Евр., 321 зач. (от полу́), IX, 11-14.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Нравственные предписания Ветхого Завета — это своего рода база для новозаветной праведности, а потому любой христианин знает как о существовании десяти заповедей закона Моисея, так и о содержании этих заповедей. Однако нравственные предписания — лишь небольшая часть того закона, который Бог через Моисея передал израильскому народу, основная же его часть посвящена совсем другим вопросам, а именно — принесению ритуальных жертв. Об этой части Моисеева закона мы предпочитаем не вспоминать, для такого отношения к ней у нас есть весомые основания: после Христовых Страданий, Смерти и Воскресения ритуальные предписания Ветхого Завета утратили свою силу, Христос, принеся Себя Самого в Жертву, избавил человечество от необходимости принесения каких бы то ни было иных жертв. Однако такое понимание пришло далеко не сразу, и немалую роль в его становлении сыграл отрывок из 9-й главы Послания святого апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 9.
11 Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Весь ритуальный закон Ветхого Завета — это прообраз будущего осуществления Христом нашего спасения. Вместе с этим, закон должен был приготовить людей к пришествию Христа, ну а после закон утратил как свой смысл, так и свою силу. Конечно, апостольская община пришла к этой мысли далеко не сразу, а потому первоначально молитвенная жизнь Христовых учеников по-прежнему была сосредоточена вокруг Иерусалимского храма, именно там они бывали ежедневно после Сошествия на них Святого Духа (см. Деян. 2:46). С течением времени стало меняться не только отношение еврейского народа к Христовым ученикам, но и отношение учеников к законам Ветхого Завета. У каждого из этих двух процессов были свои причины и своя динамика. Итогом же стало полное отделение христиан от Иерусалимского храма, а вместе с ним и от обрядового закона Ветхого Завета, иудеи же начали позиционировать себя как не имеющие никакого отношение к христианству люди.
И Сам Христос, и Его ученики всегда аргументировали свои действия. Спаситель в прощальной беседе с учениками сказал, что Он так поступал, будучи не только Воплощённым Богом, но и Другом: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Апостолы старались относиться ко всем таким же образом, а потому мы имеем прекрасные образцы апостольских объяснений тех или иных аспектов христианского вероучения и христианской практики жизни.
Делает это и только что прозвучавший отрывок Послания к Евреям: он объясняет причину, по которой ритуальные жертвы Ветхого Завета утратили всякий смысл. Первоначально избранные Богом священнослужители должны были, следуя предписаниям закона, входить во святилище с кровью жертвенных животных, и это действие должно было служить символом стремления человека к очищению от грехов. Но вот пришёл Христос, Он — истинный Первосвященник, и Он принёс истинное благо — не символическое, а реальное освобождение от греховных пут и смерти. Своё служение Христос совершил не в рукотворённом Иерусалимском храме, а в его невещественном небесном прототипе, устроенном Самим Богом, Спаситель вошёл в этот храм не с кровью животных, а со Своей собственной Кровью, и тем самым приобрёл для нас вечное искупления. Если же мы искуплены Христовой Кровью, то зачем нам какие бы то ни было иные жертвы? Ответ на этот вопрос очевиден: отныне жертвы не имеют смысла, как не имеет смысла и Иерусалимский храм.
Послание к Евреям призывает нас помнить об этом, помнить, что мы искуплены дорогой ценой — ценой Крови Воплощённого Бога, Его Кровь может очистить нашу совесть и отвратить нас от дел, ведущих к гибели души, если, конечно, мы дадим своё согласие до последнего нашего вздоха жить по евангельскому закону любви.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.