Считается, что любовь с первого взгляда не бывает долгой. Вспыхнула, погорела и погасла. В пример часто приводят Ромео и Джульетту Шекспира – молодые, страстные, у них была такая умопомрачительная любовь. Но смени Монтекки и Капулетти гнев на милость и позволь им пожениться, долго бы влюбленные прожили вместе счастливо и мирно? Литературоведы, да и просто умудренные жизненным опытом люди отвечают, что нет, Ромео и Джульетта быстро бы остыли друг к другу.
Однако история может привести нам примеры, когда любовь с первого взгляда длилась всю жизнь. Она часто появляется в среде людей творческих, духовно развитых, готовых к самопожертвованию. Так и случилось у знаменитых музыкантов Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича.
Галине Вишневской было 28 лет. Она уже прославилась, считала себя примадонной, серьезной женщиной, умудренной годами. Однако встреча с Мстиславом Ростроповичем разбила этот строгий образ, за которым скрывалась нежная, трепетная девушка, так ждущая пламенной любви.
Их роман развивался как по нотам, так, словно мелодия их любви была уже написана кем-то свыше. Они познакомились на фестивале «Пражская весна». Вишневская вспоминала, что поначалу даже забыла его труднопроизносимое имя. Но потом оно уже не сходило с ее уст. Ростропович охапками покупал ей цветы, целовал ноги. Нескончаемые веселые истории Славы заставляли Галину смеяться. Рассказывают, как он предложил ей совершенно безрассудную выходку – во время прогулки перелезть через забор. Ростропович кинул ей под ноги свое пальто, чтобы Галина не испачкала туфли.
Через четыре дня фестиваля они поженились. Они оба мечтали, чтобы их брак был освящен церковью, но религия в те годы была официально запрещена, и венчаться удалось не сразу. Только перед отъездом за границу они смогли тайно обвенчаться в Саратове, в домовой церкви у епископа Пимена (Дмитрия Хмелевского). Он был любителем классической музыки и давним другом Ростроповича, в своей жизни сделавшим многое для духовного просвещения советской интеллигенции. Пимен долгие годы был духовным наставником для Мстислава, даже когда музыкант жил за границей. Не удивительно, что именно он поддержал Мстислава и Галину, разглядев в их отношениях истинную любовь, утешил их души, освятил их венчанием.
Пламенная любовь Ростроповича и Вишневской не угасла со временем. Старшая дочь Ольга вспоминала, как обожали друг друга родители. Мстислав нашел в жене настоящую опору в жизни. Она помогла ему справиться с переживаниями, когда артистов начали травить в Советском Союзе, и предложила уехать из страны. Потом Галина рассказывала: «…Останься мы тогда в Москве, Ростроповича не было бы вообще — это точно. Он либо спился, либо покончил с собой, и я потеряла бы мужа, семью». Вишневская понимала характер мужа и принимала все его чаяния, была прекрасной матерью, хорошей хозяйкой.
Мстислав это понимал и любил жену безумно. Он осыпал ее подарками, делал ошеломляющие сюрпризы и, самое важное, хотел, чтобы она всегда – всегда! – была с ним. Ростроповича угнетало, что приходится ездить на гастроли без Галины. Он даже писал письмо в Министерство культуры, чтобы оно официально разрешило Вишневской сопровождать его во всех поездках.
Ростропович и Вишневская прожили вместе 52 года, до самой смерти Мстислава. Их любовь не потухла, переросла в нечто большее и согревала супругов до старости. Она дарит надежду и другим людям, что настоящая любовь с первого взгляда все-таки существует и, освященная браком, может длиться всю жизнь.
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 122 зач., I, 1-9.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У религиозной жизни много специфических черт, которые отличают её от жизни светской. Какова же важнейшая черта жизни христианской? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе,
5 потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,
6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа,
8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Как известно у всякого человека есть свой вкус, некоторая внутренняя расположенность, рационально объяснить которую можно с большим трудом. Объяснения, конечно, возможны, но всегда чувствуется, что дело глубже, чем любые слова. Как-то мне довелось попасть в одну молитвенную комнату и, надо сказать, я не сразу понял, представители какой религии в ней собираются. Я, конечно, несколько утрирую, потому что по множеству дополнительных признаков прекрасно понимал, что говорю с христианами, но какими-то своеобразными, потому что молитвенное пространство было организовано так, что собственно Христу места в нём практически не нашлось. Скажу проще: я долго и внимательно осматривал стены и не нашёл ни одной иконы Спасителя. Несколько позже, присмотревшись, обнаружил лежащую где-то на подоконнике икону Богородицы, у которой на руках был младенец Иисус. Передо мной были христиане, но был ли Христос центром их жизни, мне оставалось лишь догадываться.
Отрывок, который мы сегодня услышали, — это буквально первые строки первого же послания к Коринфянам. В нём на протяжении всего нескольких предложений имя Иисус Христос встречается девять раз. Кому-то это может показаться избыточным, кто-то обвинит апостола в ненужных повторах и несовершенной стилистике. Но мне кажется, что Павел прекрасно понимал, что делал. Сложной и раздираемой противоречиями общине, людям, которые делились на партии в зависимости от избранного пастыря и учителя, он указывал на главное: они христиане. Апостол отмечает, что, как сам он, так и люди, к которым он обращается, призваны и освящены в Иисусе Христе, имя Которого они призывают в молитвах. Даже говоря о Боге-Отце, апостол не просто называет Его Отцом, но подчёркивает, что Он Отец не только наш, но и Господа Иисуса Христа. Иными словами, он делает то, что на первый взгляд может показаться очень странным, напоминает христианам, что в центре их религиозной жизни должна быть личность Богочеловека Христа. Им стоит помнить, что благодать Божия дарована им не за их заслуги, не за набожность или молитвы... Она дана им во Христе, потому что только войдя в общение с Ним, они примирились с Отцом и стали способны к благодатной жизни. Город Коринф был богатым и известным культурным центром, и члены местной общины порой очень высоко себя ставили. Понимая это, апостол с самого начала напоминает им, что именно через Иисуса Христа они обогатились всем, всяким словом и всяким познанием. У них естественно были человеческие ресурсы, но спасение было для них возможно только в общении со Христом.
И вот со времени написания послания в Коринф прошло почти две тысячи лет, а многим из нас до сих пор приходится напоминать элементарную вещь — христианской нашу жизнь делает не специфический язык, не внешний вид, не набожность, не соблюдение нравственных принципов. Всё это, очевидно, есть в жизни всех верующих людей, к какой бы религиозной традиции они ни принадлежали. Христианской нашу жизнь в первую очередь делает вера в Иисуса Христа как в Сына Божьего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем Марусе справиться с последствиями химиотерапии

Марусе Гадаскиной из Воронежской области скоро исполнится 2 года. Летние дни она проводит с семьёй в деревне, ест ароматные ягоды, играет с собакой и с интересом собирает полевые цветы. И если бы не помощь фонда «ДоброСвет» и отзывчивых людей, этих радостных моментов в жизни малышки могло и не быть.
У Маруси онкологическое заболевание — рак крови. Много времени она провела в больнице. «Мы всей семьей восхищаемся её рвением к жизни. Тем, как она переживала все трудности и боролась за каждый новый день», — делится мама. Маруся выдержала три блока химиотерапии. Однако после лечения возникли осложнения, затронувшие лёгкие.
При участии фонда «ДоброСвет» удалось приобрести лекарство, которое вовремя поддержало организм малышки. Сегодня она чувствует себя хорошо и может находится не в больничной палате, а дома, среди близких. У неё есть возможность развиваться и проживать своё детство весело. Но проблемы со здоровьем у Маруси всё ещё остаются. Каждый месяц ей необходимо приезжать к врачам на осмотр и ежедневно принимать дорогостоящее лекарство, которое помогает ей справляться с последствиями химиотерапии. Поэтому фонд продолжает поддерживать семью из Воронежской области и вновь ведёт сбор на несколько упаковок лекарства для двухгодовалой Маруси.
Если и вы хотите поддержать маленькую героиню, которая отважно противостоит всем невзгодам, переходите на сайт фонда «ДоброСвет» и сделайте любой благотворительный взнос. Пусть Маруся и дальше продолжает радоваться жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о сеятеле». Протоиерей Павел Великанов

У нас в студии был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов.
Мы говорили о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о сеятеле, о ее главных образах и о том, как сохранить и взрастить в себе посеянное слово Божие и принести достойный плод.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер