Сколько народов — столько и традиций празднования светлого праздника Рождества Христова, в том числе — традиций застольных.
Конечно, главное событие Рождества — торжественное богослужение в храмах. В России после ночного богослужения верующие возвращались домой, к уже подготовленному праздничному столу. В отличие от западных европейцев, для которых Рождество — очень личный семейный праздник, в России было принято держать двери открытыми для друзей, знакомых... и даже незнакомых, для всех, кто хотел поделиться радостью праздника. Нередко собирали и малоимущих соседей. Считалось, что рождественский стол должен быть самым богатым в году. На нем уживались и рыбные блюда, и мясные, и заливное, и студень, всякие пироги с начинками. А главным блюдом считался жареный гусь.
Одна из самых ярких украинских традиций — это рождественские спектакли, посвященные рождению Христа. Раньше они проходили на помостах, которые воздвигали перед церквями. На эти представления приходили уже после праздничного стола.
Древние обычаи рождественского стола имеет и Сербия. Там в сочельник срывают в лесу веточки дуба с сохранившимися желтыми листьями и добавляют к ним пучок соломы — получается так называемый бадняк. После рождественского богослужения сербы не расходились. Перед храмами разводили костры. Каждый должен был сжечь в рождественском огне свой бадняк, который олицетворяет ветви, собранные вифлеемскими пастухами, чтобы согреть в пещере новорождённого Иисуса Христа. Уже после этого все шли по домам, к столу, на котором главными блюдами считались: поросёнок, копченая свинина с тушеной капустой, а на десерт — рождественский пирог — яфа — с шоколадом и цитрусами.
Довольно необычны традиции рождественского праздника в самом Вифлееме, где родился Христос. По городу каждое Рождество непременно проходит процессия, впереди которой ведут вороного коня, везущего крест. А в былые времена арабы-христиане одевались в лучшие одежды, садились на коней и устраивали настоящие скачки. На Рождество в Вифлееме играет множество оркестров, и звучат мелодии, сохранившиеся со Средних веков, со времен рыцарей-крестоносцев.
Праздничный стол христиан Вифлеема скромен. На столах можно увидеть по большей части традиционные местные блюда. Это жареные шарики из протертых египетских бобов, нута, которые называют фалафель, нутовое пюре с приправами хумус, различные закуски из протертого кунжутного семени и популярное блюдо — пюре из баклажан, с добавлением йогурта, лимонного сока, чеснока и растительного масла. Вполне возможно, что именно подобного рода, простыми и совсем недорогими блюдами праздновали в пещере рождение Младенца и Иосиф с Марией...
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.