Каждая супружеская пара хоть раз в жизни, но сталкивается с недоверием друг другу или с непониманием. Например, муж делает выбор, а жена сомневается в его правильности. Если вовремя не заметить эту проблему, не объяснить причины своего поступка, недоверие пускает корни, усиливается и разрушает брак. Далеко не все могут верить супругу безоговорочно – для этого нужно любить поистине крепко. Однако в истории есть примеры того, как муж и жена верили друг другу даже тогда, когда всякая надежда, казалось, была потеряна. И их мечты в конце концов сбывались…
Авраам и Сарра были женаты много лет, но у них не было детей. Аврааму было обещано Богом великое потомство, и он искренне верил, что так и будет. Однако шли годы, а Сарра оставалась бесплодной. Авраама это смущало, и все же он продолжал верить, что нужно еще немного подождать – и жена подарит ему ребенка. Сарра не перечила ему – ей хотелось родить так же, как ее мужу – стать отцом.
Шли годы. Супруги странствовали, переезжали из города в город, богатели и беднели. Одно в их жизни оставалось неизменным – ребенок так и не появился. По тем временам это было серьезной причиной для развода, ведь по закону брак заключался для продолжения рода. Авраам тем не менее и не думал расставаться с женой.
Сарра любила мужа настолько же сильно, как и он ее. Но спустя годы она начала сомневаться в своей способности родить ему ребенка. Сарра не становилась моложе, и надежд зачать оставалось все меньше и меньше…
Однажды к дому Авраама пришли три удивительных мужчины. Они не были похожи на обычных путников, глаза их сияли небесным светом. Авраам любил принимать гостей и с радостью предложил им умыться, попить и поесть. Отдохнув и насытившись, странники спросили: «Где Сарра, жена твоя?» Узнав, что она недалеко, один из них пообещал Аврааму, что Сарра через год забеременеет. То, что этот чудный Гость оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он предсказал рождение от нее сына, окончательно открыло Аврааму глаза на небесную природу странников.
А Сарра, услышав эти слова, горько рассмеялась. Она находилась уже в таком возрасте, когда о рождении детей можно забыть. Женщина давно отчаялась подарить мужу сына – уж точно не в ее преклонных годах, а Авраам был и того старше! Однако странник укорил Сарру за недоверие. Им с мужем самим Богом были обещаны наследники, и женщина должна была слушать мужа. Сарра только грустно улыбалась в ответ – она всем сердцем желала верить страннику, но уже так устала ждать…
Однако миновал год, и случилось чудо – Сарра, которой исполнилось уже 90 лет, родила сына! В глазах немолодой женщины стояли слезы счастья, когда она поняла, что ее муж был прав. А уж как радовался Авраам! Он нарек сына Исааком, и мальчик со временем стал одним из великих прародителей еврейского народа, ветхозаветным патриархом.
Сегодня Авраама и Сарру почитают в лике святых Православной церкви. Их надежды и чаяния сбылись, потому что они нашли в себе духовные силы не сомневаться и доверять друг другу. Они не разрушали свой брак пустыми ссорами и недоверием. Супругов соединяла истинная любовь, для которой нет преград – ни годы, ни сомнения, ни тяжелые внешние обстоятельства их жизни - ничто не смогло разъединить Авраама и Сарру. Не смогло потому, что их брак, их любовь были основаны не на страстной влюбленности, как у Ромео и Джульетты, а на абсолютном доверии Богу.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер