Притча о блудном сыне, притча о сеятеле, притча о талантах… Евангельские притчи, произнесенные Христом, давно вошли в ткань культуры. Можно ни разу не прочитать Евангелие, но невозможно не знать выражение «закапать талант в землю».
И, наверное, сколько будут изучать Евангелие, столько будут ставить вопрос: почему Христос говорил притчами? Почему прибегал к такому способу общаться с учениками и доносить свое послание? Конечно, на этот вопрос не может быть одного-единственного ответа — как невозможно одной законченной мыслью охватить целостность Евангелия. Традиционно здесь принято упоминать, что образный язык притчи — удобная форма, чтобы сделать сказанное запоминающимся и через метафоры облегчить понимание.
Всё так. Но в очередной раз встретившись с текстом Христовых притч, я неожиданно набрел на еще одну мысль.
В выборе притчи как жанра — принципиальное уважение Бога к человеческой свободе. В отличие, например, от просветителя-энциклопедиста, который пишет трактат. Вот с трактатом — по задумке —спорить бессмысленно. Сам жанр предполагает, что автор готов всем всё о предмете объяснить. Именно всем и именно всё. А читатель — пассивный получатель информации. Его дело — внимать и впитывать. И более того: тот, кто никогда предметом даже не интересовался, должен, прочитав лишь заголовок, устыдиться и увидеть, что автор не взялся бы за тему, не касайся она напрямую всякого смертного.
И совсем иное — жанр притчи. Метафора — всегда приглашение читателя к со-творчеству. Приглашение — не воспринять послание как завершенную формулу, которая самой своей завершенностью отводит читателю место пассивного получателя информации. Приглашение — включиться, вовлечься и лично до-осмыслить услышанное. А на такое приглашение откликнется только тот, кто сам захочет. В случае Христовых притч —захочет идти к Богу.
Притча — самый деликатный способ поделиться своим посланием. Того, кто вовсе далек от желания что-либо воспринимать, притча не потревожит. Бог подчеркнуто ценит нашу свободу.
Помогать людям в зоне конфликта

Сергею Шульженко 40 лет, он из Северодонецка. Когда-то мужчина жил активно: работал, занимался танцами, но однажды на него напали на улице, и в результате полученной травмы Сергей перестал ходить. Родных у него не осталось. Ему помогали знакомые и соседи. Однако были моменты, когда обездвиженный мужчина оставался совсем один, особенно во время боевых действий в городе.
Но теперь Сергей постоянно окружён заботой и вниманием. Он находится на попечении добровольцев Патриаршей гуманитарной миссии в Северодонецке. Каждый день его навещают волонтёры, чтобы покормить, пообщаться и навести порядок. Например, Елена и Зина вымыли Сергею всю квартиру и кухню, купили новую посуду и повесили шторы. Доброволец Костя приходит по выходным, чтобы искупать Сергея. Ему поменяли кровать и установили специальный ограничитель, чтобы мужчина не падал. А недавно у него был день рождения. И волонтёры сделали особенный подарок — организовали для Сергея прогулку на коляске. Как же мужчина был рад после долгого перерыва оказаться на свежем воздухе, увидеть небо, листву на деревьях и цветы. Волонтёр Елена связала ему мягкий плед, и Сергей с удовольствием взял его с собой. Теперь этот плед напоминает мужчине о добрых друзьях-волонтёрах и о том, что он не один и кому-то нужен.
Патриаршая миссия ведёт работу по социальной, гуманитарной и строительной помощи в Северодонецке, Мариуполе, Луганске и других городах. На постоянном патронаже проекта десятки лежачих людей, многодетные семьи и старики. Каждый месяц в центры помощи Русской Православной Церкви обращаются тысячи нуждающихся.
Поддержите работу Патриаршей гуманитарной миссии. Людям в пострадавших регионах нужно наше участие и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Избрание святителя Тихона (Беллавина) Патриархом». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел о соборе 1917-1918гг. и о том, как происходило избрание Патриарха Московского и всея Руси после долгого перерыва и как Патриархом стал именно святитель Тихон (Беллавин).
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и служению святителя Тихона Московского.
Первая беседа с диаконом Михаилом Гаром была посвящена детству и юности святителя Тихона.
Вторая беседа с сотрудником историко-культурного и просветительского центра «Соборная палата» Андреем Ивановым была посвящена служению святителя Тихона в Америке.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Почему молиться трудно?». Священник Анатолий Правдолюбов

У нас в гостях был клирик храма святителя Иова Патриарха Московского и всея Руси на Можайском шоссе в Москве священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о том, что такое молитва, какие виды молитвы бывают и почему молиться не всегда легко.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер