

Фото: Saint-Petersburg Theological Academy
Источник: flickr.com
Иногда, когда возникает необходимость четче осмыслить, во что ты веришь, помогает посмотреть, во что верят другие. Что есть моя вера, весьма рельефно выявляет сопоставление с тем, что она не есть. И поэтому сегодня мы поговорим о христианстве в паре с его главным оппонентом — с язычеством.
Эта тема — жизненная и интеллектуальная одновременно. С одной стороны, чтобы понять, что принципиально нового принесло христианство в мир, который практически весь в тот момент был языческим, нужно посмотреть, как мыслил язычник. И это историческая, по-своему философская сторона. Но с другой стороны, честно посмотрев на самого себя, современный человек может увидеть, как легко, даже будучи христианином, нечаянно соскользнуть к чему-то, что больше напоминает язычество. Как легко, например, воспринимать свои отношения с Богом как торгово-рыночные отношения: ты мне, я тебе. Поставлю тебе свечку — чтобы хорошо пройти собеседование. Как легко чтить пакетик с песочком со Святой Земли больше, чем Того, Кто, ступая по этому песку, нес Свой Крест на Голгофу. Примеры можно множить, но мы не станем этого делать. И цель нашей программы — не в обсуждении этих примеров. Мы просто посмотрим, как христианские авторы размышляют о принципиальной разнице между христианским и языческим мировоззрением. И о том, что эта разница между ними — не просто умозрительный выбор между двумя философиями. Это выбор между двумя способами жить.