Притча о блудном сыне, притча о сеятеле, притча о талантах… Евангельские притчи, произнесенные Христом, давно вошли в ткань культуры. Можно ни разу не прочитать Евангелие, но невозможно не знать выражение «закапать талант в землю».
И, наверное, сколько будут изучать Евангелие, столько будут ставить вопрос: почему Христос говорил притчами? Почему прибегал к такому способу общаться с учениками и доносить свое послание? Конечно, на этот вопрос не может быть одного-единственного ответа — как невозможно одной законченной мыслью охватить целостность Евангелия. Традиционно здесь принято упоминать, что образный язык притчи — удобная форма, чтобы сделать сказанное запоминающимся и через метафоры облегчить понимание.
Всё так. Но в очередной раз встретившись с текстом Христовых притч, я неожиданно набрел на еще одну мысль.
В выборе притчи как жанра — принципиальное уважение Бога к человеческой свободе. В отличие, например, от просветителя-энциклопедиста, который пишет трактат. Вот с трактатом — по задумке —спорить бессмысленно. Сам жанр предполагает, что автор готов всем всё о предмете объяснить. Именно всем и именно всё. А читатель — пассивный получатель информации. Его дело — внимать и впитывать. И более того: тот, кто никогда предметом даже не интересовался, должен, прочитав лишь заголовок, устыдиться и увидеть, что автор не взялся бы за тему, не касайся она напрямую всякого смертного.
И совсем иное — жанр притчи. Метафора — всегда приглашение читателя к со-творчеству. Приглашение — не воспринять послание как завершенную формулу, которая самой своей завершенностью отводит читателю место пассивного получателя информации. Приглашение — включиться, вовлечься и лично до-осмыслить услышанное. А на такое приглашение откликнется только тот, кто сам захочет. В случае Христовых притч —захочет идти к Богу.
Притча — самый деликатный способ поделиться своим посланием. Того, кто вовсе далек от желания что-либо воспринимать, притча не потревожит. Бог подчеркнуто ценит нашу свободу.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











