
Фото: andreas kretschmer / Unsplash
6 января Рождественский Сочельник — день тишины и волнительного предвкушения великой радости — прихода в мир Спасителя человечества. Утром в храмах читаются Царские часы (краткое богослужение), звучат ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе и фрагменты из Евангелия. В Сочельник принято соблюдать строгий пост и готовить особое угощение.
Встречаем Рождество!
Канун Рождества Христова, Сочельник, особый день для христиан — день ожидания прихода в мир Спасителя человечества. Утром на богослужении в храмах торжественно читаются Царские часы, звучат ветхозаветные пророчества о грядущем в мир Спасителе, а также отрывки из Нового Завета об исполнении этих пророчеств. На Божественной Литургии, которая совершается либо в полночь, либо уже утром 7 января, в День Рождества, верующие также слушают повествования о рождении Господа Иисуса Христа.
Для православных христиан Сочельник — это прежде всего строгий пост и молитвы в ожидании рождения Господа Иисуса Христа. С началом Сочельника полагается совсем не вкушать пищи до самого вечера, до первой звезды. День потому и называется Сочельником, что завершение его отмечают особой пищей — сочивом или, как говорят иначе, кутьей. Готовится она просто. Берут очищенную пшеницу, немного мака, на всю массу примерно одну десятую часть измельченных орехов, а также меда и сахара по вкусу. Пшеницу варят до состояния мягкости, а мак заливают кипятком и держат на огне до того состояния, когда он уже растирается в пальцах. Потом всю массу смешивают и подают на стол охлажденной. Эта пища очень легкая, а потому и полезна после строгого поста, ведь резким переходом на тяжелую пищу можно нанести вред здоровью. Вместе с сочивом ставят на стол компоты, а также кисели и испеченные из пшеничного теста фигурки животных — коровы, овечки, козочек, домашних птиц и фигурки человечков-пастушков. Сочиво вкушают вечером, чтобы укрепиться телесно, готовясь утром, в день Рождества, причаститься Святых Христовых Тайн. Но если божественная литургия совершается в полночь, воздерживаются и от сочива.
За рождественским богослужением, светлым и радостным, звучит пение из пророка Исаии «С нами Бог». И только по окончании церковной службы православные верующие разговляются после поста и отмечают Рождество, принимая гостей и посещая родных. Они хранят благоговение после причастия и духовную радость от того, что в мир пришел Спаситель, и делятся рождественской радостью со всеми.
Встречаем Рождество!
Все выпуски программы Рождество Христово
Псалом 10. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Испорченное грехопадением сознание человека рисует грех как что-то в высшей степени вожделенное. Именно так в книге Бытия описаны мысли Евы, непосредственно предшествующие совершению первого греха: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание» (Быт. 3:6). С той поры любой грех представляется человеку подобным образом — как приятный и вожделенный. Библия бесчисленное множество раз свидетельствует, что такое отношение ко греху — это обман, что грех не может быть ни приятным, ни вожделенным, а тот, кто согрешает, вредит самому себе. Об этом говорит и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 10-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 10.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: «улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания, что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своём, Господь, — престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождём прольёт Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер — их доля из чаши;
7 ибо Господь праведен, любит правду; лицо Его видит праведника.
В только что прозвучавшем псалме мы услышали о довольно обыденном для псалмов сопоставлении праведников и нечестивых: нечестивцы ополчаются на праведника, хотят его погубить, но как можно причинить зло тому, кого защищает Сам Бог? Конечно, как и у всякого другого псалма, у 10-го псалма были свои причины появления: Давид подвергался гонениям от Саула, и Давид, как это и подобает праведнику, искал утешения в молитве, в ней же он искал и ответы на свои вопросы. Поэтический и духовный гений Давида привели его к крайне любопытным формулировкам, которые касаются не только той конкретной ситуации, в которой появился прозвучавший только что псалом, но и общего закона духовной жизни.
Впрочем, самая яркая и важная фраза этого псалма совершенно теряется в русском синодальном переводе, а потому стоит её привести в переводе Юнгерова: «Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10:5).
Здесь мы видим сразу две чрезвычайно важные мысли. Во-первых, Бог испытывает каждого человека, вне зависимости от его праведности, а потому праведникам не стоит удивляться тогда, когда с ними происходит нечто неприятное, ведь так происходило и с Давидом, и с Иовом, и с апостолами Христовыми, и с Самим Спасителем мира. Для праведников испытания — это возможность укрепиться в верности Богу, а для нечестивых — возможность переосмыслить свою жизнь и исправиться.
Во-вторых, «любящий неправду», или, иначе, грешник вредит в первую очередь свой собственной душе, и это очевидный факт, который, к сожалению, ускользает от нас тогда, когда приходит соблазн совершить тот или иной грех. Если же человек готов наносить вред собственной душе, то можно ли надеяться, что он сможет проявить к кому-либо ту любовь, которую заповедовал Господь Иисус Христос. Ответ кажется очевидным. Очевидным кажется и конечный вывод: если мы хотим научиться любви, то начать нужно с самих себя, с того, чтобы никаким грехом не причинять вреда своей бессмертной душе.
Псалом 10. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 10. (Церковно-славянский перевод
Псалом 10. На струнах Псалтири
1 На Господа уповаю;
как же вы говорите душе моей:
«улетай на гору вашу, как птица»?
2 Ибо вот, нечестивые натянули лук,
стрелу свою приложили к тетиве,
чтобы во тьме стрелять в правых сердцем.
3 Когда разрушены основания,
что сделает праведник?
4 Господь во святом храме Своем,
Господь, — престол Его на небесах,
очи Его зрят (на нищего); вежды Его испытывают сынов человеческих.
5 Господь испытывает праведного;
а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его.
6 Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу;
и палящий ветер — их доля из чаши;
7 Ибо Господь праведен, любит правду;
лице Его видит праведника.
18 мая. О помощи Богородицы в борьбе с различными страстями и недугами

Сегодня 18 мая. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
О помощи Богородицы в борьбе с различными страстями и недугами — священник Захарий Савельев.
Икона «Неупиваемая чаша» особенно почитается во граде Серпухове: в Высоцком мужском монастыре, который сейчас носит статус ставропигиальной обители, и во Введенской женской обители Московской митрополии находятся чудотворные списки, чудотворные образы этой иконы Божией Матери. Особенно помогает во время борьбы с грехом пьянства и наркомании.
Когда человеку плохо, эти недуги — наркомания и пьянство — приходят в жизнь человека. И вот благодаря этому образу мы можем понять, что все люди на самом деле хорошие.
И вот как преподобный Серафим Саровский говорил, что надо любить грешника и ненавидеть грех. Вот так вот и получается, что люди хотят радости, жизни, веселья, но приходят не туда, идут по скользкой дорожке.
И вот сам вид этого образа Божией Матери нам показывает истинный смысл жизни, истинную радость. А самое главное, показывает то, как Пресвятая Богородица через свой образ, через молитву искреннюю, которую мы обращаем к ней, нас милует, помогает нам, помогает нашим близким, которые страдают от этого недуга.
Все выпуски программы Актуальная тема