Кто бы мог подумать, но вот уже больше тысячи лет в небольшом немецком городке Прюме хранится христианская святыня, способная опровергнуть доводы любого, кто сомневается в правдивости евангельского повествования о жизни Христа. Святыня, о которой идет речь, — сандалия Иисуса Христа, подлинность которой не ставится под сомнение даже критически настроенными учеными. Как же так получилось, что великая святыня оказалась в таком маленьком городке, о существовании которого даже не все немцы знают? Да, и еще один вопрос. В Прюме хранится ОДНА сандалия. Но как известно, обувь обычно изготавливается парами. Так где же вторая сандалия Христа? Обо всем по порядку. Для начала необходимо понять, о чем в принципе идет речь. Если вы в данный момент пытаетесь представить себе сандалии Христа в том виде, как выглядят современные сандалии, то вы делаете большую ошибку. На востоке под сандалиями во времена Спасителя было принято понимать не открытую обувь с ремешками, которые удерживают подошву, а закрытые кожаные тапочки с чуть вздернутым носом. В случае с сандалиями Христа речь идет об обуви именно такой формы. Причем христианам удалось сохранить не повседневные, а праздничные сандалии Спасителя. Христос был схвачен и казнен после Тайной вечери, трапезы в честь еврейской Пасхи. Поэтому в момент ареста Он носил праздничную одежду и расшитые праздничные сандалии. После смерти Спасителя Его ученики выкупили у римских воинов Его одежду — обувь в том числе.
Действительно, сандалий Христа когда-то было две. Первоначально обе хранились в Иерусалиме. Впоследствии они были по какой-то причине разделены и увезены в разные географические регионы. Одна сандалия до 974 г. находилась в сирийском городе ГабаОне, который был завоеван византийским императором Иоанном I ЦимИсхием. Сандалия Иисуса Христа после этого была торжественно перенесена в Константинополь и передана на хранение в храм Богородицы во Влахернах. В 1204 г., во время разграбления столицы Византийской империи крестоносцами сандалия была похищена и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Другая сандалия еще в древности оказалась в Риме. О ее подлинности говорят древние историки. В 476 году западная часть Римской империи была окончательно завоевана варварами, которая организовали на ее территории свои королевства. Римскому епископу, который тогда еще состоял в общении с Православием, пришлось вести активную христианскую проповедь среди варварских народов. Эта деятельности принесла свои плоды. Многие варварские правители приняли христианство. Один из них, король франков ПипИн, прозванный за небольшой рост «Коротким», особенно стремился помогать Римской церкви и защищать ее от варваров-язычников. Решив отблагодарить Пипина за помощь, Римский Папа Захария в 752 году подарил ему сандалию Христа. Святыня была принята королем франков и помещена на хранение в монастырь Сан-Сальваторе в столице франкского королевства — Прюме.
С тех пор сандалия Христа более не меняла своего месторасположения. В течение веков на поклонение святыне сюда приезжали сотни тысяч католиков. У сандалии Христа усердно молились потомки Пиппина, представители династии Каролингов. В наши дни Прюм, к сожалению, уже не так привлекателен для западных европейцев. Большую часть паломников, которые сюда приезжают, составляют православные христиане, которым святыня, в отличие от местных католиков, по-прежнему дорога. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о великой христианской святыне — сандалии Иисуса Христа, и месте ее нахождения.
«Не спешу»
Это утро застало меня в дороге. Я возвращался в Москву после праздников, проведённых с родителями. Поезд отбывал из Смоленска в 7:03, и я отчаянно опаздывал. Утренние сборы затянулись, такси приехало позже, а прямо перед поворотом на вокзал мы неожиданно для семи утра встали в пробку. Окончательно мне испортило настроение колёсико чемодана. Оно сломалось и отлетело на проезжую часть, когда я доставал багаж из машины.
«Всё, — подумал я. — Пропущу поезд. Значит, не нужно мне ехать на нём. Возможно, это воля Божья». От таких мыслей мне сразу полегчало, и мрачное настроение внезапно улетучилось, а в душе разливалось тепло уверенного спокойствия.
С лёгкой улыбкой и сломанным чемоданом я зашёл в здание вокзала. И решил так: «выпью не спеша горячего чаю в кафетерии вокзала, а потом возьму новый билет». И в этот момент услышал объявление, которое делал диктор вокзала:
— ...Внимание! Отправление поезда 358 до Москвы задерживается на 10 минут. Поезд отправится с третьей платформы пятого пути в 7 часов 13 минут. Повторяю...
«Я успел!» — внезапно пришло осознание. Быстрым шагом прошёл через здание вокзала, вышел на перрон. В поезд я зашёл последним, волоча за собой хромой чемодан.
— Доброе утро. Похоже, мы Вас ждали! — улыбнулся мне проводник, протягивая руку за билетом.
Все выпуски программы Утро в прозе
20 января. Об иконографии Иоанна Предтечи
Сегодня 20 января. Собор Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии Иоанна Предтечи — протоиерей Андрей Ефанов.
Предтеча Господень Иоанн — один из самых почитаемых в христианстве святых. Сам Христос говорил об Иоанне Крестителе, что он человек величайший среди всех рожденных. В иконописных подлинниках, в специальных руководствах для иконописцев, так описан образ Иоанна Предтечи: ликом еврей средних лет, телом и лицом очень худ, борода черная, волосы черны, густы, кудрявы, одежда из грубой шерсти, подпоясан кожаным поясом. Чаще всего Иоанну Предтечу изображают с жезлом, который заканчивается крестом в знак того, что Предтеча проповедовал о Христе и крестил его в воде Иордана.
Этому событию посвящены многие иконы, где Иоанн изображен возлагающим руку на голову Спасителя. Страданиям и смерти Иоанна Крестителя посвящен другой цикл икон, где наиболее интересным можно назвать сюжет, когда Иоанн Предтеча держит свою отрубленную по приказанию Ирода голову, принося ее в жертву Богу. Также есть иконы, где изображаются события обретения его честной головы. Отдельно хочется отметить иконографию Иоанна Предтечи где он, подобно ангелу, изображен с крыльями, которые символизируют непорочность его жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя
Сегодня 20 января. О славе и проповеди покаяния Святого Иоанна Крестителя в день Церковного празднования в его честь — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы слышим имя святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, уже из этих слов у каждого верующего сердца складывается понимание того, какую роль святой пророк, святой Иоанн Креститель играет в церковной истории, в евангельской истории и в священном предании.
Иоанн не был чудотворцем, так о нем пишет святитель Иоанн Златоуст. И святитель Иоанн Златоуст подмечает это усиливая другую сторону служения святого Пророка и Предтечи. Не будучи чудотворцем, Иоанн творил другое чудо. Чудо, которое сотворить гораздо сложнее. Это чудо изменения человеческого сердца. Покаяние — это и есть изменение. И те люди, которые приходили к Иоанну креститься, меняли свою жизнь. И вот это и было самое главное чудо по молитвам святого Пророка и Предтечи.
Церковью высоко ценится подвиг святого Крестителя Господня. Когда мы заходим в храм Божий, в иконостасе мы всегда увидим Господа нашего Иисуса Христа. По правую его руку будет Пресвятая Богородица, а по левую руку будет святой Иоанн Предтеча. Дай Господь и нам, чтобы мы слышали слова Господни, чтобы мы слышали проповедь Иоанна Крестителя, и чтобы в нашей жизни каждый день происходило самое главное чудо — чудо покаяния, чудо изменения и чудо единения со Христом.
Все выпуски программы Актуальная тема