«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко

* Поделиться

Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.

У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.

Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.

Ведущая: Кира Лаврентьева


Кира Лаврентьева:

— Здравствуйте, дорогие друзья. «Светлый вечер» на Радио ВЕРА вновь приветствует вас. Меня зовут Кира Лаврентьева. Сегодня мы будем говорить об образовании. Эти беседы мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием. Сегодня у нас в гостях Максим Александрович Костенко. Здравствуйте, Максим Александрович.

Максим Костенко:

— Здравствуйте.

Кира Лаврентьева:

— Руководитель Института стратегии развития образования. И вот, Максим Александрович, о чем я хотела с вами поговорить в первую очередь. У вас множество проектов, в образовании вы больше 20-ти лет. С кем говорить об образовании, как не с вами. Какие положительные тенденции вы сейчас видите в образовании? Почему я спрашиваю про положительные? Потому что отрицательные мы все знаем, их обсуждают вдоль и поперек, все любят покритиковать образование и что с ним стало последние годы. А я, общаясь с гостями в рамках нашего проекта, вижу, что очень много хорошего, и об этом хорошем, наверное, надо рассказывать на широкую публику, тем более у нас есть эта возможность. Расскажите, пожалуйста, за последние годы — вы же и учителем были, у вас много разных должностей, связанных с образовательным процессом — на ваш взгляд, какие преобразования произошли в этой системе?

Максим Костенко:

— Большое спасибо за вопрос и за приглашение, за возможность поговорить о такой животрепещущей теме для каждого гражданина Российской Федерации. Вы правы, что многие люди критикуют. Но я бы это назвал по-другому, особенно внимательно и трепетно относятся к вопросам образования.

Кира Лаврентьева:

— Да, точно.

Максим Костенко:

— Если представить себе, что более 18-ти миллионов школьников, студентов находятся сегодня в системе образования, плюс мамы, папы, бабушки, дедушки. Фактически нет такой семьи в нашей прекрасной стране, которая бы не погружалась практически ежедневно в проблематику, вопросы, в содержание системы образования, будь то дошкольное учреждение, средняя профессиональная организация, или ВУЗ, школа. Конечно, каждый из нас хочет только добра, только благополучия и только светлого будущего, светлого доброго пути для наших детей. Поэтому мы к этому светлому, доброму обращаясь, начинаем где-то чуть более критично, чем хотелось бы нам, профессионалам, относиться к их содержанию, результатам в системе образования. Безусловно, наш институт, как институт один из ключевых, системообразующих подведомственных организаций министерства просвещения Российской Федерации, уже сто лет, начиная с 1923-го года, находится на пике тех изменений и в плане содержания и в плане результатов, форм и методов работы школьного образования, прежде всего. В далеком 1923-м году по инициативе Надежды Константиновны Крупской создан был институт, он назывался Институт школьной работы. И уже тогда молодая советская республика говорила о важности идеологического и ценностного воспитания подрастающего поколения. Казалось бы, начало 20-х годов.

Кира Лаврентьева:

— Тяжелое время.

Максим Костенко:

— Крушение храмов, уход от религии, уход от различных вероисповеданий, не только Русская Православная Церковь переживала в то время нелегкие времена. Но тогда уже советская власть задумалась о важности и необходимости ценностного воспитания. Поэтому одним из важных изменений последнего времени, последних 3-4-х лет я бы обозначил то, что в науке называется аксиологический фактор, по-простому — ценностное воспитание, духовно-нравственное воспитание, просвещение молодого поколения, становится краеугольным в системе образования. Сегодня мы смело можем говорить, что образование — это вновь обучение и воспитание. Что мы видели за последние 30 лет? Что школа активно говорила родителям, семьям, да и сообществу о том, что школа — это место, где мы учим, и мы преследуем лишь предметные результаты, нам важно, на какую оценку ребенок будет знать тот или другой предмет. Поэтому образование становилось в большей степени технологизированным. Может быть, в этой связи в начале 90-х годов, когда появился первый российский закон об образовании, в 1992-м году образование стало считаться образовательной услугой. Прошло 30 лет, мы сегодня все видим, и наше поколение и поколение более старшее и младшее поколение, и среди профессионалов, экспертов, родителей, политиков, что, наверное, это было не совсем корректно, не совсем правильно говорить об образовании как о услуге, которых сегодня миллион в нашем постинформационном, постиндустриальном обществе. Образование все-таки это служение. Образование — важнейшая государственная функция, предполагающая безусловно хорошее знание предметов, если это получается, если это интересно, но еще большая важность в системе образования должна отдаваться вопросам воспитания. Именно поэтому пару лет назад вошли даже изменения в Федеральный закон, куда воспитание вернулось, как неотъемлемая часть системы школьного, дошкольного, профессионального образования. По инициативе, по поручению нашего президента были внесены эти изменения, и они не стали лишь фиксацией в документе о том, что воспитание возвращается в школы или увеличиваются объемы воспитательных процессов в образовательных организациях. Вовсе нет. На сегодняшний день, и это второе важное достижение последних трех-четырех лет — формирование единства образовательного пространства всей Российской Федерации. Это коснулось как системы обучения, так и системы воспитания. Как это отразилось на системе обучения непосредственно? По образованию, но в части обучения ребят, в части тех предметных результатов? Министерство просвещения совместно с экспертным сообществом, с родительским сообществом, также по поручению президента эта работа была проведена, и сегодня мы фактически ушли от той полифонии в образовательных организациях, которая была еще пять лет назад. Что я подразумеваю под этим? Каждая школа выбирала себя собственную программу, по которой они обучали ребят. Выбирали учебно-методический комплект, включающий учебник, рабочие тетради. Порой даже школы в одном муниципалитете, в одном городе или селе, соседние школы, но исповедовали разные программы, разные учебники. Ребенок переводился из одной школы в другую и попадал в незнакомую для себя среду, его учили по другой методике, его учили по другому учебнику, и, конечно, он попадал в ситуацию дезадаптации. Чего уж говорить, когда, например, ребенок военнослужащих, в силу того, что папа переезжает служить из одного места в другой, попадал в другой регион, и, конечно, тут было множество проблем. Сегодня это проблема решена полностью, и сегодня мы перешли на федеральные рабочие программы по каждому учебному предмету. Этому предшествовала серьезная работа по обновлению образовательного стандарта, и в стандарте впервые появились образовательные результаты по каждому из уровней обучения в школе. Например, по периоду начальной школы, основной с 5-го по 9-й класс, и старшая школа 10-11 класс. Были потом созданы единые образовательные программы для школ. И сегодня это не только помощь семье, не только помощь детям, учителям также это серьезная помощь, потому что это снижение документационной нагрузки. Не нужно каждый год делать свои документы методические, а нужно руководствоваться теми документами, которые на федеральном уровне, в частности коллективом нашего института, разработаны и направлены в регионы. В образовательной программе прописаны образовательные результаты по каждому году обучения. Почему это важно? Почему я на это обращаю внимание? Мы слышали, и это подтверждалось во многом, когда родители и ребята нам говорили, что я прихожу на итоговую аттестацию, ОГЭ в 9 классе, и вдруг мне попадает задание, а этих тем я не изучал в рамках того или иного учебного предмета. Вот для того, чтобы синхронизировать те задания, которые выходят на государственную итоговую аттестацию, обязательно изучались в процессе учебном, пока ребенок учится в школе, и были проведены эти изменения. И в воспитательной части это очень важно, в стране теперь действует единая программа воспитания для всех образовательных организаций, включая и дошкольное и профессиональное образование. Программа воспитания предполагает не только единые конкретные цели, формы, методы, но и содержание воспитательной деятельности. В школы активно возвращается детское школьное самоуправление. В начальной школе это орлята России, кстати говоря, создано по инициативе нашего министра просвещения Сергея Сергеевича Кравцова. Возвращаются движения детское, молодежное российское движение детей и молодежи, движение первых по инициативе президента и по поручению президента. Это те инициативы, которые позволяют, с одной стороны, стремиться иметь мотивацию к обучению в четкой, прозрачной для родителей, для учителей, для широкой общественности, и конечно для детей системе предметного обучения, но также и достигать новых личностных результатов, результатов, конечно, воспитания. И третий момент, на который мне хотелось бы обратить внимание, вся система образования, как я выше сказал, становится ценностно-обусловленная вновь. Потому что мы говорим, что это важнейшая государственная функция образования. Обучение и воспитание — это служение, это не услуга. Указ президента № 809, конец 2022- го года, про ценности Российского государства объединяющие, системообразующие сегодня для нас основание переосмыслять содержание учебных программ, переосмыслять методики преподавания и обучения. Чем, собственно говоря, сегодня и занимается наш институт, разрабатывая единую концепцию духовно-нравственного просвещения. И мы здесь рады, что коллеги из «Клевер Лаборатории», о которой вы упомянули, владыка Евгений тоже соучаствуют и благословили эту работу.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. У нас в гостях Максим Александрович Костенко, руководитель Института стратегии развития образования. Меня зовут Кира Лаврентьева. Вы, Максим Александрович, просто все пробелы закрыли в моих вопросах уже наперед. Давайте тогда расширим, уточним вопросы. Эта единая стратегия образовательного процесса, о которой вы говорите, очень хороша, видимо, для людей, которые переехали, например, из Барнаула в Санкт-Петербург, и они не теряют вообще ничего. То есть ребенок переходит в другую школу и приходит туда же, откуда ушел, он не теряет в образовании, ему не приходится догонять сумасшедшими темпами с репетиторами. Это так выглядит? Это удобно для тех, кто вынужден менять место жительства? Сейчас, кстати, у нас эта тема актуальна, учитывая новые территории. Для тех, кто вынужден адаптироваться в новых условиях, в новых городах. Я правильно понимаю?

Максим Костенко:

— Абсолютно верно, и это один из факторов, который побудил воссоздать систему единого образовательного пространства. И также целью было достижение новых образовательных и воспитательных результатов наших ребят. Поскольку те рабочие программы, те учебники государственные, единственные, которые входят в федеральный перечень учебников, а это значит, школы могут по ним работать, очень серьезную экспертизу прошли, и программы и учебники, и показали наивысший результат и с точки зрения образовательной деятельности. С одной стороны, мы сняли проблему разных программ и разных учебников, по которым дети обучались, а это могло вызвать дезадаптацию при переходе из одной школы в другую, переезде из одного региона в другой, но это и лучшие учебники, лучшие программы, которые позволят достигать новое качество образования. А как вы знаете, одна из целей национального проекта образования была войти в десятку лучших образовательных национальных систем. Я должен сказать, об этом говорил уже и министр Сергей Сергеевич Кравцов, что в этом смысле задача стать одной из лучших национальных систем в мире выполнена.

Кира Лаврентьева:

— Максим Александрович, вы говорите о том, что воспитательная функция возвращается в систему образования не так давно. Мы это понимаем. А машина настроена за 30 лет уже совершенно по-другому. И есть целое поколение молодых учителей, которые не шли в школу воспитателями, а шли просто оказывать образовательную услугу. Лично я знаю таких людей, они не видят за собой никаких целей в плане воспитания кого-то, в плане наставничества, тьюторства, я знаю, что сейчас и тъюторы есть в некоторых частных школах, это тоже, кстати, отдельная тема для разговора. Но это все, так или иначе, крайне важно. Но мы ведь понимаем, что воспитывать должен человек, который сам лично личностно сформирован, понимает, что ему нужно, у него есть какие-то нравственные ценности, он должен что-то передать. Машина как-то перестраивается, вы следите за этим, наблюдаете? Или пока это все на уровне внедрения происходит еще, пока еще идет процесс внедрения этой новой, хорошо забытой старой системы воспитания в школах?

Максим Костенко:

— Очень важный вопрос, спасибо за него огромное. Здесь я в большей степени буду говорить, как соучастник общего системного процесса, который сегодня в стране реализуется. В первую очередь, под эгидой министерства просвещения, Институт стратегии развития образования один из сегментов в этом смысле в этой работе выполняет. Но очень серьезный вопрос, о котором вы говорите, мне хотелось бы обозначить несколько «Апрельских тезисов». Для того чтобы система воспитания в полном смысле вернулась в школы, недостаточно одной только программы воспитания, возрождения школьного детского самоуправления, детских организаций общественных, о которых я сказал выше. Это очень важно, это позволяет выявлять тех ребят, которые могут быть...

Кира Лаврентьева:

— Инициативных.

Максим Костенко:

— ...инициативными для себя, собирать вокруг и быть проактивными, если можно так сказать, для других ребят. Но это и те кадры учительские, педагогические, которые работают сегодня в образовательных организациях. Что для этого делается? Первое. У Владимира Владимировича Маяковского, в другом контексте, фраза такая есть в одном из стихотворений «вперед, задрав штаны, бежать за комсомолом». Что имелось в виду? Что в принципе человеку свойственно стремиться к чему-то хорошему, полезному, важному. Нужно помочь человеку создать условия, рамки, дать ему некий инструмент, чтобы к этому хорошему прийти, и никакие барьеры и преграды на его пути не встречались. Педагоги и студенты педагогических ВУЗов — а сегодня, вы наверняка слышали, что растет конкурс в педагогические ВУЗы, растет средний балл в педагогические ВУЗы — попали в тройку лидеров абитуриентов по результатам приемной компании 2023-24 года, ребята идут реализовать себя, но при этом сделать что-то полезное. Я называю, что любое дело, любой поступок важно оценивать с точки зрения прироста общественного блага. Произошло какое-то благое дело из того, что человек сказал или сделал, или нет? Здесь ребята очень мотивированы, это прирост общественного блага. Это первое. Второе. Чтобы укрепить эту мотивацию активно участвовать и стать субъектом прироста общественного блага в нашей великой стране, пересмотрены программы профессионального образования в колледжах, то есть в среднем профессиональном образовании, педагогических ВУЗах и в дополнительном профессиональном педагогическом образовании — это переподготовка и повышение квалификации. Создано так называемое ядро педагогического профессионального образования, а это унификация единства тех программ, в том числе и методик воспитательной работы, которые обязательно во всех ВУЗах нашей страны, во всех педагогических колледжах, во всех институтах повышения квалификации должны учителя и молодые специалисты проходить, обучаться, повышать свою квалификацию. Кроме того мы вспомнили и, процитирую, наш министр Сергей Сергеевич Кравцов неоднократно об этом говорил, проанализировали опыты детских центров, в частности такого детского центра, как Артек, и увидели, что многие воспитательные практики из предыдущего периода очень актуальны и в современное время.

Кира Лаврентьева:

— Очень.

Максим Костенко:

— Тогда на базе Артека, других детских центров — Орленка, Алые паруса, Океан прошли обучение и создали такую новую институцию в школах, которая сегодня называется советники по воспитанию. Это специалисты, которые практически во всех школах Российской Федерации сегодня есть, и они занимаются вопросами воспитания, реализуя программу воспитательной работы, вот эту единую. Следующим шагом было создание внеурочного курса, но сегодня многие говорят, что это урок, который очень востребован в образовательных организациях, который называется «разговоры о важном». Это стало не только полезным делом для ребят, но для самих учителей. Учителя про это говорят, что еще и еще раз дали нам возможность благодаря подготовке к этим занятиям — как правило, это классные руководители реализуют, те же советники по воспитанию, о которых я сказал чуть выше — вновь через себя пропустить те духовно-нравственные ценности, каждая ценность из 809-го указа президента так или иначе рассматривается в каждой теме «разговора о важном». Это то, что с одной стороны насыщает и учителя и ребят и молодых, в том числе специалистов, дает новый профессиональный и личностный инструмент для саморазвития. Но мы понимаем, что участие в «разговорах о важном» или в реализации таких курсов, как в начальной школе «основы религиозных культур и светской этики», которые говорят про нравственность, про ценности, в основной школе это основы духовно-нравственной культуры народов России. Не только учителя этих предметов говорят о нравственности, о ценности, воспитании, и учитель физики воспитывает, и математики, и русского языка и истории, и обществознания тем более. Поэтому сегодня, это уже задача нашего института, мы приступили к реализации обновленного подхода, который говорит о воспитывающей силе каждого учебного предмета. Для того, чтобы никто не мог сказать, что у меня же физика, я формулами занимаюсь, векторными величинами, а нравственностью пусть классный руководитель занимается, кто «разговор о важном» преподает, ОРКСЭ, ОДНКНР. Нет такой индульгенции для какого-либо учителя-предметника, каждый учитель, как вы правильно сказали, своим повседневным примером, своей личностью воспитывает каждого из школьников Российской Федерации.

Кира Лаврентьева:

— Как может быть выражен воспитательный процесс от учителя физики? Вы как бывший учитель, бывших учителей не бывает, как и врачей, вы как учитель по образованию, как видите для себя? Ты преподаешь предмет, у тебя 45 минут, тебе нужно очень быстро успеть дать детям материал, еще их урезонить дисциплинарно. Как тут воспитывать, кого тут воспитывать, как это происходит на практике?

Максим Костенко:

— Что мы сейчас делаем в институте вместе с нашими коллегами из Государственного университета просвещения, Академии министерства просвещения? Мы тему, которую берем на «разговоры о важном», это каждый понедельник первым уроком, и ценность, которую представляет эта тема, расписываем по каждому классу и по каждому предмету.

Кира Лаврентьева:

— То есть это Минпросвещения занимается?

Максим Костенко:

— Да. Абсолютно точно. Под руководством наших коллег, экспертного сообщества, администрации президента, но мы расписываем каждую тему в разрезе каждого учебного предмета. Как об этом герое или об этой тематике, об этой ценности вы можете говорить на своих уроках в течение всей недели.

Кира Лаврентьева:

— Мой ребенок очень их любит, эти предметы, этот урок по понедельникам.

Максим Костенко:

— Очень приятно это слышать. Многие ребята действительно говорят, что после разговора стали понимать, почему мы должны гордиться нашей страной. А вы знаете, что это — инициатива руководителей страны и нашего министра, что еще в понедельник перед «разговорами о важном» поднимается флаг, исполняется гимн. Это многих ребят наполняет и гордостью и пониманием значимости своей роли в приросте общественного блага во имя нашей родины.

Кира Лаврентьева:

— Тем более в патриотическом воспитании много лет был вообще пробел в образовании.

Максим Костенко:

— Ну да, конечно. Либо вот эта полифония, которая заставляла ребят чувствовать себя дисгармонично, поскольку, опять же вспоминаю тезис Владимира Владимировича Маяковского, для ребенка важен образ будущего, когда есть образ будущего, конструктивного, позитивного, то ребенок понимает, почему я должен сегодня приложить какие-то усилия, это формирует мою сегодняшнюю мотивацию. Поэтому это очень важные занятия, важные инициативы и важные традиции.

Кира Лаврентьева:

— Максим Александрович Костенко, руководитель Института стратегии развития образования, проводит сегодня с нами этот «Светлый вечер». Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы вернемся к вам после короткой паузы.

Кира Лаврентьева:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается, дорогие друзья. Максим Александрович Костенко, руководитель Института развития стратегии образования сегодня у нас в гостях. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы обсуждаем разные положительные инициативы в системе образования, которые внедрены за последние годы и внедряются по сей день. Если вы только сейчас присоединились, обязательно послушайте, пожалуйста, первую часть, она будет завтра уже на сайте radiovera.ru. Максим Александрович, у вас есть несколько проектов, важных всероссийских федеральных проектов. Библиотека цифрового образовательного контента, я так понимаю, «Школа Минпросвещения России» и другие. Эти привлекли мое особое внимание, потому что у них действительно очень много факторов, много пунктов, которые они захватывают, много положительных свойств. Библиотека цифрового образовательного контента это очень интересно. Расскажите, пожалуйста, о ней поподробней.

Максим Костенко:

— В рамках воссоздания, усиления единого образовательного пространства нашей страны, я бы сказал, укрепления суверенности национальной системы образования наши коллеги из Академии министерства просвещения, Государственного университета просвещения начали вместе с экспертами нашего института создавать инструмент для учителя, который называется сегодня Библиотека цифрового образовательного контента. А фактически это поурочное планирование, разработка по каждому учебному предмету в разрезе классов по каждому занятию содержания этого занятия. Почему стало это важным, полезным и нужным? Во-первых, для того, чтобы укрепить единство содержания, чтобы для учителя было понятно, каким источником при подготовке к тому или другому уроку прибегать, где брать видео материалы, материалы интерактивные для того, чтобы вместе с ребятами ими заниматься. Для дополнительной мотивации ребят непосредственно на уроке. Это для укрепления единого содержания. С другой стороны, уроки пандемии нам показали, что необходим единый инструмент для всех школ Российской Федерации, если вдруг возникли какие-то непредвиденные и непреодолимые обстоятельства. Дистанционное обучение, например, из Алтайского края, из Сибири, там часто бывают очень низкие температуры в некоторых населенных пунктах. И тогда, чтобы ребят поберечь, проводятся частично дистанционные форматы. И тогда в помощь учителю, детям и родителям предлагаются эти материалы, которые абсолютно бесплатны, абсолютно доступны, и на сайте Академии министерства просвещения сегодня их можно найти. Кроме того, для того, чтобы учителю снизить нагрузку документационную, оформление конспектов, уроков, своих собственных рабочих программ по каждому учебному предмету, мы разработали такой инструмент, который называется «онлайн конструктор рабочих программ». Буквально 15 минут и учителю не надо тратить свое время, свои силы на подготовку методических документов, готова рабочая программа, и к каждому уроку подгружается эта разработка в цифровом формате урока. Это в помощь учителю, если вдруг такая помощь необходима. Таким образом, Библиотека цифрового образовательного контента — это дополнительный инструмент работы учителя, коммуникации с ребенком, и в каких-то экстренных ситуациях это также возможно применять.

Кира Лаврентьева:

— Максим Александрович, я тоже из Сибири. Отлично помню эту дорогу во втором классе в семь утра в школу, когда минус 45 и школа закрыта, и ты идешь обратно. Очень хорошо помню эти времена, они и сейчас есть, климат у нас в Сибири стабилен. Одно дело, когда холодно или когда ребенок не может по каким-то причинам прийти в школу. Но не ведет ли эта синхронизация дистанционного образования к тому, что это вообще все со временем перейдет на дистант. Честно говоря, я как родитель больше это спрашиваю, потому что все этого очень боятся. Особенно после 2020-го года. Страшное дело эта ситуация.

Максим Костенко:

— Я вас очень понимаю, потому что сам отец двух детей, пережил это непосредственно на себе, на своем личном опыте и примере. Тогда, работая в регионе, слышал, как родители обеспокоены этими процессами. И должен ответственно заявить — кстати говоря, здесь не я первый, я повторю все тезисы, которые были озвучены на разных уровнях, в частности наш министр просвещения Сергей Сергеевич Кравцов не устает об этом говорить: нет, ни в коем случае. Система образования предполагает живое общение. Не бывает нового образовательного результата, максимально возможного для потенциала каждого ребенка без личного взаимодействия с учителем. Кто такой педагог? Педагогос — ведущий за собой. Кто-то должен вести за собой. То, что мы предлагаем в качестве цифрового образовательного контента, в частности, это дополнение, это помощь. С одной стороны, для снижения бюрократической нагрузки учителя, с другой стороны, для использования каких-то материалов в экстренных ситуациях, о которых мы с вами проговорили. Не дай Бог, чтобы это вновь когда-то повторилось, конечно, не хотелось бы вспоминать 20-й год, пандемийные времена. Поэтому ни в коем случае, нет. Кроме того, что отличается цифровой образовательный контент от учителя. Учитель постоянно развивается, следит за всеми новшествами, которые происходят, в том числе и в плане содержания предмета, и умеет методически эти изменения предложить для освоения и достижения нового результата ребенку. Конечно, Библиотека цифрового образовательного контента тоже будет обновляться. Но все-таки это шаблонное предложение материала. А то, как творчески, профессионально использует учитель, ни один пока, даже самый искусный искусственный интеллект этого не сможет сделать.

Кира Лаврентьева:

— И слава Богу.

Максим Костенко:

— Да. Абсолютно здесь не может быть никаких тревог, поскольку система образования это всегда субъект-субъектное взаимодействие. Учитель, человек, который ведет за собой, и ребята, которые идут в разной степени интенсивности, в разной степени скорости, но вместе с тем идут за своим учителем.

Кира Лаврентьева:

— Максим Александрович, эти проекты как-то распространяются на частные школы? Это первое и второе сразу. Контролируете вы вообще как-то работу частных школ, их же бесчисленное множество, и их количество продолжает увеличиваться.

Максим Костенко:

— Что Библиотека цифрового образовательного контента, что проект школа министерства просвещения — это уже больше для управленческих команд школ. Там представлены восемь основных направлений деятельности образовательной организации и продуман алгоритм, чек-лист для управленческой команды. Может быть, молодого директора, который только что приступает к исполнению обязанностей. Или тот директор и его педагогический коллектив, который хочет нового качества добиться в работе школы, повысить эффективность работы школы. Это стандарт-условие для организации учебно-воспитательного процесса. И тот и другой проект абсолютно доступен для каждой образовательной организации нашей страны, в том числе и частной. А контроль и надзор за образовательными организациями осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В каждом регионе есть свои представительства Федеральной службы, Рособрнадзор сокращенно. Эти службы занимаются контролем реализации учебно-воспитательной деятельности образовательных организаций, в том числе и частных.

Кира Лаврентьева:

— Но в частных все же нет настолько единой системы, что ты приходишь, например, из частной в государственную или из государственной в частную, и ты ни дня не потерял. Они все равно идут по какому-то своему пути, по какой-то своей системе, как я наблюдаю.

Максим Костенко:

— Ну, тут есть какие-то особенности. Та система, которая сегодня укрепляется — единство образовательного пространства — уже в ближайшем времени приведет к тому, что и частные школы будут заниматься по тем же рабочим программам, потому что это требование законодательства.

Кира Лаврентьева:

— Ну да. Максим Александрович, а «Школа Минпросвещения России», это как раз то, о чем вы сейчас говорите или это какой-то уже другой проект? Я уже чувствую, что немножко запутываюсь.

Максим Костенко:

— «Школа Минпросвещения» — это, условно говоря, такая идеальная школа будущего.

Кира Лаврентьева:

— Ага, школа будущего, которую мы себе рисовали.

Максим Костенко:

— Да, абсолютно точно, с точки зрения министерства просвещения. И как раз наша задача — мы, как подведомственная организация и другие наши коллеги, кто участвует в проекте — прописать и предложить управленческим командам школ наиболее эффективный маршрут достижения лучших результатов в направлении знаний, то есть качества образования, в здоровьесбережении. А я бы даже сказал, что школа сегодня не столько здоровьесбережение, хотя эта задача остается, сколько уже здоровьеформирование, формирование отношения к здоровому образу жизни, в целом здоровьеформирующих технологий. Вопросы, связанные с проблематикой воспитания, о которых мы с вами говорили, дополнительного образования в контексте самореализации, развития, творчества. Вы знаете, что сегодня каждая школа имеет ориентир на создание собственного театрального кружка или театра школьного, собственного спортивного клуба, это активно поддерживается в рамках национального проекта со стороны министерства просвещения. И таких восемь основных направлений и требования к каждому из этих направлений, соблюдая эти требования, идя по этому маршруту, каждая школа может быть уверена, что она идет в правильном направлении. И этот образ будущего «Школы Минпросвещения» для них все ближе и ближе. В самом проекте выделено три основных уровня соответственно этим требованиям. Каждая школа может пройти, здесь не на оценку, никто не мониторит и не оценивает, здесь главное честность педагогического коллектива с самим собой, какому из трех основных уровней — базовому, среднему или продвинутому — соответствует на сегодняшний день работа школы. Для чего это нужно? После этой самодиагностики, самоидентификации проблем формируется программа развития школы, которая тут уж точно всегда совершенно особенная, и эта программа позволяет школе перейти на следующий этап.

Кира Лаврентьева:

— Существует ли реально школа идеальная какая-то хотя бы в каком-то виде? И какой она должна быть? Если бы вы могли назвать пять тезисов этой идеальной школы, какими бы они были, Максим Александрович?

Максим Костенко:

— Бережное отношение друг к другу с точки зрения... в законе это называется субъекты образовательных отношений. У нас глава государства, президент, неоднократно про это говорил, что главная задача всех нас — это сбережение народа, сбережение друг друга. Бережность по отношению друг к другу, мне кажется, один из ключевых, важных принципов. Это школа, в которой торжествуют или проповедуются, применяются ценности созидательного труда и коллективизма, то есть умение объединяться в решении совместной благоприятной, способствующей приросту общественной значимости задачи, какому-то проекту. И конечно, школа при условии осуществления командной, коллективистской работы, соработничества, способствующей самореализации, ощущению безопасности каждого из ее участников: это и дети, и учителя и, конечно, родители, которые являются неотъемлемой частью всей школьной жизни.

Кира Лаврентьева:

— Максим Александрович, буквально несколько слов про ЕГЭ. Понятно, что очень много родителей переживают за ЕГЭ из-за того, что если ребенок не сдаст, то остается на год, очень много неврозов и стрессов, связанных с ЕГЭ, это все ясно. Так же понятны и плюсы, что, благодаря ЕГЭ, любой ребенок из любого региона, если он его успешно сдает, может попасть в любой ВУЗ, о котором мечтает. Это нельзя списывать со счетов, это плюс весомый и огромный. Как вы лично, наверное, больше как отца вас спрашиваю, относитесь к единому государственному экзамену, как к необходимому элементу поступления в ВУЗ?

Максим Костенко:

— Лично — очень положительно. Мой старший сын очень хорошо сдал в свое время единый гос. экзамен.

Кира Лаврентьева:

— Вот поэтому и положительно.

Максим Костенко:

— И мы как родители, ни я, ни супруга, даже не замечали этого процесса интенсивности его подготовки. А младший сын, который сейчас будет сдавать в 9-м классе ОГЭ, нам рассказывает что-то интересное. Когда мы проходим по улицам Москвы, показывает какой-то дом, он начинает рассказывать историю, заходим в музей, он о чем-то рассказывает. Мы все время его вопрошаем: откуда ты все это знаешь? Он нам говорит: пап, мам, так я же в школе учусь. Если учиться и осваивать тот материал, который дает учитель, те домашние задания, чуть-чуть интересоваться тем предметом, который тебя привлекает, ты совершенно точно, спокойно выйдешь и сдашь экзамен без всяких треволнений и тревог. Плюс ко всему, то, о чем я сказал чуть выше. Что мы сегодня синхронизируем систему оценивания при изучении того или иного предмета в 5-м, 6-м, 7-м и так до каждого уровня государственного экзамена в 9-м и 11-м. Это также будет способствовать тому, что не нужно будет тревожиться о сдаче основного государственного или единого государственного экзамена.

Кира Лаврентьева:

— Да. Но это вопрос, конечно, нервный для родителей и для детей.

Максим Костенко:

— Безусловно. Потому что иногда мы переживаем больше за то, что вдруг произойдет, если будет не тот балл, который бы мы хотели, мы не поступим в тот университет, который мы... и так дальше.

Кира Лаврентьева:

— В который хотели.

Максим Костенко:

— Поэтому эти волнения понятны. Все родители, особенно одиннадцатиклассников, в такой ситуации финишной прямой.

Кира Лаврентьева:

— В тонусе.

Максим Костенко:

— Поэтому думаю, что не будет лишним пожелать удачи и ребятам и быть уверенными спокойными всем родителям, потому что именно родители будут внушать спокойствие ребятам, которые идут на экзамен.

Кира Лаврентьева:

— Напомним нашим слушателям, что в гостях у «Светлого вечера» Максим Александрович Костенко, руководитель Института стратегии развития образования. Максим Александрович, в одном из интервью вы сказали, что одной из основных проблем сегодня для школьников, для молодежи — это, безусловно, неограниченный интернет, кибербуллинг и интернет-зависимости. Не лишним будет добавить, что интернет-зависимость считается такой же опасной, как алкогольная и наркотическая, чуть ли не одинаково их лечат, игровые зависимости, интернет-зависимости. Максим Александрович, все эти прекрасные проекты, говорю от души, которые вы обозначили в нашей программе сегодня — и «Школа Минпросвещения» и Библиотека цифрового образования — это все глобально все равно цифровизация. В старших классах школ введено цифровое образование, большинство заданий нельзя выполнить без МЭШ, без Учи.ру, эти приложения, которые знает каждый родитель ученика, который обучается в государственной школе. С одной стороны, мы боремся с доступностью интернета, с детскими зависимостями от интернета, с другой стороны, идет глобальная цифровизация школьного образования. Где эта грань? Как это вообще возможно, учиться только в гаджетах, а потом их убирать, и в них не сидеть, я не знаю? Детская психика в принципе не готова себя ограничивать в гаджетах. Что вы думаете по этому поводу как родитель? И что вы думаете по этому поводу, как человек, который непосредственно участвует во внедрении всех этих цифровых проектов?

Максим Костенко:

— Скорее всего, сама наша жизнь повседневная цифровизуется, и как следствие, эти новые явления, модернизация нашей жизни, попадают и в школу. Прелесть школы в том, что любая образовательная организация, в первую очередь школа, как самая массовая образовательная организация, консервативна. До последнего не принимает инновационные процессы, и попадают они лишь тогда, когда уже, ну, просто жизнь давно изменилась, и школа, естественно, должна в контексте общего течения жизни происходить. Именно для того, чтобы ребята не попадали в непонятную, небезопасную цифровую среду, создается единая информационная система в стране министерством просвещения, которая будет называться и называется уже «Моя школа». Именно там, в «Моей школе» будут предлагаться единые образовательные ресурсы. В том числе Библиотека цифрового образовательного контента, какие-то электронные образовательные ресурсы под другим названием, других, может быть, разработчиков. Но они будут выполнены, исходя из всех требований, в том числе санитарно-эпидемиологических, чтобы не вызывать ту самую зависимость, о которой вы говорили, и гарантировать цифровую безопасность, дружественную цифровую среду.

Кира Лаврентьева:

— Это возможно?

Максим Костенко:

— В единой информационной системе это возможно. Сегодня каждый урок, допустим, цифровой образовательный контент, если вы обратите внимание, который предлагается с точки зрения содержательной, не предполагает более 15-20 минут, в зависимости от класса, работы непосредственно с экраном. И это в рамках санитарно-эпидемиологических норм. Плюс ко всему в содержании разработки Библиотеки цифрового образовательного контента не будет каких-то нехороших тем, куда бы мы с вами не хотели бы, чтобы наши дети смотрели, слушали или читали то содержание, которое иногда предлагает безудержность, безграничность, бесконтрольность интернет-пространства. И важным здесь еще является информирование, потом и формирование навыков информационно безопасного поведения самих ребят. Сейчас активно пересматривается содержание учебного предмета, который называется «Основы безопасности жизнедеятельности». Он теперь будет называться «Основы безопасности защиты родины», там появляется новый модуль, который посвящен выработке навыков информационной безопасности. Важно сказать, что эти навыки будут полезны и показаны и для самих родителей и для самих учителей, потому что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Если мама и папа в компьютере и в телефонах, даже когда за семейным ужином, то ребенок тоже полезет в гаджет. А мы видим, когда и маленькому ребенку в коляске, чтобы не плакал, не кричал, включили мультики, а куда уж он дальше полез пальчиками нажимать, это история бесконтрольная. В этом смысле образовательный контент контролирует содержание, вырабатывает навыки информационной безопасности, плюс ко всему в рамках санитарно-эпидемиологических правил. Но риск есть. Сейчас наши отечественные исследования говорят о том, что дети 6-10 мину не могут порой продержаться и сосредоточить свое внимание, например, при чтении книжки, при выполнении домашней работы. И тут же им важно 6-10 минут проходит, посмотреть, а не прислал ли кто какое сообщение, что там происходит в телефоне.

Кира Лаврентьева:

— Да. Конечно. У взрослых так же точно.

Максим Костенко:

— Абсолютно точно. Поэтому и было принято решение министром просвещения, два года назад он об этом объявил, в начале 22-23-го учебного года, что мобильные телефоны не применяются в рамках учебного процесса, на уроке нет мобильных телефонов. Могут применяться, например, компьютеры, если это урок информатики, либо по плану возможно использовать, допустим, ту же разработку цифрового образовательного контента, которая входит в единую государственную информационную систему «Моя школа», но это, очевидно, будет в рамках той продолжительности времени, которая не запрещено, которая рекомендуется, которая не приведет к каким-то негативным последствиям. Но о чем вы говорите, интернет-угрозы, угрозы цифровой зависимости — это та цель, с которой мы должны работать, даже, может быть, бороться все вместе, здесь баррикад нет, и родители и школа. И для этого тоже сейчас многое делается. Но, еще раз подчеркну, «ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Как только родители начинают много времени проводить с ребенком, занимаясь спортом, гуляя в театрах, в музеях, просто разговаривая дома, а не наблюдая за изменениями в каких-нибудь социальных сетях, то ребенок очень быстро откликается на такое поведение родителей. Как только ребенок чувствует, что родители заняты чем-то другим, другая доминантная линия поведения, ребенок уходит в интернет-пространство, где его ждут многие угрозы, как вы правильно сказали.

Кира Лаврентьева:

— То есть, поучается, родители в некоторой степени должны постоянно держать руку на пульсе, это не так, как в нашем детстве было, родители с утра до вечера на работе, а ты там сам по секциям, по школам, по занятиям, по урокам. Тут совершенно другая получается история.

Максим Костенко:

— Это очень важно. Ну и, конечно, говорим в рамках цифровой безопасности, что родитель должен иметь, например, если это ребенок особенно не старшего школьного возраста, есть такие механизмы, как родительский контроль, что на телевидении интернет, что на компьютере, что на непосредственно мобильном телефоне. Важно отслеживать, в каких сообществах что делает ребенок, какие лайкает он там сообщения или где он комментирует. Эти угрозы порой для ребенка непонятны и не известны. Конечно, родитель здесь первый, кто протянет руку помощи. Ну и конечно, учитель как всегда было, есть и будет.

Кира Лаврентьева:

— У нас ребенок очень любит своего учителя. Говорят психологи, что особенно для начальных классов и особенно для мальчиков этот первый учитель почти как мама. Это не мама, но почти как мама. И если она тебя не задавливает, не гнобит, и относится к тебе с уважением, ты раскрываешься как личность. Даже если у тебя дома не все в порядке, а хороший учитель, ты компенсируешь недостаток родительской любви любовью этого самого учителя. Понятно, что это вариант не идеальный, но он тоже есть, и нельзя это отметать. И, Максим Александрович, лично я как мама, пришла к выводу, что особенно в начальных классах не столько важно образование, положа руку на сердце, как важна правильная линия работы учителя с учениками. Важен психологический комфорт, важно, чтобы ученик с радостью ходил в школу, а не с ужасом, что его там опять будут долбать замечаниями бесконечными и раздражением. Вопрос к выбору учителя начальной школы, к подбору учителей начальной школы вообще стоит, есть ли некоторое различие, кого брать на эту должность, кого не брать на эту должность? Или пока вы еще этим вопросом не занимаетесь?

Максим Костенко:

— Важная тема. Когда вы меня спросили о том, как бы я представлял себе, как бы мог охарактеризовать идеальную школу, я не зря назвал слово «бережное», бережное друг к другу. Это та компетенция или тот навык жизненный, который поможет ребенку на протяжении всей жизни. Что такое бережность? Это то самое доброе отношение, умение слушать друг друга, умение доверять, умение войти в положение, вместе решить какие-то сложные задачи. Надо сказать, что учителя начальных классов это особая учительская каста по сравнению с учителями-предметниками, и пусть на меня коллеги не обижаются. Действительно, первый учитель, первая учительница запоминается на всю жизнь. Когда мы задаем вопрос взрослым людям, помните ли вы своего учителя, любого, даже не говоря, что первого, как правило, вспомнят про первую учительницу, которая является наставником, даже когда мы уже взрослые и у нас уже взрослые дети. Это важно — испытывать чувство благодарности к тому учителю, которого вы считаете наставником, к первому, не только к первому. Хотя это может быть и тренер, это может быть педагог доп. образования, мастер производственного обучения. Но тот взрослый, который важное влияние оказал на твою личную жизненную позицию, на твою судьбу профессиональную и личную. Возвращаясь к теме личности. Часто учителя начальных классов — это люди, которые прошли и педагогический колледж, потому что педагогический колледж у нас массово представляет направление подготовки специальности учителя начальных классов. И потом уже заканчивают высшее педагогическое образование, более мотивированные, с большим опытом и соответственно усиливают свои профессиональные и навыки и компетенции. Какого-то особого отбора идти в начальные классы или идти учителем-предметником нет. Здесь, скорее всего, профессиональные квалификации, связанные с полученным образованием, с полученной специальностью, с завершением той или другой основной профессиональной программы. Но вместе с тем, я в самом начале об этом говорил, люди, идущие в педагогическую профессию, это люди, ориентированные на прирост общественного блага, ориентированные на работу с той или другой возрастной группой.

Кира Лаврентьева:

— Да, это очень интересно. Максим Александрович, огромное вам спасибо. Я разговариваю с вами и понимаю, что энтузиазм во все времена очень ценился. Помимо профессионализма, доброты, образованности, желания сделать что-то великое, важен энтузиазм. Я тут узнала, что это слово образуется от греческого энтэо — Бог внутри. То есть получается, что это такая Божия искра внутри, когда человек энтузиаст. Поэтому я вас хочу поблагодарить за ваш энтузиазм, это первое.

Максим Костенко:

— Спасибо большое.

Кира Лаврентьева:

— И очень важно, чтобы в системе образования и во всех других государственных системах были энтузиасты, чтобы не съедало огромное количество дел и бумаг желание творить что-то великое. Так же школьникам и их родителям, сейчас окончание года, желаю здорового энтузиазма в жажду познания и жажду жизни. Это очень важно. Напомню, что наши регулярные беседы об образовании мы организуем совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая собирает лучшие, самые интересные опыты работы в области образования и воспитания. Узнать подробнее об этом проекте, стать участником или поддержать его можно на сайте clever-lab.pro. А мы прощаемся с нашим сегодняшним гостем. В гостях у «Светлого вечера» был Максим Александрович Костенко, руководитель Института стратегии развития образования. Меня зовут Кира Лаврентьева. Мы прощаемся с вами до следующего четверга. Всего вам доброго. И до свиданья. Спасибо, Максим Александрович.

Максим Костенко:

— Спасибо.


Все выпуски программы Светлый вечер

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем