
Фото: andreas kretschmer / Unsplash
6 января Рождественский Сочельник — день тишины и волнительного предвкушения великой радости — прихода в мир Спасителя человечества. Утром в храмах читаются Царские часы (краткое богослужение), звучат ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе и фрагменты из Евангелия. В Сочельник принято соблюдать строгий пост и готовить особое угощение.
Встречаем Рождество!
Канун Рождества Христова, Сочельник, особый день для христиан — день ожидания прихода в мир Спасителя человечества. Утром на богослужении в храмах торжественно читаются Царские часы, звучат ветхозаветные пророчества о грядущем в мир Спасителе, а также отрывки из Нового Завета об исполнении этих пророчеств. На Божественной Литургии, которая совершается либо в полночь, либо уже утром 7 января, в День Рождества, верующие также слушают повествования о рождении Господа Иисуса Христа.
Для православных христиан Сочельник — это прежде всего строгий пост и молитвы в ожидании рождения Господа Иисуса Христа. С началом Сочельника полагается совсем не вкушать пищи до самого вечера, до первой звезды. День потому и называется Сочельником, что завершение его отмечают особой пищей — сочивом или, как говорят иначе, кутьей. Готовится она просто. Берут очищенную пшеницу, немного мака, на всю массу примерно одну десятую часть измельченных орехов, а также меда и сахара по вкусу. Пшеницу варят до состояния мягкости, а мак заливают кипятком и держат на огне до того состояния, когда он уже растирается в пальцах. Потом всю массу смешивают и подают на стол охлажденной. Эта пища очень легкая, а потому и полезна после строгого поста, ведь резким переходом на тяжелую пищу можно нанести вред здоровью. Вместе с сочивом ставят на стол компоты, а также кисели и испеченные из пшеничного теста фигурки животных — коровы, овечки, козочек, домашних птиц и фигурки человечков-пастушков. Сочиво вкушают вечером, чтобы укрепиться телесно, готовясь утром, в день Рождества, причаститься Святых Христовых Тайн. Но если божественная литургия совершается в полночь, воздерживаются и от сочива.
За рождественским богослужением, светлым и радостным, звучит пение из пророка Исаии «С нами Бог». И только по окончании церковной службы православные верующие разговляются после поста и отмечают Рождество, принимая гостей и посещая родных. Они хранят благоговение после причастия и духовную радость от того, что в мир пришел Спаситель, и делятся рождественской радостью со всеми.
Встречаем Рождество!
Все выпуски программы Рождество Христово
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема