
Фото: Alessandro Bellone/Unsplash
Кто бы мог подумать, но вот уже больше тысячи лет в небольшом немецком городке Прюме хранится христианская святыня, способная опровергнуть доводы любого, кто сомневается в правдивости евангельского повествования о жизни Христа. Святыня, о которой идет речь, — сандалия Иисуса Христа, подлинность которой не ставится под сомнение даже критически настроенными учеными. Как же так получилось, что великая святыня оказалась в таком маленьком городке, о существовании которого даже не все немцы знают? Да, и еще один вопрос. В Прюме хранится ОДНА сандалия. Но как известно, обувь обычно изготавливается парами. Так где же вторая сандалия Христа? Обо всем по порядку. Для начала необходимо понять, о чем в принципе идет речь. Если вы в данный момент пытаетесь представить себе сандалии Христа в том виде, как выглядят современные сандалии, то вы делаете большую ошибку. На востоке под сандалиями во времена Спасителя было принято понимать не открытую обувь с ремешками, которые удерживают подошву, а закрытые кожаные тапочки с чуть вздернутым носом. В случае с сандалиями Христа речь идет об обуви именно такой формы. Причем христианам удалось сохранить не повседневные, а праздничные сандалии Спасителя. Христос был схвачен и казнен после Тайной вечери, трапезы в честь еврейской Пасхи. Поэтому в момент ареста Он носил праздничную одежду и расшитые праздничные сандалии. После смерти Спасителя Его ученики выкупили у римских воинов Его одежду — обувь в том числе.
Действительно, сандалий Христа когда-то было две. Первоначально обе хранились в Иерусалиме. Впоследствии они были по какой-то причине разделены и увезены в разные географические регионы. Одна сандалия до 974 г. находилась в сирийском городе ГабаОне, который был завоеван византийским императором Иоанном I ЦимИсхием. Сандалия Иисуса Христа после этого была торжественно перенесена в Константинополь и передана на хранение в храм Богородицы во Влахернах. В 1204 г., во время разграбления столицы Византийской империи крестоносцами сандалия была похищена и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Другая сандалия еще в древности оказалась в Риме. О ее подлинности говорят древние историки. В 476 году западная часть Римской империи была окончательно завоевана варварами, которая организовали на ее территории свои королевства. Римскому епископу, который тогда еще состоял в общении с Православием, пришлось вести активную христианскую проповедь среди варварских народов. Эта деятельности принесла свои плоды. Многие варварские правители приняли христианство. Один из них, король франков ПипИн, прозванный за небольшой рост «Коротким», особенно стремился помогать Римской церкви и защищать ее от варваров-язычников. Решив отблагодарить Пипина за помощь, Римский Папа Захария в 752 году подарил ему сандалию Христа. Святыня была принята королем франков и помещена на хранение в монастырь Сан-Сальваторе в столице франкского королевства — Прюме.
С тех пор сандалия Христа более не меняла своего месторасположения. В течение веков на поклонение святыне сюда приезжали сотни тысяч католиков. У сандалии Христа усердно молились потомки Пиппина, представители династии Каролингов. В наши дни Прюм, к сожалению, уже не так привлекателен для западных европейцев. Большую часть паломников, которые сюда приезжают, составляют православные христиане, которым святыня, в отличие от местных католиков, по-прежнему дорога. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о великой христианской святыне — сандалии Иисуса Христа, и месте ее нахождения.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 100 зач., IX, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами декан доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с основами духовной жизни, постепенно узнаёт, что в ней есть свои этапы, которые можно было бы назвать этапами возрастания во Христе. Но какой же этап можно было бы назвать высшим? Ответ, который может показаться парадоксальным, звучит в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом,
2 что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему:
3 я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти,
4 то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования;
5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.
В истории спорта существует немало рассказов о благородных поступках спортсменов или их тренеров. Обычно благородство заключается в том, что люди либо помогают сопернику, либо даже отдают победу тому, кто в силу независящих от него причин проиграл, хотя по всем правилам должен был победить. Некоторые спортсмены не пользуются чужой бедой, отдавая победу тому, кто, по их мнению, победил бы при прочих равных. Несомненно, подобное поведение похвально и достойно всякого уважения. Но не знаю, бывали ли в истории ситуации, когда спортсмен в честном соревновании был бы готов отдать победу тому, кто не достоин и явно проиграл. Логика спорта в том, что побеждает сильнейший.
В отрывке из послания к римлянам, который мы сейчас услышали, апостол Павел выражает свою сердечную боль о братьях по плоти — иудеях. Жертвенность его позиции сложно переоценить, потому что фактически он выражает готовность быть отлучённым от Христа, то есть отказаться от спасения, если это жертва, его любовь поможет вернуть ко Господу тех, кто столетиями был Божьим народом, тех кто столетиями соблюдал завет, тех, кто столетиями ждал Мессию.
Можно отнестись к словам апостола Павла скептически. Кто из нас ради красного словца не говорил громких речей, кто не намеревался быть щедрым, жертвенным, любящим, но в итоге поступал иначе. Однако с большой уверенностью можно сказать, что для апостола Павла выраженная позиция — это позиция выстраданная и последовательная. Он был гоним от иудеев, и они многократно пытались его убить. Но если мы, например, посмотрим на его гимн любви из 13-й главы 1-го послания к Коринфянам, мы увидим, что готовность быть отлучённым от спасения ради братьев напрямую с ним соотносится, ведь любовь, по словам апостола, не только долготерпит, не только милосердствует, она всё покрывает и никогда не перестаёт.
Ещё интереснее, что именно такой жертвенный подход Павел ассоциирует с подходом самого Христа. Объясняя жертву Христову, апостол пишет, что мало кто из нас на самом деле был бы готов умереть за грешника. Может быть, за благодетеля кто-нибудь и согласился бы умереть, но не за того, кто этого не достоин. И тем поразительнее для него любовь Божия, ведь Христос умирает за нас тогда, когда мы были ещё грешниками. По сути, когда Павел говорит, что он готов духовно умереть за братьев по плоти, он выражает готовность поступить так же, как Христос поступил по отношению ко всему миру.
Конечно, позиция апостола Павла может быть названа дерзновенной. Но ведь именно он сам в разных посланиях призывает учеников «иметь ум Христов», или «иметь те же чувствования что и во Христе Иисусе», или «вырастать в меру возраста Христова». Иными словами, он в самых разных высказываниях подчёркивает, что в высших проявлениях христианской жизни, мы призваны вести себя, как Христос. Не просто быть моральными, не просто благочестивыми, но желающими блага и вразумления всем, даже тем, кто этого недостоин. Конечно, мы приходим к этому не сразу. Сам Павел в других посланиях говорил и жёсткие слова в адрес иудеев, но даже жёсткие слова не отменяли главного: его любви. И этой любви к тем, кто нам не нравится, кто, как кажется, её не достоин, нам следует у него поучиться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О духовной пользе болезней и жизненных трудностей». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «О болезнях души и тела» говорили о духовной пользе посылаемых в нашу жизнь испытаний.
Разговор шел о значении слов апостола Павла «Когда я немощен, тогда силен», о том, для чего в нашу жизнь могут посылаться болезни и другие испытания, а также о том, как стоит относиться к тем, кого мы привыкли считать своими врагами и недоброжелателями.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Почему слова Христа не принимали?» Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном и о том, как они воспринимались слушающими и почему многие не принимали слов Христа и Его учения.
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне;
Четвертая беседа с протоиереем Андреем Юревичем была посвящена притчам о жемчужине, сокровище и неводе.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер