Обычно православные храмы строятся по древнему негласному правилу – они должны быть скромно украшены снаружи и богато – внутри. Такой подход является напоминанием для каждого православного христианина – не следует излишне заботиться о своей внешности, больше внимания необходимо уделять внутреннему миру, своей душе.
Тем не менее, в православном мире существует регион, который рушит все сложившиеся представления о храмостроительстве. Речь идет о Молдове. Не о стране Молдове, а о древнем регионе Румынии – Молдове. В середине 15-го века этим краем управлял знаменитый румынский господарь святой Стефан Чел Маре. Стефан вступил на свой престол в период, когда под ударом турок пал Константинополь и христианская цивилизация Византии была уничтожена.
Стефан ощущал себя преемником Византии. В военном отношении так оно и было. Турки, завоевав Балканы, двинулись дальше. На их пути лежали теперь румынские земли под управлением святого Стефана. Господарь понимал, что опереться в противостоянии с турками он может только на свой народ. Соседние католические Польша и Венгрия не только не оказывали Румынии помощи, но, наоборот, ожидали ее поражения, чтобы разделить с турками румынские земли. Для того, чтобы воодушевить свой народ, сделать его более смелым, святой господарь Стефан стал всячески покровительствовать развитию монастырей. Он считал, что именно монашеские обители укрепят дух народа, а заодно в случае опасности высокие монастырские стены смогут укрыть людей от вражеских войск.
По приказу господаря храмы в новооткрывшихся монастырях стали расписывать не только внутри, но и снаружи. Внутренние фрески, так называются церковные росписи на стенах, были выполнены в соответствии с традицией и изображали Бога и святых. А вот внешние фрески были совсем другого характера. Румынские художники не скупились ни на краски, ни на эмоции. Внешние фрески покрывают собой всю поверхность храмовых стен. За ними теряются очертания зданий. Иногда кажется, что храм вывернут наизнанку. Перед смотрящим на внешние фрески открывается масштабная панорама библейских и исторических событий. Некоторые из этих событий пугают, некоторые воодушевляют.
Средневековые румынские иконописцы отражали ту историческую действительность, в которой находилась их страна. Например, среди рисунков мы можем найти изображение осады Константинополя и его падения. Изображен на фресках и святой господарь Стефан, противостоящий тогдашним врагам Румынии – туркам и полякам.
Но больше всего из внешних фресок поражает изображение Страшного суда. Здесь румынские иконописцы не поскупились на чувства и изобразили свое представление о том, кто какую участь от Бога получит. Среди праведников, которые на Страшном суде получают награду, изображены румынские воины, погибшие за свою страну. А вот среди грешников, осужденных на вечные муки, можно видеть упомянутых уже поляков-католиков и турок-мусульман. Причем очень явственно среди них читается изображение султана Мехмеда, покорителя Константинополя.
Во многом благодаря православным монастырям румынский народ не сломился перед турецким нашествием и сохранил православную веру.
«Поэзия и поэтические переводы». Олег Скляров, Владимир Макаров
У нас в гостях были доктор филологических наук, профессор кафедры славянской филологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Олег Скляров и кандидат филологических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, сопредседатель Шекспировской комиссии Российской академии наук Владимир Макаров.
Мы говорили о значении поэзии и поэтических переводов произведений классиков для современных людей, а также о том, как поэзия связана с духовным развитием человека.
«Помощь страдающим разного рода зависимостями». Роман Прищенко
У нас в гостях был православный психолог, директор реабилитационного центра для зависимых «Воскресение» Роман Прищенко.
Наш гость рассказал о том, как интерес к филологии и психологии помог ему найти свое призвание, каким был его путь к вере, как, столкнувшись с зависимостью, ему удалось преодолеть её и как пришел к тому, что делом жизни для него стала поддержка тех, кто также страдает от разных зависимостей.
Киккская икона Божией Матери
Одна из самых почитаемых святынь на острове Кипр — Киккская икона Божией Матери. Название святому образу дала гора Киккос — именно там находится монастырь, в котором хранится реликвия.
Согласно преданию, икону написал апостол Лука ещё при жизни Богородицы. Образ показывает безграничную любовь Царицы Небесной к своему Божественному Сыну. Пресвятая Дева держит Богомладенца и щекой нежно касается Его головы. Иисус при этом изображён в движении, Он словно играет на руках у своей Матери. Икону также именуют «Милостивая». В этом названии отражено сострадательное отношение Царицы Небесной ко всем, кто молитвенно к Ней обращается.
Предание сообщает, что изначально апостол Лука подарил образ Богородицы «Милостивая» египетским христианам. Они хранили святыню почти тысячу лет. В 980 году в Египте начались гонения на верующих в Спасителя. Икону Божией Матери, спасая от поругания, переправили по морю в Византию. Образ несколько лет хранился в столице империи, городе Константинополе. В начале одиннадцатого века император Алексей Комнин получил во сне повеление от Богородицы перенести реликвию на остров Кипр, что и было сделано.
На личные деньги императора для иконы Божией Матери «Милостивая» на Киккской горе построили церковь. При храме был учреждён монастырь. Люди приезжали сюда со всего острова, чтобы попросить у Царицы Небесной помощи в бедах и нуждах. Киккский образ Богородицы прославился чудотворениями. Слава о нём распространилась далеко за пределы Кипра.
Списки благодатной иконы появились и в России. Наиболее почитаемый, написанный в семнадцатом веке, хранился в Московском монастыре Зачатия Богородицы. После революции 1917 года власти закрыли обитель, и верующие перенесли святыню в храм Ильи Обыденного, в котором не прекращались богослужения. А в 1999 году Зачатьевский монастырь ожил, и древний список образа Богородицы «Милостивая» вернулся на своё место.
Сегодня, как и встарь, Киккская икона Божией Матери широко почитается в России. В честь неё освящены церкви в Калужской, Кировской, Рязанской епархиях. Списки чудотворного образа есть во многих храмах и домашних киотах. А в Киккском монастыре на Кипре, где пребывает первообраз, написанный апостолом Лукой, всегда можно встретить русских паломников.
Все выпуски программы Небесная Заступница