
Фото: Alessandro Bellone/Unsplash
Кто бы мог подумать, но вот уже больше тысячи лет в небольшом немецком городке Прюме хранится христианская святыня, способная опровергнуть доводы любого, кто сомневается в правдивости евангельского повествования о жизни Христа. Святыня, о которой идет речь, — сандалия Иисуса Христа, подлинность которой не ставится под сомнение даже критически настроенными учеными. Как же так получилось, что великая святыня оказалась в таком маленьком городке, о существовании которого даже не все немцы знают? Да, и еще один вопрос. В Прюме хранится ОДНА сандалия. Но как известно, обувь обычно изготавливается парами. Так где же вторая сандалия Христа? Обо всем по порядку. Для начала необходимо понять, о чем в принципе идет речь. Если вы в данный момент пытаетесь представить себе сандалии Христа в том виде, как выглядят современные сандалии, то вы делаете большую ошибку. На востоке под сандалиями во времена Спасителя было принято понимать не открытую обувь с ремешками, которые удерживают подошву, а закрытые кожаные тапочки с чуть вздернутым носом. В случае с сандалиями Христа речь идет об обуви именно такой формы. Причем христианам удалось сохранить не повседневные, а праздничные сандалии Спасителя. Христос был схвачен и казнен после Тайной вечери, трапезы в честь еврейской Пасхи. Поэтому в момент ареста Он носил праздничную одежду и расшитые праздничные сандалии. После смерти Спасителя Его ученики выкупили у римских воинов Его одежду — обувь в том числе.
Действительно, сандалий Христа когда-то было две. Первоначально обе хранились в Иерусалиме. Впоследствии они были по какой-то причине разделены и увезены в разные географические регионы. Одна сандалия до 974 г. находилась в сирийском городе ГабаОне, который был завоеван византийским императором Иоанном I ЦимИсхием. Сандалия Иисуса Христа после этого была торжественно перенесена в Константинополь и передана на хранение в храм Богородицы во Влахернах. В 1204 г., во время разграбления столицы Византийской империи крестоносцами сандалия была похищена и дальнейшая ее судьба неизвестна.
Другая сандалия еще в древности оказалась в Риме. О ее подлинности говорят древние историки. В 476 году западная часть Римской империи была окончательно завоевана варварами, которая организовали на ее территории свои королевства. Римскому епископу, который тогда еще состоял в общении с Православием, пришлось вести активную христианскую проповедь среди варварских народов. Эта деятельности принесла свои плоды. Многие варварские правители приняли христианство. Один из них, король франков ПипИн, прозванный за небольшой рост «Коротким», особенно стремился помогать Римской церкви и защищать ее от варваров-язычников. Решив отблагодарить Пипина за помощь, Римский Папа Захария в 752 году подарил ему сандалию Христа. Святыня была принята королем франков и помещена на хранение в монастырь Сан-Сальваторе в столице франкского королевства — Прюме.
С тех пор сандалия Христа более не меняла своего месторасположения. В течение веков на поклонение святыне сюда приезжали сотни тысяч католиков. У сандалии Христа усердно молились потомки Пиппина, представители династии Каролингов. В наши дни Прюм, к сожалению, уже не так привлекателен для западных европейцев. Большую часть паломников, которые сюда приезжают, составляют православные христиане, которым святыня, в отличие от местных католиков, по-прежнему дорога. С вами был священник Антоний Борисов. Сегодня я рассказывал о великой христианской святыне — сандалии Иисуса Христа, и месте ее нахождения.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема