История рождественской ёлки в России во многом необычна... До Петра Первого Новый Год справляли раньше Рождества на целых четыре месяца — первого сентября. И вот в 1699 году, за пять дней до Рождества по старому стилю, Пётр Великий приказал перенести праздник новолетия на первое января 1700 года. И указом повелел украшать дома на Новый год ёлочками или хвойными ветвями, как он это видел в Западной Европе во время своего путешествия.
Так в Россию пришёл обычай, который в самой Европе зародился в Средние века. И по преданию, начало ему положил живший в восьмом веке святой Бонифаций, которого в русской православной традиции называют Вонифатием. Рассказав германскому племени о рождении Христа, он срубил священный дуб грозного бога Одина и вовсе не был поражён громом, чего ожидали его слушатели. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме совсем молодой ели. И Бонифаций сказал, что отныне ель в этих краях будет деревом Христа и напоминать о Его Рождестве.
Надо сказать, что, несмотря на это красивое предание, ёлка как один из символов праздника Рождества Христова, прижилась в народе нескоро. После петровского указа более ста лет она сверкала в наряде лишь в царских дворцах, завораживала маленьких царевичей и царевен.
И вдруг в начале 40-х годов девятнадцатого столетия начался настоящий ёлочный бум. Целые еловые леса двинулись на Новый год в города, украшая дома семей из самых разных сословий. Почему началась мода на ёлку, и вправду остаётся загадкой. Но одна версия кажется правдоподобной. В то время в России появились переводы сказок Андерсена, которые сразу стали популярными у всех сословий. Среди них были рождественские сказки «Ель» и «Девочка с серными спичками», обе с волшебным образом вечнозелёного дерева. Первая сказка — лёгкая, чудесная. Вторая — жизненная и очень грустная, она взывала к сочувствию, к помощи бедным и всем, кому несладко в дни Рождества. Говоря образно, эти сказки могли тронуть, быть может, самую тонкую и звонкую струну русского сердца, струну милосердия.
Именно тогда в России появился обычай украшать ёлку яблоками, мандаринами, сухими фруктами — абрикосами, инжиром, черносливом, а также медовыми пряниками. Эти украшения символизировали дары волхвов, которые были принесены ими в пещеру родившемуся Христу. А вершину ёлки стала украшать Вифлеемская звезда, указывавшая путь волхвам. Так в России новогодняя ель стала по-настоящему рождественской. За это и «пострадала» после революции 17-го года, была названа «поповским обычаем». Впрочем, она недолго была изгнанницей и в 30-е годы вновь вернулась в дома символом Нового года с красной, как бы кремлёвской звездой на верхушке. И уже в наши дни, с началом нового тысячелетия ёлка снова стала напоминать о светлом празднике Рождества — на её ветви возвратились ангелы, а под её пологом уже во многих домах можно увидеть «рождественский вертеп» — маленький домик-пещерку с фигурками Святого Семейства, пастухов и волхвов.
26 апреля. О творчестве Григория Данилевского
Сегодня 26 апреля. В этот день в 1829 году родился писатель Григорий Данилевский.
О его творчестве, — протоиерей Артемий Владимиров.
26 апреля. О важности поминовения погибших
Сегодня 26 апреля. День памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах.
О важности поминовения погибших, — протоиерей Константин Харитонов.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница