Во время экскурсий по знаменитому английскому университету Кембридж гиды много рассказывают о его знаменитых студентах. И вот, в числе выдающихся поэтов, писателей и учёных мелькнёт вдруг такое знакомое для русского слуха имя: Савва Морозов.
Савва Тимофеевич Морозов, выдающийся русский меценат, действительно учился в Кембридже. Он изучал там химию, а заодно знакомился с текстильным производством на английских фабриках – ведь Савва был наследником гигантской империи Морозовых, купцов и промышленников, испокон веков занимавшихся текстильным делом. Морозовым, помимо множества заводов и фабрик, принадлежала знаменитая Никольская мануфактура – одно из самых крупных текстильных предприятий в России.
Уже в детстве Савва проявлял острый ум и недюжинные интеллектуальные способности. Всё, чему могли научить его домашние учителя, он усваивал в два раза быстрее обычного, и вскоре стало очевидно, что юноше необходимо более серьезное образование. Савва Морозов с успехом окончил физико-математический факультет Московского Университета, а затем провёл несколько лет в Кембридже.
Неудивительно, что этот образованный, начитанный молодой человек имел манеры аристократа, хотя происходил из консервативной старообрядческой семьи. При этом в быту Савва Морозов был чрезвычайно скромен: обстановка его комнаты поражала аскетизмом, а из дома он часто выходил в стоптанных ботинках и заплатанном сюртуке.
Когда по наследству к нему перешёл семейный бизнес, первое, что сделал Савва Тимофеевич в качестве нового хозяина – отменил на фабриках грабительскую систему штрафов, которой строго придерживался его отец. По распоряжению Морозова, для рабочих его мануфактур были построены новые бесплатные общежития, открыто три больницы, родильный дом и богадельня. Побеспокоился Савва Морозов и о просвещении работников: на его средства для них были учреждены три училища и библиотека. Кроме того, Савва Тимофеевич первым из российских предпринимателей ввёл для своих работниц пособие по беременности и уходу за детьми.
Он всегда был внимателен к бедным, и чутко отзывался на нужду ближнего: регулярно жертвовал деньги в Фонд нуждающихся студентов Московского университета, финансировал строительство родильного приюта при Староекатерининской больнице, помогал лечебницам для душевнобольных. Он жертвовал огромные суммы на строительство церквей, постоянно помогал «Красному Кресту».
Именно Савве Тимофеевичу Морозову обязаны мы и существованием Московского Художественного Театра. Этот легендарный проект замышлялся Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко как общедоступный театр, куда мог бы позволить себе пойти простой человек. Морозов проникся идеей, и на первом этапе строительства выделил десять тысяч рублей. Когда стало очевидно, что театру требуется дополнительное помещение, он построил новый, большой зал в Камергерском переулке, потратив триста тысяч рублей собственных средств. Общая сумма, пожертвованная им на нужды знаменитого театра, составляла примерно полмиллиона рублей. Савва Тимофеевич взял на себя абсолютно все расходы, освободив художественных руководителей Московского Художественного Театра от финансовых хлопот и позволив им полностью сосредоточиться на творческом процессе. «Он отдавал театру всё своё свободное время», - вспоминал Станиславский. А Савва Морозов повторял, что театр сыграет решающую роль в развитии сценического искусства. Пройдёт совсем немного времени, и правота его слов станет очевидна для всех.
Жизнь этого великого человека закончилась одновременно трагически и загадочно. В мае тысяча девятьсот пятого года Морозов вместе с супругой поехал на отдых в Канны. Через несколько дней он был найден мёртвым в собственном гостиничном номере. Французская полиция не стала расследовать дело, хотя супруга Морозова утверждала, что видела мужчину, в спешке выбегающего из отеля. Со слезами на глазах люди провожали в последний путь Савву Морозова - истинного жизнелюба и благотворителя, неся за гробом траурный венок с надписью: «Ты жил, и жить давал другим».
«Тогда и сейчас»
Утром субботы сидим на кухне с женой, пьём чай и обсуждаем, в какую церковь пойти на вечернюю службу. Обычно мы ходим в наш Преображенский храм. Здесь мы венчались, здесь крестили дочку. Но иногда хочется и другую церковь посетить. В Успенской, например, прекрасный мужской хор. Когда они поют песнопение «Свете тихий», дух захватывает. Или съездить в центр, там в Никольском соборе многоголосное пение.
И проповедники везде разные, в Успенской церкви настоятель игумен Евстафий больше про покаяние говорит, а протоиерей Андрей из Никольского храма в основном о духовной радости. Храмов в городе много, выбирай для молитвы любой!
И тут я вспоминаю рассказы бабушки, как она в семидесятые годы прошлого века в храм ходила. Бабуля жила в деревне, а церковь в округе была одна. И бабушка вместе с другими прихожанами каждую субботу-воскресенье и по праздникам, в любую погоду ходила в храм пешком, а это 8 километров!
А сейчас у городских жителей какой большой выбор! Слава Богу! И дай нам Господь иметь такую же крепкую веру, какая была у наших бабушек. Нам есть на кого равняться! И ценить то, что имеем.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 апреля. Об истории Муромской иконы Богородицы
Сегодня 25 апреля. Церковь чтит Муромскую икону Богородицы.
О её истории, — протоиерей Максим Горожанкин.
25 апреля. О зависти
В 23-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
О зависти, — священник Константин Кокора.