей и преданностью свекрови и призвал на неё благословение Божие, сказав: «Да воздаст Господь за это дело твоё, и да будет тебе полная награда от Господа». Вооз женился на Руфи и она – бездетная в первом браке - родила сына Овида – деда царя Давида. Бог дал Руфи всё то, о чём мечтает любая женщина: мужа, ребёнка, дом и защиту. А Ноеминь после всех несчастий обрела великое утешение: маленького Овида, которого она так любила, что мальчика называли её сыном.
Ноеминь и Руфь – две великие женщины. Они сумели так построить свои отношения, что в их семье слова «свекровь» и «невестка» уступили место словам «мама» и «дочка». Их мудрость, любовь и вера в Бога, в Его постоянную заботу о человеке дают нам великолепный пример того, как свекровь и невестка могут жить душа в душу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер