
Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нравственные предписания Ветхого Завета — это своего рода база для новозаветной праведности, а потому любой христианин знает как о существовании десяти заповедей закона Моисея, так и о содержании этих заповедей. Однако нравственные предписания — лишь небольшая часть того закона, который Бог через Моисея передал израильскому народу, основная же его часть посвящена совсем другим вопросам, а именно — принесению ритуальных жертв. Об этой части Моисеева закона мы предпочитаем не вспоминать, для такого отношения к ней у нас есть весомые основания: после Христовых Страданий, Смерти и Воскресения ритуальные предписания Ветхого Завета утратили свою силу, Христос, принеся Себя Самого в Жертву, избавил человечество от необходимости принесения каких бы то ни было иных жертв. Однако такое понимание пришло далеко не сразу, и немалую роль в его становлении сыграл отрывок из 9-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 9.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Весь ритуальный закон Ветхого Завета — это прообраз будущего осуществления Христом нашего спасения. Вместе с этим, закон должен был приготовить людей к пришествию Христа, ну а после закон утратил как свой смысл, так и свою силу. Конечно, апостольская община пришла к этой мысли далеко не сразу, а потому первоначально молитвенная жизнь Христовых учеников по-прежнему была сосредоточена вокруг Иерусалимского храма, именно там они бывали ежедневно после Сошествия на них Святого Духа (см. Деян. 2:46). С течением времени стало меняться не только отношение еврейского народа к Христовым ученикам, но и отношение учеников к законам Ветхого Завета. У каждого из этих двух процессов были свои причины и своя динамика. Итогом же стало полное отделение христиан от Иерусалимского храма, а вместе с ним и от обрядового закона Ветхого Завета, иудеи же начали позиционировать себя как не имеющие никакого отношение к христианству люди.
И Сам Христос, и Его ученики всегда аргументировали свои действия. Спаситель в прощальной беседе с учениками сказал, что Он так поступал, будучи не только Воплощённым Богом, но и Другом: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Апостолы старались относиться ко всем таким же образом, а потому мы имеем прекрасные образцы апостольских объяснений тех или иных аспектов христианского вероучения и христианской практики жизни.
Делает это и только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям: он объясняет причину, по которой ритуальные жертвы Ветхого Завета утратили всякий смысл. Первоначально избранные Богом священнослужители должны были, следуя предписаниям закона, входить во святилище с кровью жертвенных животных, и это действие должно было служить символом стремления человека к очищению от грехов. Но вот пришёл Христос, Он — истинный Первосвященник, и Он принёс истинное благо — не символическое, а реальное освобождение от греховных пут и смерти. Своё служение Христос совершил не в рукотворённом Иерусалимском храме, а в его невещественном небесном прототипе, устроенном Самим Богом, Спаситель вошёл в этот храм не с кровью животных, а со Своей собственной Кровью, и тем самым приобрёл для нас вечное искупления. Если же мы искуплены Христовой Кровью, то зачем нам какие бы то ни было иные жертвы? Ответ на этот вопрос очевиден: отныне жертвы не имеют смысла, как не имеет смысла и Иерусалимский храм.
Послание к Евреям призывает нас помнить об этом, помнить, что мы искуплены дорогой ценой — ценой Крови Воплощённого Бога, Его Кровь может очистить нашу совесть и отвратить нас от дел, ведущих к гибели души, если, конечно, мы дадим своё согласие до последнего нашего вздоха жить по евангельскому закону любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вместе с фондом «Помощь» давать людям возможность вернуться к нормальной жизни

Игорь Сидоренко — спортивный журналист, любящий муж и заботливый отец. В январе 2022 года у него произошёл разрыв сосуда в головном мозге. После сложной операции мужчина впал в кому, а когда очнулся был парализован. Ему пришлось заново учиться делать буквально всё, даже дышать. С поддержкой близких Игорь понемногу начал возвращаться к жизни. Долгое время он не мог ходить, чётко произносить слова и писать, но и с этим удалось справиться. Благодаря лечению, заботе родных и дорогостоящей реабилитации, которую оплатил фонд «Помощь», мужчина встал на ноги и даже вернулся к любимой работе журналистом. Игорь продолжает освещать спортивные события. Пока он трудится удалённо, поскольку всё ещё сохраняются проблемы со здоровьем. Однако мужчина настроен на хорошее, он радуется тому, что есть, с удовольствием проводит время с семьёй.
На протяжении 8 лет фонд «Помощь» поддерживает тех, кто попал в беду: оплачивает лечение и реабилитации, покупку дорогостоящих препаратов, инвалидных колясок и протезов. Больше узнать о работе проекта и его подопечных, которым прямо сейчас важна поддержка, можно на сайте фонда «Помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Россия в 19-м веке». Дмитрий Казанцев

У нас в студии был кандидат юридических наук Дмитрий Казанцев.
Разговор шел о России 19-го века, о правлении Императора Николая Первого и о формировавшейся тогда обновленной системе законов и права.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Фильм «Июньская полынь» — выход в прокат». Юлия Бочарова

Гостьей нового выпуска программы «Светлый вечер» стала Юлия Бочарова — режиссёр, продюсер, актриса и многодетная мама. Она представила свой новый фильм «Июньская полынь», посвящённый судьбе мальчика Вити Гладышева, чьё детство прошло в условиях войны.
Юлия рассказала, что идея создания фильма родилась после встречи с Виктором Гладышевым на одной из телепередач. История мальчика, попавшего в плен к немцам, так её тронула, что она пообещала снять об этом фильм. Работа над проектом длилась несколько лет и потребовала большого усилия всей команды.
В картине используется необычный подход: художественная драма переплетается с документальными фрагментами, что помогает глубже прочувствовать трагедию войны. Все тексты, звучащие от имени героя, подлинны, без художественных домыслов. По словам Юлии, было важно передать живое свидетельство того времени: «Это не просто фильм о войне — это история о любви к родине, о детстве, которое нельзя забыть».
Особое внимание уделено воспитанию молодёжи через такие фильмы. Юлия подчёркивает, что современных воспитательно-образовательных кинолент мало, а такие проекты помогают задуматься о ценностях и памяти. На вопрос о выборе актёров Юлия отметила, что долго искала подходящего мальчика на главную роль, пока не встретила Колю — ребёнка с пронзительным и чистым взглядом.
Фильм «Июньская полынь» уже завоевал признание на нескольких фестивалях, в том числе получил приз за адаптацию биографии героя Великой Отечественной войны для детей. Юлия надеется, что эта картина напомнит зрителям о важности помнить своё прошлое и ценить каждый момент жизни.
Эфир получился искренним и трогательным — рассказ о судьбе Виктора Гладышева и работе над фильмом никого не оставит равнодушным.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер