В Абрамцево, на лучшей в мире даче, по словам Ильи Репина, он написал немало картин. На одной из них — жена художника с детьми и няней. Здесь, «На меже», живописец делится с нами счастливым эпизодом своей семейной жизни и воспевает святость материнства.

— Маргарита Константиновна, здорово, что вы взяли меня с собой на экскурсию в Абрамцево! Здесь так хорошо! Птички поют! И всё такое... старинное! Деревянная усадьба, мостики над водой...
— Да, Настенька, здесь чудесно. Особенно летом, правда? Уютное подмосковное имение мецената Саввы Мамонтова и в наше время сохранило дух конца 19-го века — той эпохи, когда здесь подолгу жили и творили писатели, музыканты, художники... С доброй и гостеприимной семьёй Мамонтовых этих людей объединяла не только любовь к искусству, но и большая дружба. Они приезжали сюда семьями, с жёнами и детьми...
— Представляю, как им здесь нравилось...
— Очень нравилось! Художник Илья Репин, например, так говорил об этой усадьбе: «Я склонен думать, что Абрамцево — лучшая в мире дача; это просто идеал!» Илья Ефимович написал здесь немало картин. Сейчас я попробую найти одну из них в интернете... Например, есть у него замечательная работа «На меже». Она выставлена у нас, в Третьяковской галерее. Да, вот она! Второе её название — «Вера Алексеевна Репина с детьми идёт по меже».
— По меже? А что такое «межа», Маргарита Константиновна?
— Это узкая полоска земли, которую выкашивали, чтобы отделить друг от друга соседние землевладения. По этой полоске, меже, и идёт супруга Ильи Репина со своими маленькими детьми — двумя дочками и сыном. Илья Ефимович изобразил их гуляющими на зелёном лугу, здесь, в Абрамцево. Точнее, как раз на границе с другим имением. В центре — Вера Алексеевна, жена художника. Впереди неё — дочери, Вера и Надя.
— Какие они хорошенькие! Справа от матери, наверное, старшая сестра. Девочка в тёмно-синем платье, на голове у неё — шляпка, украшенная розовым бантом. Ей лет восемь. А слева — младшая сестрёнка. Она в белоснежном платьице, волосы тёмные, волнистые. Думаю, ей около шести лет. Малышка тянется за каким-то синим цветком.
— Похоже, они собирают васильки. А на заднем плане художник изобразил няню с младшим сыном Репиных, Юрой, на руках. Герои картины идут по залитому солнцем лугу. Это видно по теням, которые падают на траву. Посмотри, сколько в этой работе солнечного света! Какие нежные тона!
— Мне очень нравятся цвета, которые использовал художник. Смотрите, на Вере Алексеевне небесно-голубое платье с белыми пуговками, а в руках у неё жёлтый кружевной зонтик, чтобы укрываться от солнца. Трава светло-зелёная, сочная. Так и хочется прилечь на неё и лёжа наблюдать за проплывающими по небу облаками.
— По поводу красок ты точно подметила, Настенька. Нежные пастельные тона, которые использовал художник, мягкие линии подчёркивают, с какой любовью относится он к своим родным. Он любуется своей супругой, подчёркивает её внимательное, чуткое отношение к детям.
— Маргарита Константиновна, а интересно, в жизни Вера Алексеевна была такой же доброй и заботливой, какой её изобразил художник?
— Да, Настенька, и окружающие, и сам Илья Ефимович отмечали дружелюбный и чуткий характер Веры. Во всём она помогала супругу, была хорошей хозяйкой и доброй заботливой мамой, вырастила четверых детей. Порой ей приходилось сложно в семейной жизни — ведь Репин был человеком вспыльчивым... Это доставляло Вере Алексеевне массу переживаний. Но всё же они любили друг друга.
— Их любовь чувствуется, когда смотришь на картину. Ведь получается, что мы видим тех, кто на ней изображён, глазами художника.
— Совершенно верно, Настенька. Более того, мастер с помощью красок передаёт нам, зрителям, своё впечатление от этой счастливой минуты, будто выхваченной из бесконечной ленты семейной жизни.
— И у него это здорово получилось! Смотришь на картину — и вдыхаешь запах лета! Чувствуешь безмятежность тёплого дня, слышишь шум травы и детские голоса... А ещё понимаешь, как прекрасно быть мамой! Гуляешь с детишками на лугу, тепло, птички поют! Красота!
— За этой красотой стоит тяжёлая ежедневная работа, бессонные ночи, переживания и молитвы за детей. А сколько терпения нужно, чтобы из маленьких несмышлёнышей вырастить взрослых достойных людей! Но ты права — мамой быть действительно прекрасно. Это ответственная и благородная роль. Это чудесный дар, которым Господь наделил женщину.
— И мне тоже хотелось бы стать любящей, заботливой и... многодетной мамой.
— Думаю, когда наступит время, ты будешь очень доброй матерью, Настенька. Будешь молиться за детей, а когда они подрастут, обязательно приведёшь их в Третьяковскую галерею, чтобы показать картину Репина «На меже», воспевающую святость материнства.
30 июня. Об отношении к природным катаклизмам

Сегодня 30 июня. В этот день в 1908 году над центральной частью Сибири, в междуречье Нижней Тунгуски и Лены взорвался так называемый Тунгусский метеорит.
Об отношении к природным катаклизмам — игумен Лука (Степанов).
Наша космология геоцентрична и антропоцентрична. Это значит, мы знаем, что Бог создал мир для человека, и все неодушевленные предметы — и луна, и солнце, и осколки небесных тел — всё создано Господом для пользы того, кто призван составить лик, вечно прославляющего Господа в Его небесной славе.
Когда Господь попускает катаклизмы и землетрясения, когда бури или катастрофы обрушиваются на человечество, то удобно смиряется человек, сознавая свою хрупкость и беспомощность, без Создателя и Спасителя своего что-либо произвести в этой жизни созидательное и послужить своему спасению. Эти катаклизмы, как и смерть человека, устроены для потрясения нашей дремлющей души и возвращения её к тем реалиям духовным, о которых возвещает нам Священное Писание: «Ищите прежде Царство Божие и правду Его, и всё остальное приложится вам, ибо знает Отец ваш Небесный всё, в чём вы имеете нужду».
И, к сожалению, таково уж свойство нашего повреждённого человеческого естества, что при благополучных обстоятельствах, при гладком течении жизни, сотворённой Господом, мы как бы зарастаем тиной, и этот родничок молитвы оскудевает в сердце человека. Ему кажется, что уже не за что благодарить и нечего просить.
А когда вдруг видит он стихии, против которых беспомощен, а нечто таинственное и иногда роковое обнаруживается в его земной жизни, тогда и возобновляется в сердце человеческом упование на Господа своего.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. Об обретении Царствия Божьего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся».
Об обретении Царствия Божьего — священник Алексий Долгов.
То, что имеет отношение к Царству Небесному, начинается проповедью Иоанна Предтечи. Но почему Христос говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его?
Святые отцы считают, что в этих словах содержится указание Господа на то, что сама вера требует определённых, а иногда чрезвычайных усилий: оставить дом, оставить отца, мать, жену, детей. По большому счёту, оставить всё ради того, чтобы идти за Христом. Эти усилия впоследствии стали называть «подвигом веры», то есть исповеданием Христа перед лицом антихристианского мира.
Но почему же Царство Божие, которое есть радость и мир, должно приобретаться с усилием? Потому что, говорят святые отцы, в нас много внутреннего природного зла, которое нужно искоренять. Потому что есть сильный враг Царства Божия, который всеми мерами постоянно силится изгнать из нас Царство Божие и утвердить в нас своё царство. Царство греха, порока, смущения, скорби, тесноты.
Вот почему святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил, что к Царству Света нужно всегда идти напролом.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июня. О связи слов из Послания апостола Павла к римлянам с пророчеством пророка Исаии

В 9-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?».
О связи этих слов апостола с пророчеством пророка Исаии — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Мы знаем апостола Павла как одного из образованнейших людей своего времени. О глубоком изучении родной веры он как-то сказал: «Я преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моём, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий». И в другом месте добавил: «Хотя я и невежда в слове, но не в познании».
Поэтому слова о мастере и его изделии этот образ святой Павел берёт у знакомого ему пророка Исаии, которого он неоднократно цитирует в своих посланиях. Вот как это звучит в оригинале: «Разве можно считать горшечника как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „Не он сделал меня?“ И скажет ли произведение о художнике своём: „Он не разумеет“».
Но это не единственное место. Во второй части своей пророческой книги Исаия восклицает: «Горе тому, кто припирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!. Скажет ли глина горшечнику: „Что ты делаешь? “ И твое дело скажет ли о тебе: „У него нет рук“».
Оба святых отца напоминают нам о бесконечной пропасти между совершенным Создателем и ограниченным и непослушным созданием, которое в таком плачевном состоянии ещё умудряется укорять своего Творца.
Будем же благодарны Богу за Его великую любовь и милосердие к нам.
Все выпуски программы Актуальная тема